"Чёрт ногу сломит": о дополнительной информации в железнодорожных билетах.

Aug 10, 2017 06:56



(Это Бийск, фото просто для привлечения внимания)

Недавно, как водится, "на основании многочисленных жалоб и просьб пассажиров" РЖД немного поменяли форму билетов на поезда дальнего следования. Вот что об этом пишет глава РЖД Олег Белозёров в своей интернет-приёмной:

Уважаемые пассажиры!

Среди обращений, поступающих в мою интернет-приемную, встречаются письма, где пассажиры жалуются на навязанные им услуги или же, напротив, справедливо задают вопросы по поводу обещанных им, но отсутствующих сервисов. Речь идет о несоответствии получаемой услуги заявленным при покупке билета характеристикам. Чаще всего это отсутствие в вагоне кондиционера и биотуалета.

Билет - это договор о перевозке. И мы считаем, что договор этот должен быть абсолютно прозрачным и понятным каждому пассажиру. Пассажир должен четко знать, за что он платит. Проанализировав ваши пожелания, мы решили изменить внешний вид железнодорожного билета и тем самым снять вопросы о сервисах. Теперь в нем наглядно будут отражены все услуги, за которые вы платите. С июля в каждом проездном документе, который продается в кассах, стали размещаться пиктограммы, обозначающие ту или иную услугу либо ее отсутствие. Осенью мы распространим эту практику и на электронные билеты - в настоящее время вносятся необходимые изменения в программное обеспечение. Ознакомиться с типами и классами обслуживания в поездах дальнего следования можно на нашем сайте.

Кроме того, по вашим просьбам теперь на билете указывается местное время отправления и прибытия поезда, а также разница местного времени с московским. Это позволит избежать путаницы и исключить случаи опоздания на поезд из-за неверного прочтения информации на билете. Билет станет выглядеть более современно и понятно для всех пассажиров, а компания продолжит дорабатывать сервисы с учетом ваших пожеланий.

Ну а теперь посмотрим и проанализируем, что получилось. Вот новый вид железнодорожного билета (светло-красным выделил то, что добавилось в минувшем месяце):



Таким образом, новую информацию добавили просто двумя отдельными строками, принципиально форма билета не изменилась. А теперь проанализируем, насколько он стал понятней и удобней. Для этого я выделил всю информацию на билете разными цветами по степени важности её для пассажира:
1. сиреневый - информация первостепенной важности (дата, время и станции отправления и прибытия, номера поезда, вагона и места);
2. синий - важная для пассажира информация, но не ключевая (класс обслуживания, данные пассажира и т.п.);
3. чёрный - информация предназначенная для служебных целей и налоговых органов, простому пассажиру она не интересна и большей частью непонятна;
4. красный - дубль уже имеющейся важной для пассажира информации.

И вот что получилось:


Как видим, информация различной степени важности перемешана совершенно хаотичным образом. Вот, убрал подложку и повысил яркость цветов, чтобы был понятен уровень хаоса:


И в дополнение, подсчитал квадратики разных цветов:


Итого, чёрных квадратов почти половина (23 из 47), то есть половина информации в билете пассажиру вообще не нужна. И ничего бы страшного, если бы она просто шла отдельными строками, но она весьма сильно перемешана с важной для пассажира информацией. Поэтому ни о каком "простом и понятном для всех пассажиров" говорить не приходится. Тот, кто пользуется поездами изредка (то есть не знаком с видом билета на подсознательном уровне), будет вынужден долго искать глазами нужную информацию.

Отдельно отмечу, что значительная часть пассажирской информации теперь дублируется два раза. На мой взгляд, это совершенно не нужно, и только вносит дополнительную путаницу.

Ну и местном времени в билетах. По слухам, ввели это нововведение под давлением активистов Саратовской области. Дело в том, что в прошлом году Саратовская область сменила часовой пояс c московского на время, соответствующее своему географическому расположению. И хотя кроме Саратовской области в том году поменяли часовой пояс ещё 9 регионов, именно у некоторых саратовцев почему-то возникли какие-то неразрешимые трудности с пересчётом с местного на московское время. Настолько тяжёлые, то они стали писать об этом во все инстанции, посвящать этой проблеме передачи на радио и т.п. (Я не шучу, сам в шоке от того, что там творится.).

Но в итоге РЖД пошло им навстречу и стало печатать в билетах местное время. Только вот стало ли понятней? Посмотрим ещё раз на билет внимательно:


В первой строчке (которую обычно человек читает в первую очередь) указано московское время отправления, но сказано об этом только на 5 строчек ниже. И только в 8-й строке указано отправление по местному времени! По-моему, путаницы стало больше, а, соотвественно, вероятность ошибиться со временем отправления только возросла. Возразят, что внимательный человек прочитает всё и разберётся, но вообще-то внимательные люди не путались и до нововведения (уж пересчитать с московского на местное время может любой первоклассник), вот как раз невнимательным стало сложнее, ибо сходу понять, какое время написано в первой строчке непросто.

Добавлю к этом ещё, что в расписаниях на сайте РЖД и вокзалах для поездов дальнего следования по прежнему указывается московское время:


... и на табло отправления-прибытия аналогично (пригородные - по местному, дальние - по мск):


... и вокзальные часы традиционно показывают московское время (впрочем, на станциях, где поездов дальнего следования нет, а только пригородные, бывает и местное).

При таком подходе указывать местное время только в билетах как-то странно. На мой взгляд, нужно всё привести к единому знаменателю - либо везде указывать только московское время, либо везде только местное. Я лично за последний вариант (зачем создавать лишнее двоевремение?). Впрочем, думаю, возможно РЖД как раз это и планирует в ближайшем будущем, а это только первый шаг.

Ну а нагружать существующую форму билета дополнительной информацией, на мой взгляд, - путь тупиковый. Нужно менять её кардинально. Я бы сделал примерно так:

1-я строка:
- номер поезда и маршрут --- отправление (станция, дата, время) --- прибытие (станция, дата, время) --- номер вагона --- номер места
2-я строка:
- тип вагона, доп. услуги --- тип и расположение места (верхнее, нижнее, боковое...) --- время в пути
3-я строка:
данные пассажира(ов)
4-я строка:
- стоимость билета
5-я строка и далее:
- вся прочая информация (о перевозчике, для служебного пользования и т.п.)

Тогда билет действительно будет простой и понятный для всех пассажиров.

билеты, путаница, поезда, РЖД

Previous post Next post
Up