Я не люблю произведения, где огромное число действующих лиц, с именами, с фамилиями - я в них теряюсь и путаюсь. Поэтому здесь я не буду говорить про второстепенных героев. Я расскажу про Серёжу и Олега, как наиболее заметных для меня героев. Глобально - да, о дружбе, о коллективе, об ответственности, и о ритуалах и пионерии. Книга погружает нас в контекст того времени, когда знамя - это было серьёзно.
Но вернёмся к главному герою. В нём я узнал… себя! Только себя взрослого, а Серёжа - мальчишка. Каким образом? Да вот я тоже не могу просто так пройти мимо, отвернуться, молча проглотить. И точно так же это окружающими воспринимается как конфликтность. Весь рассказ построен на таких вот событиях, и начинается он с чего? Да начальник лагеря и не заметил, как наплевал в душу! И кульминация - это дискуссии с дядей Витей, когда Серёжа, опять же, ради своих принципов пожертвовал своим же любимым увлечением. В моих глазах это только прибавило уважения к Серёже. Вот интересно, автор его с одного мальчишки-прототипа писал или всё-таки это «сборная» личность? Она ведь личность эта, ещё и не робкого десятка - вспомним, как Серёжа рейкой от забора от шпаны отбивался. Конечно, этому предшествовало достаточно много событий, которые вполне себе являют и психологическую, и физическую подготовку, но пойти на заведомо превосходящие силы - такое себе может позволить действительно только очень принципиальный человек.
Наконец-то мы видим «хорошего» отца - который не «воспитывал упрямца», а понимал его и отмазывал в школе!
Теперь про Олега. Во всех произведения Крапивина подобного толка есть некий неформальный взрослый, вокруг которого собираются ребята. Так и здесь. Очень хорошо рассказано, почему Олег ушёл из вожатых. Но когда в «Эспаде» приключилась беда, Олег… Я считаю, что поступил эгоистично. Он сделал как лучше ЕМУ. Для ребят «Эспада» была всей жизнью, а для него - очередным проектом, пусть и более протяжённым, чем лагерная смена. Он спокойно закрыл проект и вернулся к своим «самым-самым» детям - в интернат, где снова его «ждали». Я сейчас не хотел бы касаться темы, что такие педагоги, как Олег, нужнее «бедным сироткам» - про сиротские учреждения мои слова будут по большей части матерные - я про то, как легко Олег взял и уехал, не оставив преемника, просто бросив ребят и откупившись от них, раздав им имущество клуба. Хотя Олега можно понять - своими перебежками он изрядно «наследил», то есть наоставлял везде обещаний и привязанностей. Это как я в молодости - до сих пор всё собираю воедино. Оказывается, не я один такой…
Счастливого финала нет - «конкурирующий» клуб выжил, расширился, а «Эспаду» назвали «неправильной». Серьёзное испытание для ребят, особенно Серёжи! Но надежда на счастливый финал всё же есть - на сцене появляется Саша, брат Гены, который может подхватить упавшее знамя руководителя клуба, да и «конкуренты» пригласили на поединок, который, конечно, эспадовцы должны были выиграть.
Но конец произведения всё же чертовски красив, в последний абзац Крапивин вложил огромную любовь к своим героям, которые ведь были не такими уж и вымышленными…
PS В своём сборнике я нашёл повесть «Рыжее знамя упрямства», которая является третьей частью цикла «Паруса Эспады». Очевидно, Мальчик со шпагой - это первая часть? А что второе?