Оригинал взят у
sadalskij в
Дубль девять. "Мир вашему дому!" На этой фотографии будущий режиссер фильма "Торпедоносцы" Семен Аранович вместе со своим другом, пилотом Юлием Бугненко. Снимок конца 1950-х.
До ВГИКа Аранович окончил Военно-морское авиационное минно-торпедное училище, получил назначение на север и шесть лет был штурманом морской авиации в Заполярье.
Там попал в страшную аварию, поставившую крест на карьере, но обозначившей еще яснее мечту, к которой он шел долгие годы - сделать фильм о полярных летчиках.
"Торпедоносцы" - это картина о советских камикадзе. В основу сюжета легли подвиги экипажей 9-го Гвардейского минно-торпедного Киркенесского Краснознаменного авиационного полка ВВС Северного флота, в частности 24-го минно-торпедного авиаполка.
- Мы искали для своих героев-летчиков наиболее острую ситуацию, - рассказывал Аранович. - И потому заменили бомбардировщиков (так было в сценарии) на торпедоносцев. Представьте себе: торпеду нужно сбросить с небольшой высоты и на строго определенном расстоянии от вражеского корабля. В зоне наиболее интенсивного зенитного огня. Торпедоносец должен был летать перпендикулярно курсу корабля строго по прямой, и все, кто по нему в этот момент стреляли, знали, что у него нет возможности маневра: можно целиться, как в тире. Их практически не осталось в живых никого…
Мы все хотели, чтобы подлинные лица этих героев остались в памяти, в сердцах зрителей. И поэтому в финале картины - медленным наплывом - фотопортреты конкретных военных летчиков. Без различия - и тех, кто выжил, и тех, кто погиб. Вроде бы, совершенно такая документальная деталь, частность, а получилось - как раз самое главное обобщение.
Прототипом Белоброва, которого сыграл Нахапетов, стал Андрей Баштырков - летчик-разведчик и торпедоносец.
Он был на фронте с первого дня войны, воевал в составе все того же 24 минно-торпедного авиационного полка ВВС. В январе 1943 года во время атаки его бомбардировщик был подбит, но не ушел с курса и торпедировал транспорт. Вместе с ним погиб весь его экипаж - штурман сержант Гаврилов, стрелок-радист старшина Кузьмин и стрелок краснофлотец Шпунтов.
В апреле 1943 года подвиг Баштрыкова повторил его друг, летчик 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота заместитель командира эскадрильи капитан Василий Николаевич Киселев. Он так же был подбит в бою, но успел сбросить торпеду с минимальной дистанции на крупный вражеский транспорт - грузовой пароход "Леезе" (2624 тыс. тонн). Пролетев над мачтами тонущего транспорта, торпедоносец Киселева потерял управление и упал в море. Вместе с капитаном погиб его экипаж - штурман старший лейтенант Покало, воздушный стрелок-радист старшина Берденников и воздушный стрелок сержант Жучков...
Старшина торпедной группы 24-го минно-торпедного авиаполка А.Н.Раков готовит торпеду к установке на самолет Hampden TB.I английского производства. На торпеде - надпись "За Киселева!" - в память о погибшем командире 3-й эскадрильи капитане В.Н.Киселеве, 1943 год.
Ил-4, на котором летал в картине Нахапетов (на фото он за нашими спинами) - это самолет времен Великой Отечественной, найденный на Кольском полуострове поисковиками. В его кабине тогда обнаружили останки одного из членов экипажа, которые, конечно, захоронили с почестями…
Летать Ил-4 уже не мог, но общими усилиями его привели в рабочее состояние, и он начал самостоятельно передвигаться по земле. После съемок самолет отправился в музей авиации Северного флота в Сафоново.
Зная, что худсовет может не принять картину, Аранович на просмотр пригласил ветеранов войны вместе с женами. Это спасло фильм. Пришел командир звена 24-го минно-торпедного авиационного полка 5-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Герой Советского Союза Вячеслав Павлович Балашов, который после просмотра произнес только одну фразу, решившую судьбу фильма:
- Все так и было.
Командир звена эскадрильи гвардии капитан В. Балашов объясняет штурману торпедоносца Уманскому курс боевого полета. Северный флот, 1943 год. Фото А.Ковригина
В этом военном фильме много любви.
Настоящей, как всегда бывает на войне, когда люди торопятся любить сегодня, зная, что завтра может не наступить никогда.
В 1983 году он стал одним из лидеров советского проката, собрав у экранов 11,5 миллионов зрителей.
Это один из самых достоверных, по мнению ветеранов, фильмов о войне.
Это картина, которой я горжусь и очень люблю.
И которую, я надеюсь, еще долго будут любить зрители всех поколений.
Ко Дню Военно-воздушных сил России