334. Женщины Сибири (накануне праздника)

Mar 05, 2009 20:30

Кто о чем, а я о новых краеведческих книжках. Тем более, что ЭТА угадала с появлением как раз к предстоящему празднику:

Долидович О. М. Женщины Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. : (демографический, социальный, профессиональный аспекты) : монография / О. М. Долидович, В. И. Федорова. - Красноярск : КГПУ, 2008. - 229 с.

Прочитала (а не пролистала) почти всю, интереснааааа!

Одной из особенностей населения в Сибири долгое время (века!) была диспропорция полов. Она возникла на ранних этапах колонизации и была связана с тем, что продвижение на восток осуществлялось  исключительно мужчинами: казаками, промысловиками. Опасная, полная лишений жизнь первопроходцев не способствовала обзаведению семьями. В конце 16 - начале 17 вв. в среде служилых людей распространенным явлением была торговля женщинами, а также обычай отдавать своих жен в «кортому» (аренду). К примеру, если муж уходил в далекий поход, то за определенную сумму оставлял жену желающему, чтобы тот пользовался всеми правами мужа.

Нехватка женщин была такая острая, что некоторые даже писали челобитные тобольскому воеводе.


Как, например, крестьянин Иван Семенов от имени двадцати сотоварищей. В челобитной, жалуясь на тяжелую жизнь, он просил прислать наряду с лошадьми «гулящих женочек, на ком женитися». Не будем забывать, что женщина в крестьянских хозяйствах была очень нужна - дом и половина хозяйства была на ней.

В Сибири женщины стали преобладать количественно над мужчинами лишь под влиянием Первой мировой войны.

Поразили меня цифры среднего возраста жизни сибиряков (по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 г.): мужчины жили в среднем 26. 7 года, женщины - 25, 7. Кстати, в европейской России эти цифры были еще ниже. Авторы объясняют это более высоким уровнем жизни сибиряков, по сравнению с европейскими губерниями.

В книге очень много интересных демографических данных. Количество официальных разводов в Сибири было ничтожным (0,4 % мужчин и 0, 3 % женщин были разведенными). Получить развод было чрезвычайно трудно. Можно было вложить в это дело кучу денег и ждать годами, а результата так и не добиться. Закон признавал уважительной причиной для развода только прелюбодеяние.

В Сибири, как и в Европейской России, замужняя крестьянка рожала за свою жизнь в среднем от 6 до 10 детей. Но семьи вовсе не были многодетными - детская смертность была огромна. Доля детей, не доживших до одного года, составляла 40-55 %!

Частые роды препятствовали участию женщины в общественной и культурной жизни, сводили ее существование к беременности, ухаживанию за детьми, из которых более половины умирало. При этом женщины не переставали трудиться, поскольку мужчины не могли без них материально обеспечить семью. «Когда поспеет сено, женщина работает на сенокосе. Хлеб жнут только одни женщины. К зиме они заготавливают мужчинам платье, рукавицы, чулки, самоловы; зимою молотят, обделывают куделю, мнут, прядут, ездят за дровами и сеном. Мужчин в это время нет дома; они находятся на рыбной ловле, и во всю зиму приезжают домой к Николину дню. Дня на два, пображничать», - писал путешественник по Сибири А. Павлов.

Большой трудовой вклад сибирских крестьянок в хозяйство, трудолюбие, привычка многие вопросы решать самостоятельно - все это формировало их независимый нрав. А. П. Чехов, побывав в Сибири, в одном из писем отмечал, что сибирячки отличаются от русских крестьянок. Писатель высоко оценил их ум, сердечность, различные умения: «Пьешь чай и разговариваешь с бабами, которые здесь толковы, чадолюбивы, сердобольны, трудолюбивы и свободнее, чем в Европе; мужья не бранят и не бьют их, потому что они также высоки и сильны, и умны, как их повелители. Они, когда мужей нет дома, ямщикуют; любят каламбурить, детей не держат в строгости, их балуют».

Такой вот яркий образ сибирской крестьянки.

Авторы пишут о положении женщин и других сословий, профессий. Есть в книге образы известных женщин Сибири: Веры Арсеньевны Баландиной, Марфы Петровны Грабовской (первая женщина-врач Сибири), Анны Николаевны Бек, Екатерины Алексеевны Авдеевой-Полевой (первая сибирская писательница) и многих других.

К каждой главе дана огромная библиография, что очень ценно! В приложении - множество статистических таблиц.

Да, про книжку я рассказала (к празднику), но ее пока нет в наших каталогах - она ведь совсем новая. Нам ее принесли авторы, за что им большое мерси и поздравления с наступающим праздником!

Юлия

книги, Сибирь, история

Previous post Next post
Up