Жанр альтернативной истории

Oct 10, 2014 22:19

Феноменальная популярность альтернативной истории. Вроде бы, с чего? Ведь историю не перепишешь и не переделаешь. Да, лучшие из них имеют под собой в основе очень серьёзные исторические исследования. И какие-то моменты, какие-то подробности, которым нет места в рамках истории как науки, из этих романов можно узнать. Но эти подробности - слишком мизерная часть, причиной популярности она никак не является.
Ответ, который я нашла на этот вопрос, мне не очень нравится. Но он волне укладывается в логику происходящего, укладывается без натяжек и других допущений.
Итак, нравится нам всем этот жанр потому, что он - современная версия эпоса.
Эпос, тот самый эпос, который - один из устных фольклорных жанров и который по мнению этнографов и фольклористов исчез вместе с приходом тотальной грамотности и доступностью классической и развлекательной литературы. Эпос - это такие истории, которые всем известны, герои которых постоянны и неизменны, все знают, что произойдёт и чем закончитая, но, тем не менее, все с неподдельным интересом слушают эти истории и сопереживают героям. Откуда такой интерес? Оттуда, что эпос отвечает не на вопрос «что случилось?», а на вопрос «как это произошло?». А версий «как» по определению столько же, сколько и рассказчиков.
Именно на этот вопрос «как» и отвечают все эти альтернативные истории в меру таланта автора.
Почему мне это не очень нравится? А потому что для того, чтоб испытывать интерес к эпосу, надо обладать специфическим мировосприятием, которое вполне можно назвать средневековым.
Вот так. Новое средневековье, которым нас так пугали философы, наступило, и наступило для всех. Кто-то ударился в религию, а кто-то очарован эпосом. Но все мы, несмотря на образование и критичность мышления, оказались захвачены этим архаическим мировосприятием, сами того не замечая, считая, что всё в порядке, что «со мной-то такого ну никак не может быть!». Надо бы наново посмотреть, что входит в комплект «средневекового сознания», поскольку эпос и религия - только два варианта его проявления, есть люди, которые не проявляют склонности ни к тому, ни к тому, но вряд ли смогли избежать подоюбного.

Остаётся один вопрос, как в той песне про фанатов Толкина:
«Раз так вдарило колхоз,
Что же в городе творится?»

Очень интересно, что творится в Европе, в каком виде средневековое сознание проявляется там?

UPD 12.10.14. Мысль, во истину, носится в воздухе! Пошла смотреть ф-ленту и вот наткнулась...
Так вот... Про сходство эпоса и АИ я начала думать в нчале сентября, когда посмотрела-прослушалаимеющиеся на ю-тубе водеолекции Барковой (ссылки см. ранее). Но я, как культуролог, додумывала эту мысль в приложении к сиутации в современной культуре. А она, как нормальный филолог, эту мысль не додумывала, она её просто вычитала у Толкина (ссылка: http://alwdis.livejournal.com/1290291.html) и, насколько я понимаю, чуток перефорулировала:
Эпос как квазиистория безусловно является предтечей такого популярного ныне жанра, как «альтернативная история». Но если современная альтернативная история - некая игра ума, допускающее исключение любого из поворотных событий, чтобы посмотреть, а как развивался бы мир, если бы того-то не произошло, то эпос - это «исправление ошибок» реальной истории.
Современная АИ, та что про прогрессорство и которую интересно читать, делится на два направления: 1) роль личности в истории (напр. "Попытка возврата" Конюшевакого), и 2) именно, что исправление ошибок ("Морской волк" Савина). Думаю, к эпосу ближе второе направление - оно буквально занимает его место, но и первое взяло от него многое.

Культура, Натурный эксперимент, Фольклор, Литература, Жизнь вокруг ...

Previous post Next post
Up