* это переводной пост, оригинал
здесь. перевод мой, замечания принимаются)
16.07.2017
«Это будущее.. или прошлое?» - Человек Из Другого Места
«Я ношу полено, да. Вам это смешно? Мне - нет. За всем кроется причина. Причины могут объяснить даже абсурд. Есть ли у нас время, чтобы узнать причины такого разного человеческого поведения? Думаю, нет. Некоторые находят время. Их называют детективами? Смотрите - и увидите, чему учит жизнь». - Маргарет Леттерман, известная как Дама-с-поленом.
«Мы увидимся снова через 25 лет» - Лора Палмер.
«Что если как-то днём или ночью в твоё самое одинокое одиночество прокрался бы демон и сказал тебе: “Эту жизнь, которой ты живёшь сейчас, тебе придётся прожить снова, а потом снова, несчётное количество раз; и в ней не будет ничего нового, но вся боль и вся радость, каждая мысль и каждый вздох, и всё самое незначительное и самое замечательное в твоей жизни вернётся к тебе, всё в той же последовательности и в том же порядке - даже этот паук и лунный свет между деревьев, и даже этот момент и я сам. Вечные песочные часы существования переворачиваются снова и снова, а вместе с ними и ты, пылинка.”» - Фридрих Ницше, Весёлая наука*.* Идея мыслительного эксперимента «вечное возвращение» получает полное развитие в «Так говорил Заратустра», но эта цитата - из его более ранней книги «Веселая наука»: Nietzsche, F. The Gay Science. (Kaufman, trans.). New York: Vintage Books, 1974, p.273 (Originally published 1882).
«Билли Пилигрим отключился от времени.. Самым важным, из того, что я узнал на Тральфамадоре, было то, что когда человек умирает, только кажется, что он умер. Он всё такой же живой в прошлом, поэтому это так глупо, когда люди плачут на похоронах. Все моменты, прошлое, настоящее и будущее, всегда существовали , всегда будут существовать… Время есть время. Оно не меняется. Оно не поддаётся предупреждениям или объяснениям. Оно просто есть. Прими его, мгновение за мгновением, и увидишь, что мы все, как я уже сказал ранее, жуки в янтаре». - Курт Воннегут,
Бойня номер пять.
«Кое-кто однажды сказал мне: Время - это плоский круг. Всё, что мы когда-либо делали или сделаем, мы будем делать снова и снова. И этот маленький мальчик, и эта маленькая девочка снова будут в этой комнате, и снова, и снова навсегда». - Раст Коул, Тру детектив.
Регги Леду: «Время - это плоский круг».
Раст Коул: «Это ещё что? Ницше? Заткнись нахрен».
У меня есть дурная привычка - разгадывать, чем закончатся книги или фильмы. И скажу вам, в 9,5 случаев из 10 я прав или чертовски близок к тому. И я не экстрасенс, я просто много читал и много смотрел. Думаю, одна из причин в том, что существует очень малое количество идей, которые используются в повествованиях, есть просто новые способы изложения одной и той же истории. И единственный ключ к разгадке сюжета или загадки истории - в том, что все истории похожи. Отсюда, вам нужно лишь догадаться, основываясь на фактах (=выдвинуть обоснованное предположение). Реально, ничего сложного в этом нет. [от автора: «Обычные подозреваемые» меня провели] Так что, вероятно, поэтому я и наслаждаюсь Твин Пиксом.. это шоу не так просто расшифровать.
Идея про этот пост о Твин Пиксе и времени пришла ко мне пару недель назад. Мы с женой смотрели
Прибытие. Вещь, которую я так ждал. Мы оба занимаемся переводами, и не каждый день нам показывают фильм о лингвисте, спасающем мир, если вообще не впервые. Но уже спустя 10 минут я повернулся к жене и сказал: [Внимание, спойлер!] «Чёрт, меня взбесит, если она отключилась от времени». Спойлер, так и было, или, по крайней мере, это касается её воспоминаний. Но я не взбесился. Скорее, я расстроился из-за того, что мой мозг выдал это. Хотя на мозг всё не свалишь. Частично виноваты киношники. Они дали разгадку в самом начале, и эта их разгадка является сюжетной основой моей любимой книги Бойня номер пять. Фильм начинался так:
Я всегда думала, что это начало твоей истории. Память - странная вещь. Она работает не так, как я думала. Мы так завязаны со временем, с его последовательностью..
Два моих любимых жанра в любой обёртке - это детективы и научная фантастика. А если их можно смиксовать, так даже лучше. Чем мне так нравятся детективы - можно сделать их игрой и играть в неё. Читатель/смотрящий получает ту же информацию, что и детектив, так почему бы не побыть самому детективом? А Твин Пикс - это, в конце концов,
детективная история.
Вспомним структуру традиционного детектива:
1. Протагонист (обычно кто-то извне, третья сторона) получает задание от клиента (обычно первого или второго лица);
2. что-то мешает клиенту жить дальше в настоящем, в будущем;
3. протагонист копает под прошлое, выводя историю на поверхность;
4. раскрывает правду, касающуюся чего-то такого из прошлого, что каким-то образом влияет на будущее; и в конце, но не последней значимости,
5. определяет будущее.
Большинство детективов, как правило, линейны и делятся лишь на прошлое, которое идёт об руку с настоящим в будущее, на деле в прошлое не заходя. Детектив идёт из пункта А в пункт Б, а из Б, наконец, в пункт С, подводя итоги прошлого так, чтобы герои вместе со всем, что их ранее удерживало, смогли попасть в будущее. А Твин Пикс хоть и детектив, он определённо не линеен. Отвлекись мы на минутку от сюжета, то увидим, что время в повествовании в сериале Твин Пикс и в фильме нелинейно. Так что это не столько персонажи, сколько мы, наблюдатели, отключены от времени. Рассмотрим сериал и фильм. Даже приквел Огонь, иди со мной - не начало истории. Он скорее ближе к пункту Б, чем является отправным пунктом А. Мы не видим начальную точку до 8й серии 3го сезона, до “рождения БОБа”. Увидим ли мы вообще концовку - это ещё посмотрим. Ведь Твин Пикс - это больше сериал о наслаждении поездкой, а не о том, как попасть в пункт назначения.
Однако есть несколько персонажей, которые могли бы считаться “отключёнными” от времени. Лучшим примером является
Гарланд Бриггс. Бриггс кончился в 9й серии, продвинув сюжет лишь на дюйм от той точки, в которой бы мы сейчас ни находились(пункт Д? Ф?...), к следующей. Неплохо для мертвого парня, чья голова парит в пространстве сама по себе.
Но как Бриггс это сделал? Видения. И у него их много.
Гарланд Бриггс не единственный персонаж с видениями и снами, которые не то, чем они кажутся. Справедливости ради, у Дэйла Купера их тоже немало.
Как и у Бриггса, сны Купера выполняют
двойную функцию. Первая из которых заключается в том, что его сны работают как руководство. Примерно в 1986 году специальному агенту приснился тибетский народ и его бедственное положение. Этот сон привёл Купера к его modus operandi, его дедуктивному методу,
Тибетскому методу. Вторая функция снов Купера заключается в том, что они пророчествуют или, по крайней мере, отдаленно прогнозируют будущие события; вспомните Огонь, иди со мной, как Купер рассказывает Гордону и Альберту о снах, которые находятся на грани того, чтобы стать реальностью. Но почему?
Не ясно, почему и каким образом Дэйл Купер или Гарланд Бриггс видят такие сны. Но, может, это и не сны/видения. Что если Дэйл Купер и Гарланд Бриггс отключились от времени, как
Билли Пилигрим у Курта Воннегута, и эти сны/видения не сны и не видения, а воспоминания. Но не типичные воспоминания, которые приходят из прошлого. А воспоминания, которые у них только будут.
В отличие от Билли Пилигрима Воннегута, Купер и Бриггс не обречены просто по инерции заново переживать прошлое. Напротив, посредством своих будущих воспоминаний, представленных в качестве снов и видений, они способны руководить сами собой (^^Купером и Бриггсом из прошлого) в попытке либо убедиться, что будущее идёт по плану, либо что они меняют (= исправляют) будущее. Вспомните сцену в начале 1й серии 3го сезона, где ??????? [актёр, прежде известный как Великан] разговаривает с Дэйлом Купером. Эта сцена полностью чёрно-белая. Вроде бы из этого ничего не вытащишь, кроме какой-то туманной информации. Но посмотрев 8ую серию, мы можем догадаться, что это сцена из прошлого, так как все сцены, происходящие в прошлом, снимали чёрно-белыми. 8я серия также довольно ясно показывает, что время движется нелинейно, когда ??????? создаёт сферу (шар) с сущностью Лоры Палмер в нём, за несколько десятилетий до ее земного рождения.
Так что если мы уже видели концовку? Давайте на минутку задумаемся. О чём эта история? О Лоре Палмер. Она ключевая фигура в подаренной нам тайне. Вы можете сказать: “Но она мертва, там почти нечего разгадывать”. И вы отчасти правы. Ну а если разгадка заключается в том, что Лора Палмер находит выход из Красной Комнаты и отправляется в лучший мир (=трансцендируется))? Если это и есть наш случай, то мы это уже видели. 25 лет назад.:
Click to view
твиттер автора эссефэйсбук автора эссе