Репортаж можно считать эксклюзивным, поскольку Троицкая церковь в селе Гребенкино Калужской области запрятана сейчас так, что случайный народ сюда вряд ли забредёт, а специфический, вроде нас, больше не приедет. Церковь эту из маршрута предполагается исключить.
Услышанная предыстория такова. Церковь построена по проекту архитектора Н.В. Султанова по заказу старообрядцев. Султанов - знаток древнерусского зодчества, реставратор и искусствовед, чьим "коньком" был московско-ярославский стиль XVII века. Старообрядцам до 1905 г. строить церкви было запрещено. Но поскольку среди них народ был очень не бедный (Савву Морозова, например, можно вспомнить) строить им очень хотелось, и не абы как, а при содействии известных зодчих. По одной из версий, старообрядцы и архитектор ударили по рукам и построили в "запретном" 1903 г. эту Троицкую церковь. Всем хорошо - община получила свой достойный храм вдали от всевидящего ока Русского Православия, а Султанов - поле для эксперимента, попробовав себя в средневековом новгородско-псковском стиле. И версия хороша, если бы не одно маленькое "но", которое возникло у дилетанта вроде меня после рассмотрения остатков росписи. Но об этом дальше.
UPD. Обсуждения темы в ФБ показали, что, скорее всего, ни старообрядцев, ни Султанова тут не было.
Дорога к церкви лежала через просёлочную дорогу, мостик через речку Шаня и вспаханное поле. Благо была сухая погода, иначе бы не лежала. Вдалеке маленькая белая точка - это наш автобус. Пёхом около километра, может чуть больше.
А вот и церковь. Я тоже не вижу. Без провожатого и джипиес бессилен.
Церковь сама заброшена, но кладбище вокруг ещё используется местными для захоронений.
Кажется, что иду смотреть на руины Вавилона )
Колокольня ещё в приличном состоянии, нас переживёт.
Здание церкви тоже кажется вполне восстановимым. Кирпичи выпадают местами, но трещин на стенах, что хуже, вроде не заметила.
Свод купола цел, остатки росписи даже сохранились. Символика показалась очень знакомой, оставалось покопаться в памяти и инете.
Память подсказала про Евангелистов. А о символике можно прочитать тут, в Вике, откуда дилетанты сейчас обычно черпают глубокие познания.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84 Тетраморф (греч. τετραμορφος - четырёхвидный) - в иудео-христианском вероучении и богословии - крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia, они же Четыре живущих, у протестантов - Четыре живых существа), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали Символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
В Русской церкви
Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на
Большом Московском соборе в
1666 году.
[12] В ходе
реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.
С
1722 года по указу
Синода запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных.
[20] Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в только
старообрядческой иконописи.
Старообрядцы
Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк - орлом, Матфей - ангелом, Лука - тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к
Иринею Лионскому. В «
Поморских ответах» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:
В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…
[21] То есть евангелисты у старообрядцев должны были быть изображены примерно как ниже. Русская Церковь такие изображения запретила.
Евангелисты в Троицкой церкви изображены "по версии" Русской Церкви как раз, в человеческом облике и символическими животными за спиной. Почему старообрядцы не изобразили евангелистов по своему, если церковь спрятана от посторонних глаз?
Евангелист Лука с тельцом.
Евангелист Матфей с ангелом.
Евангелист Иоанн со львом.
От евангелиста Марка ничего не осталось, только фрагмент с головой орла сохранился.
Ещё один тетраморф - рябины, ели, берёзы и отростка дуба )
Вот такой компот получился: потаенная церковь старообрядцев, возведенная в запрещённая для её строительства время, но расписанная по канонам Русской православной церкви.
У вавилонских шумеров, кстати, тоже есть аналогия такого тетраморфа. Но лучше тут уже не углубляться )
Троицкая церковь где-то там, за полем и воон за теми деревьями. Может ещё кто навестит её )