Троицкая церковь Енисейска - архитектурный образец для возведения Покровского собора в Красноярске

Nov 03, 2009 20:05

Опять возвращаюсь к поездке в дивный город Енисейск. Образ столицы Енисейской губернии с самого детства манил и был безупречен: старина, церкви, огромный Енисей, которому уже не так далеко бежать до моря-океана, как от Красного яра. Знания, сведения о городе, воспринятые позже и так или иначе проанализированные левым полушарием, незначительно повлияли на дожившее до этого лета правополушарное представление-образ.




А посему, отправляясь в Енисейск, таила-лелеяла в душе ожидание загадок, с разгадками и без, блаженного растворения в созвучной душе атмосфере старинного города. Реальность же превзошла все ожидания. Все дело в степени. Старина, историчность - да, но - гораздо больше, всеохватнее, чем думалось-гадалось. Ощущение композиционной законченности, компактности - да, но - гармоничнее, чем ожидалось. В центре города практически нет новых, второй половины XX столетия, зданий - раз-два и обчелся. Здание администрации города, пара магазинов… Удивляет, привлекает внимание каждый дом - не отделаться от желания обойти вокруг, войти внутрь двора. Что мы и делали по возможности.
Юлия уже рассказала о наших прогулках по Енисейску - подробно, содержательно и методично. Впрочем, мы именно так и изучали город - с картой (и, разумеется, с фотоаппаратом) в руках :).

Впрочем, Енисейск прежде я посещала, но - проездом. В самом буквальном смысле. Спустя два года после окончания школы меня с моими дорогими одноклассницами провезли на легковой машине через город по пути в село Подгорное. Запомнилась тогда показавшаяся очень длинной стена монастыря. Возможности посмотреть город в ту поездку не представилось. Загадка осталась таковой.
Сейчас же город нам открылся. Неожиданное впечатление - моментально, стоило увидеть тот Енисей и его берега, пришедшая ассоциация с приволжским патриархальным провинциальным городком. Ведь Енисей-батюшка там совсем иной - будучи широким настолько, что и течения-то почти не видно, он больше на Волгу похож. Да и на горизонте горы не просматриваются, все больше равнина да перелески.
Окна Енисейска - это особый мотив в песне города, достойный отдельного внимания. Богатые объемные выразительные наличники. На одном из деревянных домов даже маскароны на них обнаружили! (Всего в городе два дома с маскаронами.) Откроем одно из них - окно Троицкой церкви Енисейска, соединяющее Енисейск и Красноярск.


 
А вот здесь как раз неожиданностей не предполагалось. Готовясь к путешествию, мы, привыкшие работать с информацией, прочли о Енисейске, сколько успели. И среди прочего узнали, что, оказывается, Свято-Покровский собор Красноярска - единственное сохранившееся здесь культовое здание XVIII века - был построен по образцу к тому времени уже возведенной в Енисейске Троицкой церкви. Не терпелось посмотреть на «прообраз». Какая она, Троицкая церковь, сейчас? Иллюстрации в книгах и буклетах, отображающие современный вид церкви, не отвечали на эти вопросы: на них, как правило, изображен один из фасадов. Оказалось - слишком велики утраты. На этих снимках, конечно, нет нелепой деревянной крыши над центральным фасадом, которая прижимает церковь к земле, у н и ж а е т ее в прямом и переносном смысле. Очевидно, она осталась со времен, когда храм выполнял роль гаража…



Фото из буклета «Православная культовая архитектура Енисейска XVIII - начала XIX вв.».

А вот такой мы увидели Троицкую церковь этим летом.



Подойдем ближе.







Обойдем справа.













Один из фасадов церкви разрушается на глазах.




Кажется, вот сейчас упадет очередной кирпич…




Задняя часть здания.






Двор церкви.

В ограде Троицкой церкви в 1845 г. был похоронен декабрист Александр Иванович Якубович (1792 - 03.09.1845). Приговоренный к смертной казни, замененной вечной каторгой (позже срок был сокращен до 20 лет), он отбывал ее в Петровском Заводе и Нерчинских рудниках. «В 1841 г. по Высочайшему повелению был переведен в с. Назимовское Енисейского уезда, где тяжело заболел. … Якубовичу было разрешено приехать в Красноярск, но он доехал только до Енисейска, где 3 сентября 1845 г. скончался в городской больнице. Похоронен в ограде Троицкой церкви (могила утрачена)» (Енисейск : исторический очерк // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск, 1989. - С. 71.)

А вот такой была Троицкая церковь до большевистского разгула. На снимках начала XX века она прекрасна.



Снимок из 2-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова - основателя всем известного в Енисейске музея-усадьбы Фотоизба «Легенда»

Каменная Троицкая церковь построена в 1772-1776 гг. в глубине городской застройки на небольшой возвышенности в 500 м. от берега Енисея как приходская формирующейся новой слободы города вместо старой деревянной церкви. Освещена в 1782 г. «Состояла она из основного Троицкого придела и приделов в честь Сретения Господня и Иконы Божией Матери Живописный Источник» (Фаст, Г. Енисейск Православный : очерк / Геннадий Фаст. - Красноярск : Енисейский благовест, 1994. - С. 26.) Боковые теплые приделы были заложены одновременно с главным холодным храмом и завершены в 1773 г.



Снимок из 2-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова

Константин Шумов относит ее ко второму периоду развития енисейской культовой архитектуры - 60-70 гг. XVIII в.: «Особенности енисейской строительной культуры этого времени были связаны с проникновением в нее самобытных декоративных мотивов иркутской архитектурной школы, отличавшейся своеобразным привкусом соседнего Востока. Эти влияния на енисейской земле были творчески переработаны местными зодчими и гармонично сплавлены в единое целое с устоявшимися традициями уральского барокко. Результатом этого стилистического компромисса стало появление в Енисейске ряда каменных церквей с оригинальным фасадным убранством. Наиболее выдающимся произведением этой поры была Троицкая церковь, декор которой представлял собой свободную вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви - наивысшего достижения иркутских мастеров каменных дел XVIII века» (Православная культовая архитектура Енисейска XVIII - начала XIX вв. : буклет / авт.-сост. К. Ю. Шумов; ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск : Центр по охране памятников ист. и культ. : Енисей-пресс : Эксклюзив, 1995. - С. 3.).

В других источниках также подчеркивается особая, выдающаяся красота Троицкой церкви. Ни больше, ни меньше, ее называют самой красивой церковью Енисейска. Вот как пишет о ней протоиерей Геннадий Фаст в очерке «Енисейск Православный»: «Троицкая церковь удивительно прекрасна, и наиболее совершенна и гармонична из всех енисейских храмов, поражает изысканной тонкостью прекрасных форм фигурного кирпича, каждой деталью своей».

Приход Церкви Троицы также был выдающимся по своему количеству - самым многочисленным среди шести енисейских приходов. В 1916 г. он составлял 433 мужчины и 429 женщин. (Для сравнения: Богоявленский собор: 368 мужчин и 281 женщина; Воскресенская церковь: 190 мужчин и 197 женщин; Христо-Рождественская церковь: 262 мужчины и 294 женщины; Успенская церковь: 316 мужчин и 363 женщины.) (Все из того же очерка Геннадия Фаста.)
23 апреля в честь встречи икон Великоустюжских чудотворцев Прокопия и Василия традиционным был крестный ход из Троицкого храма.



Снимок из 3-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова

О современном состоянии храма Г. Фаст пишет: «Изысканная красота видна еще и сейчас в оставшихся руинах нижней части храма».
Приведем описание архитектурных особенностей храма, представленное в очерке «Енисейск» одного из моих самых любимых изданий о памятниках края - «Памятники истории и культуры Красноярского края». Это выпуск первый, изданный в 1989 г., страницы 99-101. «Сохранился богато украшенный мелкопрофильным декором из лекального кирпича нижний ярус здания. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобразны многопрофильные с килевидными подвышениями обрамления окон, выделенные вертикальными цепями сдвоенных триконхов. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясками поребрика и украшенными сильно заглубленными фигурными филенками в форме звезд и киотцем. Сочетания заглубленных и выступающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект.
Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличались тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в.».

Эта же характеристика памятника «Церковь Троицы (Троицкая) по ул. Перенсона, 34 в г. Енисейске» приведена на сайте «История архитектуры Красноярского края».
«Именно Троицкий храм был взят за образец при возведении в Красноярске Покровской церкви (которая является лишь слабым слепком с оригинала, но волею Божиею сохранилась и стала ныне Кафедральным собором епархии - Ред.)» (Фаст, Г. Енисейск Православный : очерк / Геннадий Фаст. - Красноярск : Енисейский благовест, 1994. - С. 26-27.). Является ли Свято-Покровский собор «слабым слепком с оригинала», современникам-неспециалистам судить нелегко. А вот сравнить архитектуру (сходства и различия) храмов, в том числе, по фотографиям, возможность есть.



Свято-Покровский кафедральный собор сегодня.
В 2006 г. собор был перекрашен в первозданный вид. До этого он выглядел иначе - бордовый, белый, зеленый цвета.




Деревянных предшественниц Покровской церкви было несколько, последняя из них в какой-то степени стала родоначальницей двух церквей Красноярска - Благовещенской и Всехвятской. Она была заложена в 1774 г., когда уже было принято решение о строительстве каменной Покровской церкви вместо сгоревшей в пожаре 1773 г. Прихожане обратились к тобольскому архиепископу с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь с тем, чтобы впоследствии возле нее можно было заложить и каменную. Деревянная церковь в 1790 г. была переименована в Благовещенскую, позднее во Всехвятскую. Прежде чем сгореть она дважды переносилась, а на ее месте были построены одноименные каменные церкви. (Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске - памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск, 1989. - С. 316-317.)
Об этапах истории строительства Покровской церкви и ее архитектурных особенностях можно прочесть в статье К. Ю. Шумова «Покровская церковь в Красноярске - история строительства и архитектурные особенности». (Ее текст повторяет указанный выше источник.)

В другой статье К. Ю. Шумова «Енисейские изразцы XVIII века» - об облицовочной керамике - терракотовой плитке («красных израсцах»), которой были украшены оконные наличники и стеновые филенки Троицкой церкви. Автор обращает внимание, что «среди «красных изразцов» енисейской Троицкой церкви распространены квадратные плитки с орнаментами квадрифолийной формы и мотивами процветшего креста».

При сравнении Покровской и Троицкой церкви, отмечая безусловное сходство декора фасадов, сразу замечаешь явное различие в общей структуре нижнего яруса. Боковые приделы Покровской церкви достигают передней границы главного объема здания, и передний фасад сглажен.






Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске - памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск, 1989. - С. 315.

Боковые же приделы Троицкой церкви значительно отступают от переднего фасада главного здания:






Енисейск : исторический очерк // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск, 1989. - С. 100.







Оказывается, «в 1840-х гг. колокольня, обстроенная с трех сторон, «отступила» от западного фасада Покровской церкви - были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоские перекрытия. Тогда же поднят над старыми и новыми участками стен нижнего яруса сплошной каменный парапет, прорезанный проемами для отвода воды с кровли». (Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске - памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. - Красноярск, 1989. - С. 319.)

А вот в декоре фасадов и сейчас можно наблюдать явные сходства:



Покровская церковь. Восточный фасад.



Троицкая церковь. Фасад бокового придела.

Оформление окон - подвышения в форме кокошников, многообломный карниз сходны.



Троицкая церковь. Окно нижнего яруса.



Чуть ближе.



Сбоку.


А вот рисунки верхней части лопаток различаются.



Покровская церковь. Нижняя часть лопаток упрощена по сравнению с таковой Троицкой церкви, где присутствует дополнительный декоративный элемент в виде цветка.



Покровская церковь.
«В простенках проходит по две вертикальные ленты из лекального кирпича с узором в форме трилистников (триконхов)» (К. Ю. Шумов).



Троицкая церковь. Оформление входа.



Покровская церковь. Вход.


 
Ближе.


 
Троицкая церковь. Левый боковой придел, задний фасад.

Покровская церковь. Фрагмент заднего, западного, фасада.


 
Троицкая церковь. Правый боковой придел, задняя часть.


 
Троицкая церковь. Правый боковой придел, задний фасад.


 
Покровская церковь. Тот же ракурс.


 
Троицкая церковь. Осыпающийся задний фасад.

Оформление Покровской церкви продолжалось и в XX столетии. В начале 50-х годов выполнен богатый растительный орнамент лепного декора интерьеров. (Это было в то же время, когда лепнина активно использовалась в декорировании зданий сталинской архитектуры. Наверняка, можно проследить сходства…). Именно тогда появились и барельефные изображения херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.





 
Ближе:










Она прекрасна - ее нельзя не сохранить, нельзя не восстановить.
Еще фотографии Покровского кафедрального собора г. Красноярска
Еще фотографии Троицкой церкви г. Енисейска

P. S. Мы вернулись в Красноярск 22 июля, а 1 августа состоялся визит в Енисейск председателя правительства региона Эдхама Акбулатова. Тогда представителями краевых властей и было озвучено намерение восстановить культурные памятники города, с тем, чтобы за 10 лет превратить Енисейск в центр туризма и православного паломничества. Но. «Средств нужно огромное количество и подсчитать их очень сложно, потому что, например, только на Богоявленский собор требуется порядка 150 млн. рублей, а таких памятников в Енисейске множество, и каждый, безусловно, стоит достаточно больших денег. На сегодняшний день в реставрации находятся несколько объектов, которые мы посетили - это Успенский кафедральный собор, Спасский собор с не восстановленными надвратной церковью и келейным комплексом, Богоявленский собор, где только начаты противоаварийные работы. Так что средств надо очень много и они нам очень нужны», - рассказала заместитель министра культуры края Елена Паздникова. Глава красноярского правительства Эдхам Акбулатов сообщил, что основные реставрационные работы на Богоявленском соборе начнутся уже в скором будущем, поскольку сейчас для них разрабатывается проектная документация.

В ходе поездки также выяснилось, что при реставрации храмов, на которых работы уже начались, возникли проблемы с финансированием. Из-за отсутствия денег на восстановление Успенского кафедрального собора практически все летнее время было упущено. «Трудов тут необходимо еще много и денег тоже необходимо много, - рассказал журналистам отец Геннадий. - На сегодняшний день их нет. Получился досадный сбой в финансировании и это лето, половина его, уже потеряны. Сдача объекта намечалась в конце следующего года, теперь загадывать сложно». (Там же.)

Здесь фотографии поездки Эдхама Акбулатова в Енисейск. Среди прочих снимков - фото внутреннего интерьера в настоящее время реставрируемого Успенского кафедрального собора.

Будем надеяться, что и Троицкую церковь не позже, чем через десять лет, мы увидим в ее первозданном виде…

церкви и соборы, Троицкая церковь (Енисейск), Красноярск, Енисейск, Свято-Покровский Кафедральный собор, Центральный район Красноярска

Previous post Next post
Up