Оригинал взят у
lesoteka в
257. Центр живой истории «Музей СибГТУ». ЭкскурсияКо дню библиотек руководитель музея СибГТУ, доктор исторических наук Светлана Анатольевна Рафикова сделала нам, сотрудникам Научной библиотеки, подарок - провела экскурсию по обновленному музею университета, который теперь называется «Центр живой истории «Музей СибГТУ»». По мере того, как Светлана Анатольевна переходила от витрины к витрине, все больше и больше хотелось, чтобы ее рассказ слышали не только участники группы библиотекарей, все острее становилось желание расширить количество посетителей экскурсии - сделать так, чтобы ее услышали все, имеющие отношение к университету, и интересующиеся историей нашего города. С этой целью и передаем ее содержание.
Концепция музея - концепция живой истории - авторская. Она использовалась С. А. Рафиковой в исследовательской и преподавательской деятельности, а сейчас реализуется еще и в экспозиционной. История в концепции рассматривается как живой процесс. Живая история («история снизу») вписывается в большую историю, это дает представление (студентам, в частности) о реальном историческом процессе.
Экспозиция музея организована в красочном и выразительном жанре плаката в соответствии с вектором времени - 30-е годы, время Великой Отечественной войны. Микроистория вуза вписана в общий исторический контекст страны, ее жизни в соответствующие периоды. Каждому периоду посвящено несколько витрин. Светлана Анатольевна обратила наше внимание на информационную насыщенность каждой из них: «У каждой витрины можно провести целую экскурсию».
Старт развитию высшего образования в Красноярском крае - создание первого вуза - вписан и в историю развития высшего образования Сибири: в экспозиции обозначено рождение первого сибирского вуза - университета в Томске, и в более широкий контекст - создание больших профилированных вузов в стране. Большие вузы разукрупнялись и передавались в соответствующие наркоматы. Сибирский лесной институт был передан в Наркомата лесного хозяйства. Он был создан на базе лесного факультета Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства города Омска. Соответствующими фотографиями и текстами проиллюстрированы первые годы жизни вуза - первый директор Николай Федорович Носов, первое здание.
Уникальный процесс организации первого вуза в самом крупном регионе показан в контексте локальной истории - представлена жизнь Красноярска в начале 30-х годов - города с населением около 100 тысяч жителей, без общественного транспорта и мощеных улиц. Среди представленных документов - приказы о подготовке к переезду, соглашения с преподавателями и студентами о переезде, коллективная фотография первых преподавателей института.
Вместе с преподавателями и студентами была перевезена и часть библиотеки. Это преимущественно издания лесной направленности. В экспозиции мы увидели первый номер газеты «За кадры». Ее подзаголовок - «Многотиражка парткома, профкома и комитета ВЛКСМ СибЛТИ». Этого номера газеты нет в фонде библиотеки. У нас хранятся подшивки номеров газеты, начиная с 1974 года.
Отдельная витрина посвящена строительству главного корпуса института в 30-х годах. (Мы уже писали об этом:
1,
2.) Стройка была уникальной, ведь прежде в городе не было зданий такого размера. (Оно занимает целый квартал.) Масштабными в тот период были только здания храмов. В экспозиции представлено несколько малоизвестных фотографий строительства. Рассказывая о территории, на которой сегодня расположен СибГТУ, Светлана Анатольевна сообщила нам и о таком неизвестном прежде многим присутствующим факте. На месте входа во двор главного корпуса с улицы Ленина в 30-е годы находился деревянный костел. Это потом его перенесли в известное готическое здание на улице Горького. В музее можно увидеть карту центра города с указанием старых названий улиц и обозначением современных объектов и объектов, которые здесь были прежде.
Экспозиция «рассказывает» и о выдающихся личностях, сыгравших особую роль в этой стройке - одном из авторов проекта Н. С. Кузьмине, проректоре, руководителе административно-хозяйственной части Б. Ф. Постникове, архитекторе В. А. Соколовском, курировавшем стройку. Последний, в частности, спроектировал многоярусные аудитории. Светлана Анатольевна рассказала, что они были оборудованы «говорящими кинобудками», как в кинотеатрах. Узнали мы и о том, что Соколовский еще до революции проводил изыскательские работы на том месте, где позднее был построен главный корпус. Здесь планировали построить административное здание, где должны были разместиться губернские власти.
Студенческой жизни в 30-е годы также посвящена отдельная витрина. Здесь фотографии духового, джазового оркестров, студентов на уборке урожая, занимающихся в радиокружке, деревянного общежития на улице Дубровинского, комнаты в общежитии, детского садика при институте (1935 г.), предметы быта.
Продолжается экспозиция витриной, посвященной учебному процессу и выпуску специалистов. Здесь настоящий арифмометр, студенческие тетради, фотографии занятий в аудиториях.
Следующий раздел экспозиции назван ««Большой террор» в маленьком вузе». Репрессиям в СибГТУ подверглось больше людей, чем можно предположить. Вниманию посетителей музея представлены расстрельные списки «врагов народа», фотографии репрессированных. Среди них - 39-летний директор института А. М. Бутковский, профессор В. П. Косованов. В списках много студентов. Аресты в вузе проводились в основном в период с 1935 по 1939 год, в первоначальный список попали около 80 имен.
Светлана Анатольевна поведала об удивительной истории общения с 80-летним сыном Арона Моисеевича Бутковского, профессором, возглавляющим Международную промышленную академию в Москве, который благодарил музей и Светлану Анатольевну лично за создание этого раздела экспозиции, за активную деятельность по восстановлению справедливости, подарил музею свою книгу «Дело всей жизни» и единственное семейное фото.
Большой раздел экспозиции посвящен периоду Великой отечественной войны. Светлана Анатольевна рассказала, что в теплый летний день 22 июня студенты и выпускники института отправились на гуляния на Николаевскую сопку, а когда вернулись, узнали, что началась война. На следующий день в институте прошел митинг, где было принято решение, что все готовы встать на защиту Родины. На сегодняшний день нет точной цифры, отражающей количество воевавших студентов и сотрудников вуза. Призваны были 421 человек, но не все из них попадали на фронт. Некоторые проходили краткосрочное обучение и возвращались. Некоторые были призваны в армию солдатами срочной службы в 1939, 1940 годах и направлялись на фронт, не возвращаясь домой. В экспозиции представлены список первых призванных, список первых погибших, портрет первого погибшего - 30-летнего работника вуза, одного из первых выпускников Дмитрия Грибкова.
В этом разделе экспозиции представлены фотографии и личные вещи семьи Ушановых - династии преподавателей. Сегодня один из них - Сергей Викторович - возглавляет кафедру высшей математики и информатики. Его родители, Виктор Фролович и Ирина Борисовна, ушли на фронт в 17-18 лет. Ирина Борисовна, окончив курсы гидрометеорологов и радистов Севморпути (организация перебазировалась в Красноярск во время войны), в 1943 году была отправлена на полярную станцию на Диксоне. Награждена медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Первая медаль представлена в экспозиции. Наверное, для многих будет удивлением, что самой длительной битвой Великой Отечественной войны была именно оборона Заполярья. (В музее представлены данные о длительности разных битв войны.) Виктор Фролович был призван в армию в 1944 году после окончания школы связи и в 1945 году освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию. Среди его наград медали «За взятие Вены», «За взятие Будапешта».
Слова «Центр живой истории» в названии музея закрепляют одну из основных его функций - привлечение студентов к исследовательским проектам музея. Роль музея в организации исследовательской работы студентов уже выразилась в нескольких проектах. В разделе, посвященном периоду Великой отечественной войны, экспозиции представлены результаты проекта, реализуемого со студентами «Фронтовые письма». Письма фронтовиков, которые удалось найти, оцифровываются. Этот проект описан в статье Светланы Анатольевны «Фронтовые письма как источник по изучению живой истории», опубликованной в сборнике …. Самая обширная коллекция - это письма Бориса Федоровича Постникова. Она содержит более 70 писем. В экспозиции на больших плакатах представлена биография Бориса Федоровича, рассказывается о его семье. Его младшая дочь Валентина, которой было 3 года, когда отец ушел на фронт, и сегодня приходит на празднование Дня Победы в институт. Ведь для нее нет другого памятника, где можно помянуть отца, кроме мемориала СибГТУ с именем отца.
Еще один проект музея - проект «Погибшие». Уже два года студенты и сотрудники шли в «Бессмертном полку» с фотографиями погибших работников и студентов Лесотехнического института. По личным делам погибших составляются биографии, чтобы мы не только могли прочесть их имена в списках, но и составить представление о личности, о человеке, о судьбе. Информацию удается найти, в том числе, у детей и внуков погибших. Среди первых погибших были очень активные люди, которые могли стать исследователями, учеными, общественными деятелями. Борис Архипов был направлен в аспирантуру в Ленинград и оттуда ушел в ополчение. Павел Плужников - глава комсомола, аспирант. Их жизнь оборвалась в 27-28 лет.
Отдельный проект, выросший из проекта «Погибшие», отдельная удивительная история - о судьбе девочки из блокадного Ленинграда, которую в 1945 году удочерили родители студента Лесотехнического института, погибшего под Ленинградом. После прорыва блокады девочка вместе с другими детьми была перевезена в канский детский дом. Девочкув Ленинграде нашли патрулировавшие город подростки, поэтому не было документов, имя было неизвестно. В детском доме на вид определили возраст девочки - 4 года, назвали Валей Киселевой, а новые родители дали ей имя Фира. Фира Зусманович и сейчас приходит в институт на мероприятия и делится воспоминаниями.
Среди предметов, иллюстрирующих период Великой отечественной войны, значительных размеров гильза от снаряда, подлинные находки с мест Сталинградской битвы. Студент факультета лесного хозяйства Антон Донцов участвовал в поисковых экспедициях, оттуда и были привезены и переданы в дар музею фляжка, металлическая кружка, лопата, каска. Были и предметы, владельцы которых участвовали в битве на Курской дуге. Основную их часть передал Колегов. Среди них снаряды, гильзы, зажигалки из гильз, бритвенные приборы, радиопередатчик, защитные очки, документы. Этот раздел экспозиции включает и книги - сборники конференций о войне.
Отдельная витрина посвящена вузу, продолжавшему функционировать в тяжелых условиях военного времени. Главный корпус был передан эвакуированному из Ленинграда радиозаводу. Занятия велись в разбросанных по городу помещениях, не приспособленных для обучения. Общая площадь вуза сократилась в 20 раз, контингент студентов - в 2,5 раза, с трехразового питания перешли на одноразовое. В таких условиях, тем не менее, продолжалась подготовка и выпуск специалистов. Светлана Анатольевна привела выразительные цифры, отражающие гендерный состав студентов в 1942 году. Если на старших курсах учились 80 % юношей, то на младших - всего 20. Дело в том, что старшекурсников не призывали в армию, позволяли доучиться и получить диплом. Тем не менее, многие просили предоставить возможность досрочно защитить диплом, чтобы уйти добровольцами на фронт. Соответствующую выписку из приказа можно увидеть в экспозиции.
Экспозиции музея обновляются, пополняясь новыми экспонатами и результатами исследований. Появляются новые большие разделы, содержащие важные этапы судьбы первого красноярского вуза. Мы будем сообщать об этих изменениях.