Якутск в некотором роде уникальный город. Это единственный более-менее крупный город в России, который длительный период (около 4 - 4,5 месяцев) не имеет никакой связи с остальной Россией, кроме авиации. Дело в том, что Якутск находится на левом берегу Лены, а автодорога и железная дорога (пока ещё официально не сданная в эксплуатацию), связывающая столицу Якутии с "большой землёй" - на правом. И моста через Лену нет. Зимой (примерно с конца декабря - начала января по начало - середину апреля) наводят ледовую переправу, летом (с конца мая - начала июня по середину октября) - от Якутска до Нижнего Бестяха ходят паромы. Вот о них и репортаж.
Паромную переправу осуществляют несколько перевозчиков, пункты погрузки на них растянулись вдоль берега Лены примерно на полтора километра
скан с
google-maps 1. Паромы ходят с раннего утра до поздней ночи.
2. Впрочем, ночи тут светлые
3. У каждого свое расписание, некоторые ходят по 3 раза в сутки
4. Другие - почти каждый час.
5. В целом паромы отправляются примерно каждые 20 - 30 минут.
6. Погрузка на паром.
7. В основном паромами являются специально построенные суда проекта СП. Называются без фантазии "Паром-4"
8. ..., "Паром-5"
...и т.п. Но есть и более сложные имена.
9. "Капитан Леонтьев"
10. А тут, наоборот, никакого имени, просто серия и номер.
11. Также паромами работают сухогрузы-контейнеровозы проекта СК, которые дооборудовали аппарелями.
12. А один вообще является несамоходной баржей МП, которую толкает речной толкач
13. В часы пик к перевозке автомобилей подключаются суда и поменьше, вот идёт погрузка на 200-тонную баржу с толкачом проекта "Ярославец". Аппарель тут одна, поэтому заезжают на баржу задом.
14. А очереди на паром огромны. Особенно в вечер пятницы.
15. Вот пара панорам этой очереди.
16.
17. Просто пара красивых фото на паромы со стороны.
18.
Ну а теперь рассказ о моей поездке.
Паром в Нижний Бестях: туда и обратно.
19. Сел я на паром утром в рабочий день.
20. Идёт погрузка
21. По правилам пассажиров положено высаживать до посадки. Но тут всем пофиг.
22. Паром по графику должен был отойти в 7:30, но что-то не спешит. Рядом загружается "Капитан Леонтьев"
23. Пока осматриваю паром.
24. Места для пассажиров. Закрытых помещений нет, только навес от субвертикальных осадков. При ветре, конечно, будет неуютно.
25. Касса
26. Правила перевозки
27.
28. Прибыли и другие пассажиры :)
29. А кто-то тут издалека
30. Прошло 30 минут. "Капитан Леонтьев" уже отошёл, мы всё стоим
31. Пассажиры в томительном ожидании отправки развлекаются тем, что подкармливают чаек. А чайки об этом знают и умеют выпрашивать еду.
32. "Кушать давай!"
33. В 8:10 с опозданием на 40 минут паром отправился. Точнее, по-видимому, просто не было предыдущего рейса.
34. Идём мимо земснарядов, которые занимаются очисткой судового хода от ила
35.
36. Встречный паром
37. Паром - транспорт демократичный. Пассажиры собрались самые разные, есть даже сотрудники каких-то спецслужб.
38. А чайки летят, не отстают.
39. Ещё бы, их же тут кормят. А что ещё делать пассажирам, путь не близкий, около 20 км, 1 час 20 минут примерно.
40.
41.
Оказывается, эти птицы умею немного зависать в воздухе!
42. Пока паром идёт, нужно сходить в кассу и купить билет.
43. К слову, оказалось, что он стоит 120 рублей.
44. А вообще, тарифы недешёвые...
45. Но спрос на паромы всё равно огромный. Пустыми практически не ездят.
46.
47.
48.
49.
50. Навстречу проходят паромы
51. И речные "маршрутки"
52. Да, данные маломерки тоже совершают регулярные пассажирские рейсы, сколько стоят - не знаю, но они намного быстрее паромов.
53. Прямо на реке на якоре стоит огромная нефтеналивная баржа, причём, судя по осадке, явно залитая под завязку.
54. Чуть подальше ещё одна, но уже с толкачом.
55. Все ближе высокий правый берег Лены. Впереди видны пристани.
56. Пассажирский причал. Тут останавливаются речные "маршрутки" и далее уже отходят маршрутки колёсные.
57. Грузовой причал. До 2015 года его не было, ибо в нём не было нужды. Но появление железной дороги поблизости внесло свои коррективы, теперь часть грузов северного завода, перегружают с ЖД на суда не только в Осетрово (город Усть-Кут, станция Лена), но и здесь. Правда, в отличие Усть-Кута, здесь остаётся автомобильное плечо около 20 км.
58. А здесь причаливают паромы.
59.
60. Проходим мимо ряда паромов различной степени загрузки и останавливаемся в самом конце. Берег тут имеет весьма запущенный вид.
61. Причаливание происходит так. Сначала команда парома опускает аппарель, затем паром заходит чуть выше и бросает якорь. Потом постепенно стравливают его, чтобы аппарель оказалась ровно напротив "причала". После этого чуть чуть подправляет рулём и причаливает окончательно. Затем ходовые двигатели глушатся.
62. Примечательно, что за всю поездку билеты никто так и не проверил...
63. Ну а навстречу уже выстроилась очередь.
64.
Далее я пошёл в Нижний Бестях, затем безуспешно попытался попасть на одноимённую станцию. Про это писать не буду, чтобы не перегружать рассказ, а только добавлю немного пейзажей из окрестностей переправы.
65. Вид с высокого берега.
66.
67. Деревенский пейзаж. Это не весь Нижний Бестях, а ма-аленькая его часть, причём нетипичная.
68. Федеральная трасса "Лена" - основная дорога, связывающая Якутск с "большой землёй".
69.
70. Вот и очередь на обратный паром.
80. Большая панорама процесса посадки (прокручивается внизу).
81. Посадка во всю идёт.
82. Паромщик расставляет автомобили как можно плотнее. Задачка поместить их на ограниченную площадь как можно больше. Обычно ставят так, что двери открыть проблематично.
83. Вот так в итоге получается:
84. Отходим обратно.
85.
86.
87. Опоздавшие догоняют.
88.
89. Это самые важные пассажиры. Они не покупают билеты в кассе, но сидят на самых козырных местах.
90. Периодически между ними возникают споры из-за места.
91. Но до драк не доходит, всё обходится перетусовкой.
92. Очень интересно наблюдать, как они сидят на аппарели. Когтей у чаек нет, поэтом держатся на ней они едва-едва, балансируя крыльями и хвостом.
93.
94. Посередине необычная чайка с белой головой.
95.
Но вернёмся к другим пассажирам и парому.
96. Небольшая очередь в кассу.
97.
98.
99. "А волны бегут от винта за кормой и где-то вдали пропадают..."
100. Безопасность прежде всего
101. Многоместный спасательный "квадрат".
102. Заглянул в машинное - а там дизель с открытыми клапанами. Вот это зрелище, смотреть, как они ходят вверх - вниз, вверх - вниз, и при этом "чух-чух, чух-чух" делают. Завораживает. Медитировать под это можно.
Всего там два таких ходовых дизеля, плюс одна или две вспомогательных ДГУ для собственных нужд.
103. Проходим мимо Якутского порта.
104. На подходе к "причалу" пришлось подождать минут 15, ибо место было занято другим паромом. Но вот, наконец, причаливаем.
105. До свидания, небольшое речное путешествие окончено.
Послесловие.
Да, паромы, это конечно, красиво и романтично, но всё же очень долго (с учётом очередей и посадки от 2-х часов в одну сторону) и дорого. Представьте, например, что семье из двух человек и двух детей захотелось съездить на отдых на другой берег. За паром придётся отдать более полутора тысяч рублей. Сумма немаленькая для большинства.
Помимо этого паромы и переправы работают в лучшем случае только 2/3 года. А в остальное время Якутск и примыкающая к нему часть Якутии - это даже не "остров", а хуже, даже не могу подобрать слово. К острову хотя бы можно подойти на корабле, здесь же почти полная изоляция для любых более-менее массовых грузов.
Разумеется, данный фактор негативно сказывается на экономике и жизни Якутска. Причём речь идёт не о каком-нибудь крупном производстве (тут всё понятно, без вариантов), но даже в мелочах. Например, в посёлке Павловск на правом берегу реки Лена есть молочный завод. Но рынок сбыта очень мал - это посёлок Нижний Бестях и окрестности. Расширять рынок сбыта и увеличивать производство невозможно - ибо треть года эту продукцию будет просто некуда девать. И так далее...
Якутску мост (или туннель) нужен как воздух. Но его финансирование уже в который раз отложено на неопределённый срок. Сейчас федеральные власти заканчивают строительство Крымского моста и начали проектировать мост (или тоннель) на Сахалин ориентировочной стоимостью 540 млн. рублей (подробней об этом можно почитать в ЖЖ у
periskop, например,
здесь). Почему? Зачем? Я не знаю, я пока не видел ни одного удовлетворительного объяснения. Ведь в отличие от Якутска предполагаемый сухопутный путь на Сахалин будет дольше водного (и по расстоянию, и по времени), а навигация до Сахалина круглогодична (в 2016 году был отменён только 1 (один!) рейс парома Ванино - Холмск из-за погодных условий).
Тут впору разве что согласиться с "навальновцами", что причина в том, что на более масштабной стойке денег отмыть можно больше... Другого объяснения я не вижу.
Но будем надеяться, что круглогодичное железнодорожное и автомобильное сообщение с "материком" Якутск получит в обозримом будущем. Хотелось бы когда-нибудь приехать прямо в Якутск на поезде. Ведь уже сейчас железная дорога совсем рядом и очень востребована.