Полковнику никто не пишет. Как пропал командир полигона в Ключах в 1998 году

Nov 17, 2014 17:59


В начале ноября 2014 года в Санкт-Петербурге военная контрразведка заинтересовалась партией лососовей икры, доставленной в северную столицу на военном борту Ил-76 из камчатского п. Ключи. Якобы для личного потребления и на раздачу друзьям целым полковником летчиком А. Кизьяковым. Хорошую версию защиты выбрал военный. Поселок Ключи известен за пределами Камчатки не только самым высоким вулканом Евразии Ключевская сопка, но и полигоном Кура, куда падают боеголовки при испытаниях ракет МБР.
В 1998 году там пропал целый полковник В.Д. Богатырев, исполнявший на тот момент обзяанности командира полигона.



Статьи за тот год у меня не осталось ни в бумажном, ни в электронном виде. А вот за 2001-й, на 3-ю голдовщины пропажи, сохранилась в электронном виде в архиве. Хочу ее поставить. Во-первых, это был трагический и загадочный случай пропажи не простого человека. Хочу освежить в памяти те события. Да и просто чтобы статья висела в Рунете, вдруг кому-то пригодится, или кто-то захочет дополнить ее, поправить меня. На тот момент на Камчатке никто такие вещи не писал кроме меня.



На фото въезд на "двадцатку", а вернее на главную площадку ОНИС-43. 2010 год

Сегодня, 16 августа 2001 года исполняется ровно 3 года с того момента как в г. Ключи-20 бесследно исчез и.о. командира в/ч 25522 полковник Валерий Дмитриевич Богатырев. С тех пор его никто не видел, ни живого, ни мертвого. В тот день он отправился с коллегами и их семьями в лес за грибами и пропал. Искали его сотни офицеров, солдат, гражданских лиц, милиция, с собаками, на вертолетах и машинах. Подключали экстрасенсов, но офицер пропал бесследно. ФСБ даже отрабатывало версии, что офицер сбежал в США со стратегическими секретами, либо его похитили иностранные разведки и тайно вывезли за пределы РФ используя подводные лодки. Поэтому искали даже на побережье следы вражеских диверсантов.

В то время командовал полигоном, под кодовым названием «Кура», полковник Г.Л. Катович. В августе он ушел в отпуск. Исполнять обязанности командира остался начальник штаба В.Д. Богатырев. После его исчезновения командование принял на себя заместитель командира в/ч 25522 полковник Алексей Афанасьевич Донец. После исчезновения полковника через несколько дней автор этих строк позвонил в штаб в/ч 25522 с целью узнать подробности и результаты поисков. Один военный чин с дубовыми листьями на лацканах задал неожиданные вопросы: “А откуда вы это узнали? А почему вас должна интересовать эта информация?” и хамовито послал журналиста подальше… Ну это традиционно приходится сталкиваться с таким хамски-надменным отношением к прессе и нежеланием что-то рассказывать.

В ЛЕС ПО ГРИБЫ



16 августа 1998 года и.о. командира части п-к В.Д. Богатырев отправился в лес за грибами с сослуживцами. Уехали на трех «уазиках». В компании были заместитель командира по измерениям полковник В.В. Бритвин, заместитель командира полигона полковник Ю.И. Воронин (по старому начальник политотдела), психолог подполковник Драчук. Некоторые были семьями. Жена Богатырева в тот момент была на материке. Офицеры и их семьи разбрелись по лесу в поисках грибов. Через несколько часов собрались в  домике лесничего.

Там допили водку, доели закуску. Но командира не дождались. Все уехали в город, оставив в домике психолога Драчука. Особой тревоги никто не высказал. Ну, подумаешь, человек заблудился, может на поляну грибов наткнулся большую. Всякое бывает.

И только уже в ночь на 17 августа, поняв, что с Богатыревым могло произойти что-то неладное (медведь, сердечный приступ, несчастный случай) командиры подняли с постелей бойцов 14-го отдельного измерительного комплекса (в/ч 73990). Они устроили в лесу пальбу из автоматов, чтобы полковник мог выйти на шум. Но офицер не появился. В понедельник 17 августа к поиску приступило уже около 200 человек. И на протяжении 2 месяцев они прочесывали окрестные леса. Помогали им местные охотники-следопыты, члены семей, милиция, авиация. Но никаких следов не нашли. Командир как в воду канул.

Когда 17 августа 1998 года главный замполит полигона полковник Ю.И. Воронин пришел в одну из частей, офицеры поинтересовались у него, правда ли, что пропал командир? Воронин сделал вид, что ничего особого не произошло, и он впервые слышит эти сплетни… На первых порах скрывали от личного состава.



Районы боевых полей - место падения боевых блоков МБР. Это огромная закрытая территория на Камчатке для гражданских и природоохранных ведомств. Военным браконьерам там раздолье.

На «двадцатке» поползли слухи, что Богатырева грохнули. Из главного штаба ракетных войск стратегического назначения (РВСН), расположенного в г. Власихе Московской области приехала оперативно-следственная бригада. Приезжали сотрудники из Хабаровской и Московской прокуратур, многочисленные офицеры военной контрразведки и ФСБ. К поискам и расследованию подключился родной брат пропавшего офицера, служивший в столичной милиции.

Выяснилось, что командир части согласно инструкциям не может выехать за пределы без согласования с командиром дежурных сил (КДС) ракетных войск стратегического назначения. КДС сидит в глубоком бункере за пультом и отслеживает все ракетные шахты на территории страны. Каждый командир части РВСН при выезде за пределы части обязан доложить КДС-у куда он выезжает, на сколько и обязан взять с собой радиостанцию, чтобы быть на постоянной связи с оперативным дежурным в/ч. Ничего этого Богатырев не сделал.

Большинство думали, что Валерий Дмитриевич мог упасть в какую-нибудь яму. Яму не нашли. Останков тоже. Рек в той местности, где искали грибы, нет. Поэтому население все больше верило в версию об убийстве? Почему?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ-  ИКРОВОЗЫ

Я не претендую на роль детективного агентства и, наверное, не открою тайн на то, что в последние годы творится на «двадцатке». Это известно многим. Будете в Ключах, поговорите на эту тему с местными. И они вам расскажут, что транспортные самолеты военной авиации называют «икровозами», что досмотреть их не может никто, ни рыбвод, ни милиция, ни местный отдел ФСБ. Что каждый год, к дню рождения бывшего главкома РВСН И. Сергеева (в 1998 году назначен министром обороны) Ключи отправляли в Москву военно-транспортный самолет набитый балыками, икрой, ягодами, грибами. Солдаты все лето не покладая рук трудились на политгоне во славу ракетного оружия. Самолет направляли для презентов имениннику главкому и офицерам главного штаба. Сергеев ценил своего камчатского подчиненного командира. Став министром обороны продлил  Катовичу контракт сверх предельного возраста службы, хотя новый главком РВСН Яковлев отказал Катовичу, достигшему предельного возраста в службе.

Начальник штаба В.Д. Богатырев заняв должность НШ понял, что в его руках не только власть над военными, но и кое-что побольше. Согласно должностным инструкциям именно начальник штаба давал добро на взлет самолетов и вертолетов с аэродрома в Ключах. Даже командир полигона тут не смел распоряжаться. Только у начштаба была такая прерогатива. И Богатырев мог проверять, что вывозит тот или иной борт, и в случае чего тормозить.



Попы на "двадцатке". Вот они могут попасть на любую подлодку, в любую часть. им почему-то не нужны пропуска никуда

По сведениям автора на п-ка Богатырева работало две крупные  браконьерские бригады из солдат и прапориков. Шкерили рыбу, солили икру. Говорят, что Владимир Дмитриевич оказался жадноватым и ни одного хвоста мимо себя не пропускал. Поскольку услугами авиации пользовались и другие браконьеры с высокими должностями и званиями, то Богатырев умудрился и их «доить», а кое-кому запрещал вылет на материк с тоннами браконьерской рыбы и икры, имея на то власть, и наживая себе кровных врагов.

1996-й год стал «кризисным»  для военных рыбаков. Тогда в устье реки Камчатки стали два парохода, перегородили все сетями и пока не набили трюма неркой не ушли. Уловы военных резко снизились. Это была такая странная "научная" программа КамНИРО. О ней они стыдливо в своих мемуарах умалчивают.

Ежегодно бригады браконьеров и собирателей ягод, грибов для командования формировались в узле связи в/ч 03691. Ловит по лицензиям и база обеспечения в/ч 30080. Солдатам на стол кое-что перепадает из рыбки. Но куда девается икорка, сколько вылавливается сверх лимитов - никому точно известно. По разным оценкам в среднем 30-50 т икры заготавливали браконьеры в погонах. причем не боясь никого и ничего. У них под рукой свои вертолеты, свои самолеты, свои тягачи и вездеходы.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ - ТОПЛИВО


Вторая версия в деле исчезновения полковника - топливо.Дело в том, что гарнизон в Ключах ежегодно сжигает в своих топках и двигателях внутреннего сгорания тысячи тонн угля, мазута, солярки, бензина. Добавьте к этому немалое количество авиационного керосина. Все это горючее приходит в Усть-Камчатск. Перевозится на берег, а затем уже доставляется в Ключи по реке.

В начале и середине 90-х к воинским частям обратили свой взор организованные преступные группировки. Поживились они хорошо. Можно предположить, что часть топлива ушлые интенданты Ключей также толкали «налево». Методов для этого предостаточно. Подобный пример есть в Завойко, когда разворовали стратегический резерв Генштаба примерно 5000 т. Тревожные сигналы поступали куда надо, а именно в ФСБ. Но там мух не ловили и даже мышей боялись.

В Ключи не раз приезжала комиссия ГШ РВСН для проверки финансово-хозяйственной деятельности полигона Кура. 98 % своего времени проверяющие жрали водку, закусывали икоркой и балыками, к ним прикомандировывали «телефонисток» и уезжали они с опухшими лицами, презентами, сытые, довольные и глубоко удовлетворенные.


В частности в сентябре 1998 года работала такая комиссия из Власихи. Причем иногда такие методы проверок у военных получают документальное подтверждение. В одной из своих статей я писал фамилии ревизоров Минобороны, проверявших базу горючего в Завойко. И называл фамилии военных ревизоров, которым большую часть времени стелили скатерть самобранку, возили с проститутками по паратункам, а они подписывали формально акты проверок, поэтому недостача, считай преступления ревизорами не вскрывались.

Во время пропажи Богатырева заместителем командира части по тылу был полковник Морозов. Он уже однажды руководил в Ключах интендантской службой. Перевелся в Москву и надо же такому случиться - офицер снова попросился на Камчатку. Катович был против назначения в Ключи Морозова, но главком Сергеев назначил его снова. Такое редко бывает, чтобы офицер из Москвы попросился назад на север. Мёдом ему тут было намазано что ли?

Так вот, в гарнизоне Кура ходили слухи, что Богатырев и Морозов были в неладах. И якобы однажды один из офицеров слышал, как они спорили насчет топлива и Богатырев обронил фразу: «Я тебя посажу». Но Морозов, несмотря на то, что был большой любитель компаний и пикников на грибы 16 августа не поехал. Поэтому у него железное алиби.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ - УГОЛОВНЫЙ АВТОРИТЕТ

Ну, как и везде повелось по России, несколько лет назад и в Ключах-20 появились свои авторитеты. Командовал местной бригадой уголовник по фамилии Льгот. Он неоднократно парился в бане с офицерами штаба части и даже с Катовичем. Банщик после этого возомнил из себя крутого перца и разговаривал с простыми офицерами сквозь зубы. Население поговаривало, что Льгот контролировал цены в коммерческих магазинах «двадцатки» и снимал с них дань, делясь кое с кем из военачальников. В те времена в гарнизоне прокатилась волна квартирных краж. Это связывали с гастролерами, которые приезжали из Петропавловска в гости к Льготу. Отрабатывали версию о причастности к исчезновению Богатырева бригады Льгота. Но ничего не нашли. (Любопытно, что Льгота со временем грохнули из дробовика, а с его девушкой  Катей стал сожительствовать полковник Морозов, который  не дружил с п-ком Богатыревым.- И.К.)


В Ключах многие были убеждены, что кто-то знал о том, что Богатырев поедет за грибами в конкретное место. И якобы, по одной из версий, там уже в лесу ждали киллеры. Они следили за грибниками. Обычно как собирают грибы? Каждый идет в лесу по своей тропке отдельно от других. И за полковником следили, а когда он удалился в чащу, его грохнули, а труп надежно спрятали, благо в тех диких местах можно схоронить не только человека, а мамонта.

Для следствия в числе основных версий фигурировал природный фактор. В камчатских лесах ежегодно исчезает бесследно несколько человек. Возможно, полковник заблудился, потерял ориентацию и углубился на приличное расстояние. А там действительно или сердце хватило, или произошел несчастный случай, в результате которого офицер погиб, а труп не смогли найти. Хотя искали долго и упорно с собаками.

Третьей версией отрабатывался случайный выстрел. На грибы кто-то из компании брал с собой ружье. Но эта версия подтверждения не нашла.

История с исчезновением исполняющего обязанности командира полигона Кура В.Д. Богатырева до сих пор остается загадкой и покрыта мраком. Однозначно ясно, что главные версии три: 1) несчастный случай 2)виновата природа, или 3) убийство на почве разборок с икрой и топливом.
Эта история с пропажей полковника  высветила многие негативные явления, поразившие ракетные войска стратегического назначения, в частности то, что командование части было причастно к коммерческим сделкам и заготовкам браконьерской продукции в больших количествах, использованию рабского труда солдат, военной авиации и пр. Хотя вряд ли это нашло свое отражение в уголовном деле по факту исчезновения полковника В.Д. Богатырева.

Компетентные люди говорят, что России незачем держать такую раздутую воинскую часть. В Ключах с поставленным перед ОНИС-43 задачами может справиться один-два батальона. Но там по-прежнему держат более тысячи офицеров, прапорщиков, контрактников, и кучу солдат срочной службы. Ведь нужно кому-то присваивать генералов, полковников. А если войск будет мало, лампасы некому будет цеплять? Боеголовки на боевые поля  падают теперь 3-4 раза в год. По прогнозам  через 15-20 лет Россию обгонит по ядерному вооружению Франция, Англия, Китай, Индия и Пакистан, но часть в Ключах все равно останется. В штабе ракетных войск тоже любят икорку с балыками.

Игорь КРАВЧУК (2001 год)

PS. Происшедший недавно случай с полковником А. Кизьяковым и его тонной икры говорит, что в Ключах ничего не поменялось.

Еще раньше я писал статью "О чем молчат аэростаты" также о махровейшем браконьерстве в аэростатной эскадрилье. А 20 лет назад писал как в этой эскадрилье украли около 2000 кг чистейшего серебра. Естественно никого не смогли найти. Вы спросите откуда серебро? Коротко поясню. При пусках ракет в воздух поднимались огромные гелиевые аэростаты с приборами. Что-то измеряли в траектории и параметрах падающих боеголовок и передавали на землю. Аппаратура запитывалась от самолетных аккумуляторов, в каждом из которых содержалось более чистейшего 8 кг Аргентума (серебра) пробы 999. Склады ЗИП с аккумуляторами были разворованы подчистую. Кстати большая кража таких АКБ была и в Елизово. Тогда судили летчика истребителя  в звании капитана и солдата. Офицер еще приходил ко мне в редакцию весь "убитый" горем.

В конце 90-х, начале 2000-х подобным моим расследованиям стала противодействовать военная контрразведка и РУ ФСБ. Делали конечно это пассивно, но топорно и подло. Через прослушку телефона гэбнюки  вычисляли мои контакты из числа офицеров. Ну а потом как бы где-то офицеру невзначай кто-то намекал,что мы знаем о твоих контактах с журналистом  и рекомендовали молчать и держать язык за зубами. Дармоеды гэбёныши тогда взяли меня в глубокую оперативную разработку, как потенциального "крота", спалив кучу агентуру, сотрудников наружки и пр. Но это отдельная тема нашего тайного взаимодействия с любимой ЧеКа. Вместо того чтобы помогать мне в моих расследованиях они стали чинить препятствия и ставить палки в колеса. В итоге еще способствовали моему привлечению к уголовной ответственности.

Игорь КРАВЧУК

катович, кура, контрразведка, полковник богатырев, коррупция, камчатка, армия, рвсн, ключи-20, браконьерство, камчатский край, фсб

Previous post
Up