Военная контрразведка накрыла теневой канал поставки браконьерской икры из камчатского п. Ключи.
Прилетевший в Левашово военно-транспортный Ил-76 с тонной красной икры заинтересовал военную контрразведку. Есть вопросы к командиру авиаполка, имеющему давние связи с Камчаткой. Потомственный летчик и блестящий офицер Кизьяков всю икру берет на себя. Следствие задумалось о теневом канале поставки и браконьерах.
От автора. О том, что военные на Камчатке давно занимаются браконьерством камчатские журналисты писали не раз, в частности Кравчук И.Р. В конце 90-х им было опубликовано расследование "О чем молчат аэростаты" где подробно с фамилияими, именами, адресами, званиями и должностями были названы все поименно кто занимался браконьерством в аэростатной эскадрилье. Военная прокуратура и контрразведка закрыла на это глаза. Ментам вояки как всегда не по зубам. Писали не раз, что военные борта, взмывающие с аэродрома Ключи-20 все местные давно прозвали "икровозами". И вот надо же, впервые пожалуй (больше не припомним) замели первую партию икры доставленную с Ключей-20 военным бортом.
Помимо того, что вояки вырезают реки они занимаются масштабным браконьерством. Выбивают лосей, медведей. На эту проблему обращал внимание депутат края Р. Гранатов, председатель антикоррупционной комиссии С. Мылов, но с военных как с гуся вода. Военный прокурор молчит как рыба об лед, типа ему ничего не известно о нарушениях. Но прокурор же не пойдет лично на ВПП проверять что везет самолет, а оперативного состава у него нет. Полицию, рыбвод туда не пускают, т.к. военный объект, режимность, секретность и пр.
И вот наконец то какие-то честные военные контрразведчики поняли, что офицеры вообще то должны служить Родине, а не икру возить не понятно кем произведенную, для каких целей. И решили немного счистить икру с погон военных коммерсантов.
Т.н. "двадцатка" или Ключи-20, закрытый гарнизон, откуда регулярно стартуют военные борта, груженные икрой. Досмотреть военные самолеты не может никто из тех кому положено: рыбвод, полиция, россельхознадзор, ФСБ. И вот за дело взялись наконец-то военные контрразведчики.
На фото: Камчатский п. Ключи. Россиянам он известен тем, что рядом находится самый большой вулкан евразии Ключевская сопка и тем, что здесь где-то находится военный полигон Кура куда падают боеголовки МБР
11 октября в Левашово (отдельный транспортный авиационный полк ЗВО) приземлился военно-транспортный самолет Ил-76, пунктом отправления которого значился один из аэродромов Камчатки. В грузовом отсеке борта, прилетевшего на регламентные работы, находились белые пластиковые контейнеры (на камчатском сленге - «кубики». - Ред.) по 25 килограммов каждый. Военнослужащие левашовского полка перегрузили их в «Газель», нанятую за пару тысяч рублей у петербургского перевозчика, и машина с Горского шоссе отправилась в 33-километровый путь. Пункт назначения - военный холодильник склада комплексного хранения материально-технического снабжения (МТС) в Кронштадте, который несколько лет военными не используется, так как после перехода на аутсорсинг питание частей обеспечивают коммерческие организации. Через всю страну борт доставил 1100 килограммов кетовой икры и почти два центнера красной рыбы. Для военных целей не предназначенных. Через три дня, 14-го, в холодильник заглянула делегация силовиков во главе с военной контрразведкой. Еще через сутки только ленивый в Кронштадте не обсуждал закрома. Икра здесь отродясь не водилась. По нормам обеспечения она военным неположена. Только подводникам на атомных подлодках.
На фото: бывший командир полигона в Ключах п-к Г.Л.Катович и кандидат в главы Усть-Камчатского района Б.А. Невзоров. Тогда вояки обеспечивали победу кого хочешь, делая перевес голосов. Метода проста: солдатам бусы в виде нового телевизора и видика, командиру джип и толстый пресс в карман и победа считай в кармане. Катович много знает о самолетах-икровозах, и незаконно отправляемой икре с военого аэродрома. -И.К.
По словам зевак, которым посчастливилось заглянуть в холодильник, на контейнерах есть этикетки. Судя по ним, икру лососевых рыб (кета) солили 19 - 20 августа 2014 года на предприятии в поселке Усть-Камчатский. Некоторые коробки были вовсе без указания производителя и даты выработки. На нескольких разглядели нанесенные черным фломастером надписи «КАИ» и «Абанин».
В делегации были представители 53-го Центра ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики Западного военного округа. Они отобрали пробы. Исследование показало содержание плесени, стафилококков и дрожжей.
«Это может свидетельствовать о вылове браконьерским способом, без соблюдения технологий изготовления», - предположили специалисты.
Военно-транспортной авиации коммерческие перевозки запрещены. Происхождением груза озадачились военные следствие, прокуратура, штаб Западного военного округа. Не исключалось, что деликатес готовился к реализации через розничные сети города, и осторожно предполагалось, что военные самолеты с подобным грузом могут прилетать достаточно часто.
По данным «Фонтанки», правоохранители побеседовали с начальником продовольственной службы авиаполка капитаном Алексеем Аничкиным. Якобы он осведомлен о переправке икры и рыбы с аэродрома в Кронштадт. И будто бы его коллега, начальник продслужбы склада МТС капитан Александр Агафонов, тоже не был удивлен вопросом, как морепродукты с Камчатки транзитом через Левашово оказались на вверенной ему территории.
На фото место падения боевого блока ракеты МБР. Военный полигон Кура раскинулся на огромных камчатских просторах, где проходят рыбные реки, где леса изобилуют животным миром, грибами, ягодами. Военные давно считают это своей вотчиной. У них есть вертолеты, самолеты, высокопроходимая техника, бесплатная рабсила в виде солдат и пр. Предприимчивые люди в погонах уже давно запасают рыбку, икорку не только ради пропитания голодной зимой, но и на коммерческую продажу, что показал случай с А. Кизьяковым. Кстати, в 2003 году он принял авиаполк в Ключах от своего отца, что является уникальным случаем.
Обстоятельства прилета и разгрузки военного борта узнавали у 39-летнего командира авиаполка ЗВО полковника Анатолия Анатольевича Кизьякова. Он хоть в должности всего несколько месяцев, но не спросить было нельзя. До перевода в Левашово служил как раз на Камчатке. Сын заслуженного военного летчика Анатолия Ивановича Кизьякова, награжденного орденом «За военные заслуги». Карьера Кизьякова-младшего ярка и стремительна. Окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, попадал на страницы «Красной Звезды», подполковника получил в 29-летнем возрасте. В 2003-м сменил ушедшего в запас отца и возглавил легендарную эскадрилью ракетного полигона Кура в районе камчатского поселка Ключи. С середины 1950-х годов здесь проводятся испытания баллистических ракет. Летописцы эскадрильи отмечали такие черты молодого командира, как здоровый энтузиазм, целеустремленность, решительность и упорство.
«Фонтанка» дозвонилась по телефону авиаполка до Анатолия Кизьякова. Он внимательно выслушал историю о самолете и икре.
- Если я превышаю полномочия, надо работать по факту на аэродроме. А в Левашово ни разведчики, ни другие люди не приходили и ничего не изымали. При чем тут Кронштадт, не понимаю. Совпадений не вижу.
Позиция неосведомленности слегка противоречит Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных сил, утвержденной министром обороны Сергеем Шойгу. Согласно документу, командир авиационной воинской части ответственен за проверку соответствия оформления воздушных перевозок лиц и грузов и организует проверку законности при вылете и прилете. Кроме того, согласно той же инструкции, на всех аэродромах Минобороны для исключения неплановых и не предусмотренных заданием воздушных перевозок лиц и грузов работают нештатные группы контроля.
«Контролю подлежат все воздушные суда Вооруженных сил, независимо от их подчиненности и характера выполняемых задач», - указано в приказе министра обороны.
Корреспонденты "Фонтанки" цитируют приказ министра С. Шойгу, да на этой коррумпированной твари самой клейма ставить негде. В 90-е и начале 2000-х камчатское МЧС было занято широкомасштабными заготовками рыбы для пропитания личного состава. Они даже получали официальные лимиты. В Усть-Большерецке они каждую путину разбивали свой лагерь и ловили, ловили, ловили. Это все знают. Икру вывозили бортами МЧС в Москву. Один местный коммерсант на этом сделал нехилое состояние. Авиация МЧС летала только с личного приказа Шойгу-оола. Так что шогун это алчный, жадный, хитрый, коварный. Многие его сейчас чуть ли не обожествляют после министра Сердюкова. Но они ошибаются. - И.К.
Немногим позже «Фонтанка» выяснила, что Анатолий Кизьяков в общении с правоохранителями был общительнее, нежели с прессой. Он взял всю икру на себя, но категорически отверг предпринимательскую версию. Якобы пояснил, что приобрел деликатесы на свои средства, по тысяче рублей за килограмм, и перевез в числе прочего личного имущества к новому месту службы. Собеседники «Фонтанки» вспоминают, что полковник оправдывался большой семьей и делился планами раздать икру среди новых товарищей и сослуживцев. Причем будто бы у Анатолия Анатольевича имеются на руках воинские проездные документы на перевоз личного имущества.
Однако и эта версия может вызвать вопросы у проверяющих. Статья 66 приказа министра обороны от 6 июня 2001 г. № 200 - «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» - разрешает военнослужащим в связи с переводом к новому месту военной службы перевезти до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а при его отсутствии - другими видами транспорта, за исключением воздушного. Статья 20 ФЗ "О статусе военнослужащих» говорит о том же.
Кроме того, привезти крупную партию икры в Петербург - дело хлопотное. «Фонтанка» поговорила с предпринимателем, регулярно поставляющим морепродукты с Камчатки:
- Покупаешь на предприятии тонну, тебе выдают накладную и заводской сертификат качества. Начинается государственный кошмар. Везешь икру в Петропавловск-Камчатский. Отдаешь в лабораторию на химанализ. С документами идешь в Россельхознадзор. Он 5 - 10 дней рассматривает документы и дает добро на вывоз в другой регион. Везешь в аэропорт, там тоже сельхознадзор. Он ставит икру на сутки на отстой. Еще тебя может проверить транспортная полиция. Потом только грузят в зафрахтованный самолет. Купить икру в Усть-Камчатске и привезти в Петербург без этой цепочки почти нереально, независимо от цели вывоза - для продажи или личного употребления.
После того, как Кизьяков подтвердил свою причастность к икре, 459-й военно-следственный отдел в отношении Александра Агафонова вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статьям 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и 238 УК РФ («Хранение товаров, не отвечающих требованиям безопасности»). В военно-следственном управлении по ЗВО «Фонтанке» уточнили, что проверка в отношении командира авиаполка продолжается.
Икра по-прежнему хранится в холодильнике в Кронштадте. 53-й Центр ветеринарно-санитарной экспертизы ЗВО выдал предписание ее уничтожить как опасную для употребления. Регулярность и частоту икорных рейсов правоохранители по-прежнему выясняют.
Александр Ермаков,
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру» PS. Комментарий старого специалиста камчатского рыбвода Сергея : "Они там десятилетиями занимаются браконьерством. Там на восточном побережье есть очень рыбная река Озерная. Она находится как раз на территории военного полигона. Над которым гражданским вертолетам, самолетам летать нельзя. Мы часто просили гражданских вертолетчиков облететь реку. Только редкие хулиганы могли позволить себе такое. На что вояки сразу кричали грозно в эфире, что вы залетели на запретную территорию и грозили потом карами. Река вырезается ежегодно. Однажды мы попросили нас высадить в верховьях реки. Верховья не входят в полигон. И начали сплавляться. У них там вечная рыбная свадьба. Браконьерство махровейшее. Потоком идут ГТТ, ГТС, вертолеты вывозят. Всю жизнь военные борты эту икру вывозят. Это тоже все знают в т.ч. в контрразведке. Почему "смершевцы" решили хлопнуть этого полковника мне не понятно. Значит кто-то захотел его крови, значит он кому то не отстегнул. Депутаты должны пересмотреть вот эти дурацкие законы, чтобы природоохранные ведомства могли летать, ездить и проверять в т.ч. военных. А то это удобное прикрытие. Вон вокруг Вилючинска вырезали все. И там скоро при кончат".