Мальчик со шпагой

Feb 20, 2012 13:47

Я не люблю произведения, где огромное число действующих лиц, с именами, с фамилиями - я в них теряюсь и путаюсь. Поэтому здесь я не буду говорить про второстепенных героев. Я расскажу про Серёжу и Олега, как наиболее заметных для меня героев. Глобально - да, о дружбе, о коллективе, об ответственности, и о ритуалах и пионерии. Книга погружает нас в ( Read more... )

Мальчик со шпагой

Leave a comment

sdelano_v_sssr February 20 2012, 13:40:50 UTC
Хотел бы замолвить слово за Олега.
Для начала - обозначим диспозицию (угу, военное слово, но оно уместно - вспомним сравнение с "остатками разгромленной армии", употребленное самим Крапивиным).
Отряд (официально - клуб, ибо пионерский отряд сам по себе существовать не мог) "Эспада" закрыли. Помещение отобрали. Должность Олега (что-то вроде "Воспитатель по внешкольной работе" или подобное) сократили. Восстанавливать клуб, давать ему новое помещение, возобновлять должность никто явно не собирался, и Олег это прекрасно понимал - местному чиновничеству он "встал поперек горла".
Какие возможности оставались?
Писать жалобы в ЦК ВЛКСМ (как шефам пионерской организации), в Минпрос, ВЦСПС? Шанс был, но небольшой, и, кроме того, переписка требует времени.
Устроиться в какое-то местное учреждение Минпроса? Не взяли бы, а согласились бы взять - РОНО не утвердило бы. Под любым надуманным предлогом.
Продолжать работать "на общественных началах"? А давайте-ка вспомним о статье тогдашнего Уголовного кодекса "Тунеядство". Реальной уголовной статье, с реальными сроками заключения (пусть и небольшими). Замечу еще, что после "статьи" его вообще бы к детям не подпустили на пушечный выстрел никогда. Да и жить, действительно, надо ж на что-то. А предложение ребят "Олег, да мы тебя прокормим" пахло еще одной статьей - "Незаконная коммерция" (если правильно помню название). А это уже и срок реальнее, да и преступление более тяжкое.
Так что, как ни крути, как ни верти - а никакого реального выхода, никакой реальной возможности сохранить "Эспаду" не оставалось. Армия действительно оказалась разгромлена, резервы исчерпаны, плацдарм утерян. Со стороны, конечно, можно и "указать на ошибки" - где-то можно было б быть гибче, где-то не идти на конфликт... Но - "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".
Осталось лишь добавить, что вот такая жизненная правда, пусть и горькая правда поражений, и есть одно из качеств, за которые я люблю произведения Крапивина.
За то, что: "Можно придумать всякие чудеса, но придумать для книги счастливый конец нельзя. Если его не было..." Хоть эта (страшная в своей правдивости) фраза и из другой книги...

Reply

tinwe_carandis February 20 2012, 13:46:28 UTC
Спасибо. Вы хорошо написали. Мне жаль было что Олег уходит, но вот так его осуждать, дескать струсил, нельзя.

Reply

sdelano_v_sssr February 20 2012, 13:57:47 UTC
Ну, первая детская реакция была такой же - "предал".
Понимание пришло позже, с возрастом и опытом...

Reply

shuriken_ru February 20 2012, 18:04:04 UTC
Такие хорошие, разумные, взрослые объяснения... А для пацанов всё одно - предательство. Даже если есть тысяча объективных причин - что пацанам-то делать? А Олег их просто БРОСИЛ, "потому что так сложились обстоятельства". Да и сотня сирот куда ценнее пары десятков героев повести, ага.

Reply

sdelano_v_sssr February 20 2012, 20:04:43 UTC
Однако ж мальчишки, пусть и не до конца поняли, но простили Олега.

Reply

shuriken_ru February 20 2012, 20:09:57 UTC
А дети - они в принципе добрые, не могут долго держать в себе зло, обиду. Особенно крапивинские.

Reply

sdelano_v_sssr February 20 2012, 20:19:59 UTC
И в этом вся суть. Простив, можно потом, повзрослев, и понять.

Reply

timur_mass February 21 2012, 03:40:48 UTC
"Даже если есть тысяча объективных причин - что пацанам-то делать?"

Вот об этом и книга...
и не мог Олег поступить иначе - не было бы всех этих вопросов и раздумий на этом посте и у читателей в течение десятков лет - и в этом плане "Мальчик со шпагой" одна из лучших крапивинских книг.

Reply

pohiquev February 20 2012, 14:12:56 UTC
Чтобы не попасть под статью за тунеядство, достаточно было числиться хоть ночным сторожем где угодно, чем многие и пользовались. Другое дело - педстажа и сопутствующих плюшек тогда бы не было, это да... А про коммерцию - просто чушь, нужен он был кому-то, щаз, других дел у ОБХСС не было. Барыг-то далеко не всех сажали... (Ну, конечно, если б захотели закрыть - закрыли бы, был бы человек, какгрится... За ту самую «привязанность», ага.)

Reply

sdelano_v_sssr February 20 2012, 14:37:37 UTC
Да, достаточно было, да, пользовались - музыканты, писатели. Все верно, но - все равно ведь сажали. И работать ночным сторожем и на общественных началах с детьми - значило безусловно подставиться самому, а заодно - подставить своих ребят. То же и с коммерцией - барыг потому и не всех ловили, что их надо было ЛОВИТЬ, а барыги ловиться не хотели, хитрили, а порой и "на лапу" давали. А тут - бери голыми руками, повышай показатели.
Повторю - Олег реально "встал поперек горла". И схарчить его - было б для чиновников милым делом.
Смотрите, каков наборчик:
1. Клуб, которым он руководил, закрыт, он сам уволен. Причем, все с шумом-скандалом, с "письмами от общественности" (мамашу Сенцову не позабыли?). Вывод прост - "дыма без огня не бывает".
2. Работает сторожем (или кочегаром, или...), а с мальчишками общаться продолжает - с чего б это (угу, нынешняя возня на околопедофильскую тематику еще тогда потихоньку прорастала. Причем реальные педофилы, что тогда, что сейчас, попадаются редко - их тоже надо ЛОВИТЬ, а просто облыжно обвинить - раз плюнуть, и пускай потом доказывает, что не верблюд!)?
3. Ага, а пацаны еще и деньги какие-то носят? Так-так, еще статейка, до кучи.
И все. С таким наборчиком - упаковали б элементарно, тем более, что Олег, в отличие от настоящих тунеядцев, педофилов и барыг, не вертелся б ужом, не скрывался, не хитрил.

Reply

shuriken_ru February 20 2012, 18:05:12 UTC
Тогда об "этом" даже и не думали. "Мода" пошла после "Голубой орхидеи", как я понимаю.

Reply

sdelano_v_sssr February 20 2012, 20:09:15 UTC
Раньше. Вы "Сказки о рыбаках и рыбках" не читали еще?

Reply

shuriken_ru February 20 2012, 20:12:47 UTC
Нет, не читал. Сейчас читаю "Бронзового мальчика", там тема вскользь затронута - когда Кинтель чуть трубачом не стал.
А вообще именно из-за "этого" меня в олд-крапивин-ру не принимают :)

Reply

procto_logist February 21 2012, 05:19:10 UTC
"А вообще именно из-за "этого" меня в олд-крапивин-ру не принимают :)" -
Из-за чего именно?

Reply

shuriken_ru February 21 2012, 08:11:03 UTC
procto_logist February 21 2012, 18:11:26 UTC
А вам туда так сильно хочется?
Если я правильно понял, вам там вешают ярлычок педофила?

Reply


Leave a comment

Up