Некоторые декоративные элементы, оформляющие стены зданий.
Оба дома имеют вот такие трехгранные окна с очень широкими подоконниками:
Другой дом. Такие же окна.
Между рядами трехгранных окон - двойные фронтоны. Такие же, но одинарные фронтоны встречаются на протяжении всего здания (на следующем снимке).
Присутствует и такое, в значительно меньшей степени выступающее перед основной массой стены, оформление окон.
В описываемом Г. Тахватулиной (так бы хотелось назвать по имени, но в книге оно не приведено полностью) 1947-м году улицы Ползунова, где в самом начале 50-х была построена основная часть «цветметовских» жилых домов, еще не было. На той территории, где сейчас находится ее левая сторона, в то время только строился Дом культуры, вызывая недоумение и интригуя жителей жилквартала своим необычным расположением - тыльной частью здания к жилым домам. В заводской газете даже появилось стихотворение:
«Дворец - Дом культуры
Прекрасной архитектуры.
Но стоит фасадом
К посетителю задом» (Там же. С. 85).
Дело в том, что жители тогда еще не знали о том, что перед фасадом здания Дома культуры пройдет улица - улица Ползунова.
На этом снимке по центу за маленьким но очень густым березовым сквером как раз и видна задняя стена Дома культуры. (Сейчас здание бежевого цвета.)
Дом культуры им. 30-летия ВЛКСМ сегодня (современное название - «Дворец культуры ОАО КРАСЦВЕТМЕТ»)
Здание объемное. Вдали виден угол дома Юности, 12.
Из ворот на улицу Юности вывернула радостная компания с желтыми шарами - наверняка, из ДК.
Строительство ДК в 1947-1948 годах осуществлялось специфически, в соответствии с тем временем. «Район Дома культуры и детских учреждений был оцеплен высоким забором с колючей проволокой и вышками по углам, где стояли вооруженные часовые.
Раннее утро начиналось с грохота крытых железом грузовиков, откуда высыпала серо-черная масса мужчин. Это приезжали «зеки» - спецконтингент, живущий в лагере, принадлежавшем заводу п/я 121.
А за забором вплоть до самого Енисея шли картофельные поля» (Там же).
Воспоминания другой работницы завода цветных металлов, Р. Немцовой, также помогают восстановить атмосферу сороковых, составить представление о быте людей, живших здесь.
«Я приехала на завод по мобилизации через райком комсомола из Даурского района, и со мной были еще двое. Жить устроили нас в барак - единственный в то время. Коллектив пополнялся, прибывали еще мобилизованные, жить стали в одной комнате 10 человек. Бараки строились быстро, и позднее нас всех расселили. Кроватей не было - их заменяли деревянные топчаны с матрацами, набитыми деревянными опилками и стружками. С собой ничего не привезли, т.к. сборы на месте были объявлены, как солдатам, мобилизованным в армию, т.е. ложка, кружка и на пять суток питания.
С отоплением было плохо, и мы топились стружками, потом стали ломать топчаны. Помню, что свой топчан до того доломала, что спала потом на двух оставшихся досточках. Позднее кто постель из дома привез, кто купил. …
С продуктами было очень плохо. Но отмечу, что рабочие нашего завода были снабжены питанием много лучше завода п/я 32 (Ворошиловский) (Красмаш - k), где люди, идя с работы, просто падали, были истощены от голода.
Столовая находилась на жилквартале, где стояли всего два дома, 12-й и 14-й по ул. Юности. У них было по два подъезда, а столовая находилась на том месте, где сейчас ясли, и кругом были огороды.
Это здание бывшего детского сада (Ползунова, 11) расположено слева от ДК. Ясли, о которых идет речь, находились справа от него. Сейчас здание снесено, а на его месте территория Теннис Холла.
Зима 1943 года была очень холодная и снежная. В выходной день мы обычно собирали одного человека потеплее и с ведром в руках отправляли из бараков в столовую, в ведро брали и первое и второе блюдо, все вместе - все казалось вкусным» (Там же. С. 88-89).
Р. Немцова пишет и о жизни в домах № 12 и 14 по улице Юности в 1944-м году:
«В конце 1944-го нас перевели жить в жилквартал, так как добавились к этим домам достроенные подъезды. Мы имели железные кровати, тумбочки. Полученные из ЖКО, но и здесь было очень холодно зимой. Часто сидели без воды - воду заменяла замерзшая сосулька в кране, т.к. часто лопались трубы. Без света приходилось нередко сидеть, потому что по причине холода многие в нашем квартале включали большие плитки, электрические самодельные «козлы» для отопления помещений, а свет лимитировался и нас отключали» (Там же. С. 89).
А Вероника Ануфриева рассказывает о своей маме, которая приехала во время войны из Новоселово добровольцем на строящиеся красноярские заводы - попала на Цветмет. «Начальник отдела кадров вскрыл запечатанное направление, проверил документы, оформил на работу, выдал продовольственные карточки. Написал коменданту записочку: «Разместить Каменеву (Шуру Каменеву, маму Вероники - k) и Пахарькову в двенадцатом доме, двенадцатой квартире». Комната оказалась теплой. На кухне - кирпичная печь и паровое отопление. С дровами было туговато, и полученный по карточкам овсяный супчик разогревали на батарее». (Ануфриева В. Золотая Шурочка // Наш рабочий район / сост. Л. П. Бердников. - Красноярск : Платина, 2002. - С. 176.)
Из этого рассказа мы узнаем, что дом № 12 (очевидно, и № 14) во время войны были общежитиями: «Часто заходил в общежитие к молодежи директор завода Михаил Ильич Гутман, по-отечески заботился о них. Как-то заглянул к девчонкам в комнату, сел на топчан и упал… На следующий день появились у них новые железные койки». (Там же. С. 177.)
На сайте завода (
раздел «Фото») представлена фотография военного времени - девушки-работницы завода.
К сожалению, снимок очень маленький - рекомендую открыть оригинал.
Там же, но уже
в разделе «История завода» - вот такой старый снимок. Работники завода у одного из его корпусов.
Наверное, вслед за Домом культуры во дворе двух старых домов появился парк. «Там, где сейчас расположены спортзал и хоккейная площадка, был своего рода небольшой парк отдыха», - вспоминает Г. Тахватулина. Сейчас парка нет, хотя пространство, где он располагался, еще не все застроено. А на месте старой хоккейной площадки недавно появилась вот такая современная:
Поговорив с жителями домов, узнала, что в жилых домах на протяжении всей их истории располагались те или иные учреждения (или их подразделения). Так, в доме № 12, в угловом подъезде довольно продолжительное время располагался детский сад № 41, а в других подъездах когда-то работал участковый, недолгое время находилось ЖКО. В доме № 14 находилась музыкальная школа (думаю, так был назван один из классов музыкальной студии ДК 30-летия ВЛКСМ).
Да и сейчас здесь не только живут.
Здесь, оказывается, сейчас находится школа иностранных языков.
Но с тех пор остался удивительный, очень компактный, огороженный металлической оградой сквер, где под высокими, с пятиэтажный дом, стройными березами можно, как в лесу укрыться от летнего зноя. И - вдруг, оказаться в настоящем березовом лесу!
Сквер видно с улицы Юности за воротами. Он прямо за лавочкой, что в центре снимка. Справа от лавочки можно разглядеть калитку.
А в сквере том гуляет одинокая прекрасная Муза:
А если посмотреть другим взглядом - торжественно стоит на постаменте.
Хотелось бы, чтобы она гуляла здесь всегда.
В начале 90-х годов «градостроительная история» двора продолжилась - в нем напротив дома № 12 для работников завода был построен пятиэтажный дом углом, Юности, 12а. Помню, его строительство вели югославские строители. Дом был возведен над стоявшим там давно двухэтажным.
На снимке хорошо видна граница старого и нового зданий. Двухэтажка была построена в 1969-м году, о чем сохранилась соответствующая запись.
С другой стороны. В двухэтажном здании прежде находилось ЖКО. Сейчас же там располагаются:
Да-да,
Музей завода цветных металлов, открытый в 1983-м году, с 2005 года располагается доме № 12а и доступен всем. Я обязательно в нем побываю и поделюсь впечатлениями и новыми знаниями.
Еще несколько видов двора:
Здесь сохранились старые лавочки.
Каменная стена справа очень старая.
На переднем плане - композиция из камней (натуральных и окрашенных). Ландшафтный дизайн.
Достаточно много в предыдущих постах фотографий, отражающих творчество жителей старых дворов, направленное на их озеленение. Вот и здесь.
Новые дорожки, недавно завезенная земля - атрибуты динамичной жизни двора, его постоянного движения ко все более совершенному благоустройству. Только бы не переборщить…
За поворотом - сквер.
Жители двух домов по улице п/я 121-го, а также бараков и общежитий в 1947-м году не знали, что жилквартал будет расширяться и перед Домом культуры пройдет новая улица. Но к осени 1949 года за ДК появились заборы, ограждающие строительную площадку - началось строительство домов нынешней улицы Ползунова (Там же. С. 85). В следующих постах покажу сегодняшнюю улицу Ползунова, ее вид в начале 50-х, приведу воспоминания жителей домов. И, конечно же, соберу и представлю материал о ДК им. 30-летия ВЛКСМ.