Лестница и лабиринт

Nov 17, 2014 12:57

Несколько бесед которые я вел за последнюю неделю подвели меня к одной мысли, очевидной для меня, и по всей видимости не очевидной для многих и многих умных интеллигентных людей. Мысль эта может быть сформулирована так:"Человеческий ум тяготеет к вертикальным иерархиям. Если тебе представляется, что какое-то явление имеет вертикальную иерархическую структуру, десять раз проверь, вертикальна ли эта структура. В большинстве случаев наш ум видит лестницу там, где существует лабиринт". Теперь две иллюстрации этого принципа.

1. В школе нас учили, что матриархат - это закономерная ступень развития общества, предшествовавшая патриархату. Такая конструкция была компонентом общей теории "культурной эволюции". Той самой, которая должна была по замыслу отцов-основателей привести наших советских предков к Миру Полудня, а западных товарищей в сверкающую космическую оперу. Теория культурной эволюции рухнула, в следствии произошедшего серьёзного прогресса в общей теории эволюции. Мы поняли, что генетическое древо действительно напоминает дерево, а вот "древо" культурного развития скорее похоже на схематическое изображение связей между локациями интернета, или же на структуру аксонных связей в головном мозге. То есть, в случае биологической эволюции ветви эволюционного дерева никогда не пересекаются (если не принимать в расчет генную инженерию), а в случае культурного развития они только это и делают. Поэтому в случае эволюции биологической можно говорить о иерархии и лестнице, а в случае культурного развития нельзя. Так вот, печальным итогом крушения теории культурной эволюции стало пренебрежительное отношение научного сообщество к её компонентам, в частности к идее матриархата. И это при том, что сегодня мы можем наблюдать некоторое количество матрилинейных и матрилокальных обществ. Однако инерция обрушения мощной теории оказалась сильна, и вместо того чтобы рассмотреть матриархат не в качестве ступени развития, а в качестве локации в культурном лабиринте, множество уважаемых ученых принялись вовсе отрицать его существование. То есть всё выглядит так, словно общество не может быть "немножко матриархальным" или "почти матриархальным", а только матриархальным или ещё каким-то. Там где должны по уму располагаться градации вставили категорию. И это конечно не хорошо. Хотя и не страшно. Со временем шум от падения вертикальной конструкции уляжется и всё нормализуется.

2. Теория культурной эволюции рушилась на фоне более глубокого понимания истории и вспышки любопытства к иным культурным парадигмам в рок-н-рольную эпоху. Начиная с Гогена и битников, критики европейских ценностей ехали в страны с иной культурой и привозили оттуда яркую одежду, вычурные привычки, и любопытные элементы культуры. Всё это приводило к тому, что становилось очевидно, что культурной лестницы, высшей площадкой которой является европейская цивилизация нет и не было никогда. Европейская цивилизация в какой-то момент вырвалась вперед технологически, однако во многом за счет серьёзного увеличения социального напряжения, и падения качества человеческой жизни на многие годы. Вернувшиеся из тёплых стран битники и хиппи привезли в Европу и в Америку массу социальных и мировоззренческих схем, которые меньше чем за 50 лет превратили развитые страны из костных, догматических и репрессивных обществ в сложные социальные машины, обеспечивающие человеку максимальный комфорт. Удивительным образом в данном случае идея "культурной эволюции" выжила и устояла в головах массы интеллектуально развитых людей. Вот уже восточные общества и технологически обгоняют европейцев, при этом сохранив свои социальные наработки. Вот уже идея "валового национального счастья" над которой мы недавно потешались, заставляет миллионы людей мигрировать в страны, которые их деды полагали отсталыми и бесперспективными, но сознание "белого интеллигента" ни как не может отделаться от навязчивого позиционирования себя в качестве носителя мультикультурного мейнстрима. К примеру вчера мне довелось услышать, что тайская врожденная симпатия к иным и разным, это всего лишь "традиционные ценности", а кое кто, например идет к терпимости через муки и тернии. Может оно конечно и так, но почему это хорошо? С христианской точки зрения муки и тернии имеют ценность. С буддийской они однозначно вредны. Если кто-то от рождения умеет хорошо рисовать или читать, то он имеет больше времени на достижение высоких результатов в этой области в течение жизни. Талан к терпимости это такой же талант. А муки и тернии - это то, на что лично у меня нет времени. Да и поднадоели мне сильно муки и тернии. Живя в Тайланде, я каждую секунду учусь терпимости, толерантности, сложной вежливости, то есть всему тому, что в русской культуре отсутствует даже в зародыше, а в культуре Европы было сильно искажено христианским лицемерием, и только теперь снова начинает приобретать жизнеспособные устойчивые формы.

прекрасные места смешного мира, предать свой рынок, Таблетка юности, странные свойства смешного мира, попытка опомниться, проклятие Кирби, народы севера дорвались до кокоса, Йод Шогот на нашей стороне, вот как надо, Памятки праведникам, как его нет, Берти - отдай молочник, моллюски и гномики, Тайланд, Встал вопрос, Фтагн, Прекрасные люди смешного мира

Previous post Next post
Up