Оригинал взят у
krasnojarochka в
Поселок Подгорный (прежде "Четвертый район", "Четверка"), 2013 г. Часть 2В этой части - о мемориале "Мать солдата", о ДК "Старт", о музее археологии имени Е. С. Аннинского и исследованиях петроглифов Среднего Енисея.
На площади перед ДК "Старт" в мае 2012 года открыли мемориал "Мать солдата". Автор - житель посёлка Юрий Евгеньевич Акулов, изготовитель - творческий коллектив «Восток С». Проект реализован при финансовой поддержке агрохолдинга «Сибирская губерния".
После войны в Подгорный приехало жить более 140 ее участников. В 2012 году их оставалось трое... (из
репортажа об открытии мемориала).
Подошли мы к площади по аллее, что тянется вдоль детского сада "Колокольчик".
Дом культуры "Старт", расположенный по адресу Лесная, 1, был построен в 1963 году. Увы, в 2013-м здание находилось в весьма плачевном состоянии. В конце поста - фотографии интерьеров.
В ДК появились такие известные в крае и в России группы как "Синева" и рок-группа
"Озоновый слой". (Кстати, перейдя по ссылке, можно не только узнать подробнее о группе, но и послушать композиции.)
В здании, что слева от ДК (Мира, 9а) - магазин одежды, аптека, зоомагазин, центр здоровья.
В здании справа минимаркет "Баргузин". А вдали - здание администрации, которое мы уже видели.
По объявлениям, что наклеены на специальную длинную-длинную доску, размещенную вдоль правой стены ДК, можно составить некоторое представление о том, насколько интенсивна культурная и спортивная жизнь поселка.
Левая стена ДК.
За Домом культуры небольшой скверик со скульптурами. Одна из них, похоже, осталась с советских времен.
Вот эта:
Может быть, и эти мишки караулят вход в сквер со стороны улицы Рабочей с тех самых времен. Но уверенности нет. Кто бы подсказал...
Вид на задний фасад ДК от улицы Рабочей.
А вот и сама улица. Ее мы пересекли
и направились дальше по улице Лесной. Справа от нас оказался оформленный в стиле 70-80-х продуктовый магазин с большими окнами - универсам "Енисей".
В одном из окон были выставлены работы учащихся Детской школы искусств № 2. Сама школа находится здесь же неподалеку, по адресу Лесная, 11. Мы к ней еще подойдем.
Вариации на тему танца встречаются на нескольких работах молодых художников. Они мне очень понравились.
Здесь можно посмотреть выпускные работы учащихся школы (2012 год).
Следующее за магазином здание (Лесная, 5) - один из самых интересных объектов в поселке. Это старое здание школы № 104. Здесь расположен единственный в крае музей археологии. Сегодня он носит имя его создателя Евгения Сергеевича Аннинского.
С
сайта поселка: ""Музей археологии" - итог многолетних походов и экспедиций по родному краю учащихся и педагогов школы 104 под руководством Заслуженного учителя России Е. С. Аннинского. Музей создавался школьниками и в первую очередь для самих же школьников, поэтому композиционно он соответствует школьной программе возникновения и развития человеческого общества от раннего палеолита до средневековья".
Музей был открыт в Подгорном в 2002 году на базе школьного музея на правах филиала
Музейно-выставочного центра г. Железногорска, площадью 318 м2 в 3-х экспозиционных залах. (
Подробнее о выставочных залах музея.) Сегодня его можно назвать историко-культурным, информационным и образовательным центром. Здесь, в частности, проходит ежегодная
научно-практическая конференция "Аннинские чтения".
Фото с
сайта поселка. Обратите внимание на стены музея.
Мемориальная доска размещена около входа в здание. Она установлена 4 апреля 2010 года (постановление Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 27 мая 2010 г. N 4-19П "Об установке мемориальной доски основателю археологического музея в пос. Подгорный заслуженному учителю школы Российской Федерации Евгению Сергеевичу Аннинскому"). Скульптор - В. Михайлов.
С
сайта поселка: "Евгений Сергеевич Аннинский родился в селе Боровское Тюхтетского района края. Потомственный педагог, заслуженный учитель России. Работал преподавателем русского языка и литературы, директором сельских школ в Березовском и Назаровском районах. С 1967 года трудится и живет в Подгорном. Первую краеведческую экспедицию с участием педагогов и учащихся организовал в 1968 году, с тех пор их было проведено 37.
Е.С. Аннинский - создатель и первый директор единственного в крае государственного археологического музея в поселке Подгорный. В музее насчитывается более трех тысяч экспонатов. Изучением наскальных росписей в среднем течении Енисея он занимается с 1978 года, за это время собрал уникальную коллекцию эстампажей с копиями самых знаменитых приенисейских писаниц. Автор ряда научных публикаций на эту тему".
В 2007 году по программе "Книжное Красноярье" вышло уникальное издание -
альбом-каталог по материалам коллекции эстампажей Е. С. Аннинского, насчитывающей более 260-ти единиц,
"Наскальное искусство Среднего Енисея. От каменного века до средневековья". Во Введении Евгений Сергеевич рассказывает об экспедициях, в которых участвовали учащиеся и учителя школы п. Подгорного и детского дома г. Железногорск.
Евгений Сергеевич Анненский. Фото из книги. До чего же благороден взгляд этого человека!
Эти экспедиции стали одной из самых сильных страниц 300-летней истории изучения петроглифов Среднего Енисея, чем еще раз доказали, что залогом эффективности исторических, краеведческих исследований в первую очердь является любовь к земле - носителю истории и страсть к разгадыванию ее загадок. Первые академические экспедиции состоялись в XVIII веке, в них принимали участие Д. Г. Миссершмидт, Ф. И. Сталенберг, И. Г. Гмелин, Г. Ф. Миллер, С. П. Крашенинников, П. С. Паллас. Первый енисейский губернатор А. П. Степанов тоже внес свой вклад в изучение древних рисунков. Автором же
первой сводной публикации о писаницах Среднего Енисея был И. Т. Савенков.
В первые деятилетия XX века интерес к этой теме временно угас, вспыхнув вновь в 60-70-х годах. Именно в это время в археологии выделилось направление, получившее название петроглифоведение. Именно тогда один из наших уникальных оригинальностью и универсальностью своего духовного и творческого пути археолог, художник, поэт, коллекционер Владимир Феофанович Капелько и кемеровский археолог Борис Николаевич Пяткин изобрели контактный метод копирования наскальных рисунков на
миколентную бумагу путем снятия эстампов.
Первая экспедиция учащихся школы № 104 поселка Подгорный под руководством Е. С. Аннинского состоялась в 1968 году. Это было захватывающее путешествие на плотах по реке Чулым. В книге "Наскальное искусство Среднего Енисея. От каменного века до средневековья" приведена фотография тех самых плотов.
В фокусе юных исследователей было партизанское движение в крае. Изучение истории в таких походах сочеталось с тимуровской работой - оказанием шефской помощи ветеранам и сельским школам (пилка и колка дров, др.). Ежегодно в плавания уходили 40-70 человек.
Первый же собственно археологический поход случился через 10 лет - в 1978-м. Это была трехлетняя работа в составе археологических отрядов Кемеровского университета и Среднесибирской экспедиции из Ленинграда. Работали у сел Никольское и Дубинино Шарыповского района. Уже в первый год этих исследований Е. С. Аннинский с небольшой группой школьников побывали на размытых дюнах Красноярского водохранилища. За этим последовали более 20-ти лет исследований водохранилища. С 1981 по 2005 год изучались древности по маршруту поселок Приморск - Мохов улус, в Новоселовском, Краснотуранском и Минусинском районах. Ребята со своим руководителем участвовали в раскопках на Ангаре и Енисее, в урочище Подсуханиха, в зоне Минусинского городского кладбища.
Всего в коллективных исследованиях в эти годы участвовало около 2000 подростков поселка Подгорный и детского дома Железногорска!
Специфика работы на берегах водохранилища определялась периодическими выходами на поверхность писаниц в результате колебаний уровня воды. Последние достигали 15-16 метров. Во время штормов берега разбивались (тогда еще многие из них не были укреплены дамбами) и образовывались обширные песчаные дюны. А когда песок раздувался ветром, обнажались древние стоянки с многочисленными артефактами. Все то, что становилось доступным, необходимо было спасать, пока оно вновь не погружалось под воду. Мотив снимать копии с писаниц, таким образом, был сильнейший - они могли не только погрузиться под воду, но и исчезнуть, ведь скальные выступы постепенно разбивались водой и рассыпались прибрежной щебенкой.
Эта фотография (опять же из книги), по-моему, ярко иллюстрирует степень увлеченности участников исследований своим предметом. Справа - Евгений Сергеевич Анненский.
Копии петроглифов во время тех экспедиций, в частности, снимали археолог, научный сотрудник КГПУ им. В. П. Астафьева А. Л. Заика, написавший для издания "Наскальное искусство Среднего Енисея..." очерк об этапах развития древнего художественного искуксства на Енисее, и учитель подгорновской школы № 104 Б. А. Ампилогов.
Читайте также
интервью с Евгением Сергеевичем Аннинским об этом.
Собранные в экспедициях экспонаты впоследствии применялись и на занятиях по истории культуры края. На фото, что выше (
отсюда), Евгений Сергеевич Аннинский рассказывает школьникам о символике древних изображений на Шаманском камне. (Кстати,
здесь размещен каталог символов с разъяснениями, представленный в книге "Наскальное искусство Среднего Енисея...".)
Копии древних изображений, обнаруженных на территории нашего края и Хакасии, представлены во многих музеях. Так, эстампаж А. В. Адрианова, изготовленный в 1909 г. на писанице "Сулекские девки", находится в Музее археологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге. В Красноярске эстампажные копии с древнего искусства
Евгения Сергеевича Аннинского можно
увидеть в
художественной галерее Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.
Коричневое трехэтажное здание (Лесная, 9) - это библиотека поселка.
Слева - детский сад № 32 "Голубок" (Лесная, 10).
А это школа № 104. Новое здание соединено со старым переходом.
О школе ностальгически-мемуарически: "Моя школа. 3 минуты от дома. 4 этажа. Спотзал, столовка, библиотека. И еще одна школа в нагрузку, старое здание школы, там продленка, спортивные секции, второй спортзал... Граж. Автодело. Дважды сгоравшие школьные автобусы... Деревянная вышка с флюгером. Музей археологический, Анненский Евгений Сергеевич... ФОТОКРУЖОК! Авиамодельный.. . Труды. Метеллисты, деревянщики... Домоводство на втором этаже, среди первоклашек) Печки в ряд, швейные машинки вместо парт. Макраме... Большая перемена 40 минут. бегом домой. По дороге драка с хулиганами. Ефимова Женьку, кривоногого карлика помните? Загнулся уже поди на зоне, да не жалко. С разбитым носом домой. Бутерброд с маслом и вареньем! А дома еще БОЛЬШОЙ деревяннный телевизор, пузатый цветной экран, кнопочки-лампоч ки... Отдых! Да ну ее, школу, прогуляю пол-дня! Красота!" (
отсюда).
Миновали школу, прошли мимо библиотеки и последовали дальше по Лесной. Прямо за библиотекой такое вот пространство. Справа в некотором углублении - Детская школа искусств № 2, работы учащихся которой мы рассматривали.
Как в Красноярске грубо спилены стволы деревьев ((.
Оглядываемся на старое здание школы.
Детская школа искусств № 2 (Лесная, 11):
Отсюда мы вернулись к автовокзалу, слегка пообедали, забрали машину и... решили, что надо все же поснимать интерьеры ДК "Старт". Поехали туда.
Удручающее зрелище. Фойе занято под торговлю.
В зрительном зале было темно - качество фотографий соответствующее.
Сделают ли здесь ремонт в ближайшее время?.. А может, уже сделали?
Еще раз подъехали к главному административному зданию поселка (Кировская, 9).
Дом справа от администрации - Кировская, 7.
Слева от администрации - больница (Медицинский центр амбулаторно-стациональной помощи) (Кировская, 11а).
Улица Кировская:
Улица Рабочая. Еще один ракурс.
Кировская 11 - еще один, старый одноэтажный, корпус больницы.
Вдали - пересечение Кировской с Боровой, по которой мы, выехав из поселка, отправились обследовать окрестности Подгорного.
Интересное здание на Боровой. Мне показалось похожим на баню. Это магазин "Рябинушка" (Боровая, 5).
Улица Боровая переходит в Спортивную. По ней мы и отправились дальше. Об этой части нашей поездки - следующий пост.