На протяжении ряда веков российской истории роль и положение женщины в обществе существенным образом изменялись.
Составить мнение о женских образах разных исторических эпох поможет электронное собрание
Президентской библиотеки. Здесь представлены цифровые копии исследований, очерков, открыток, иллюстраций, а также фото- и видеоматериалы.
Во вся времена «женщина в более или менее степени руководила судьбами России, давая первоначальное нравственное воспитание древнерусскому деятелю, князю, боярину, посадскому и житьему люду, а потом, невидимо для постороннего глаза, направляла волю мужьев, братьев, детей по доброму или злому пути» - такое определение женской роли в обществе дает в своей работе
«Русские женщины нового времени. Женщины первой половины 18 века» писатель-историк Даниил Лукич Мордовцев.
Женские образы Руси языческого и раннехристианского периодов описаны в брошюре
«Русские женщины великокняжеского времени» Марии Николаевны Дитрих (1904).
«В языческий период образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах: она - равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, иногда обладающая чарами пророчества…»
В источнике особо подмечен тот факт, что присущие женщине любовь к природе и чуткость помогали ей глубже проникать в тайны природы и пользоваться ее дарами. Именно поэтому женщины хорошо разбирались в травах, умели лечить ими, и благодаря этому приобретали особую силу и авторитет в языческом обществе.
На примере известных женщин того времени рассматриваются типичные черты характера и поступки, присущие прекрасного полу той далекой эпохи. Перед нами проходит целая вереница знакомых женских образов: княгини Ольги, Февронии Муромской, подруг былинных богатырей, известных монахинь.
В
«Домострое», памятнике древнерусской литературы ХVI в., женщину называют не иначе как «государыней дома», в обязанности которой входит контроль за воспитанием детей, работой слуг, пополнением семейных запасов, распределением обязанностей в семье.
Праздное времяпрепровождение не поощрялось.
По правилам Домостроя жена не могла ни пойти, ни принять гостей без согласия мужа, причем для передачи угощения из ее половины назначался один из верных людей, и никто другой туда не допускался.
Чем выше был статус главы семейства, тем большему стеснению подвергались члены его семьи. К примеру, царевны не имели права присутствовать на похоронах своих братьев и сестер.
Положение женщины в обществе допетровского времени находило отражение и в особенностях одежды.
«В отношении женского платья требовалось соблюдение того покроя, который по теремному идеалу, должен был наиболее приближаться к монашеской одежде. Талия вовсе не допускалась, а верхнее платье должно было быть так гладко, чтобы ни одною складкой не могло обнаружить формы стана, хотя этот наряд мог отличаться самой вычурной отделкой» (
Иконников В. С. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. 1874).
Петровские преобразования положили конец затворнической жизни женщин. Обучение на дому девиц высшего круга уже не ограничивалось только грамотностью. Их начинают обучать иностранным языкам, игре на клавесине и танцам. Важным навыками женщин для выхода свет становятся уменье одеваться, держаться в обществе, вести беседу.
«Русская женщина второй половины 18 века является не только помощником и другом мужчины, но и полезным общественным и литературным деятелем - это ученица и друг Ломоносова, Сумарокова, Державина, Фонвизина, Новикова, Вольтера, Руссо, Даламбера, Дидро». Автор строк подтверждает свои слова биографиями самых известных русских женщин 18 столетия: Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Екатерины Дашковой (
Мордовцев Д. Л. Русские исторические женщины. 1874).
Екатерина Вторая положила начало женскому образованию в России. Ученицы созданного ее «Воспитательного общества» изучали не только общеобразовательные предметы, но и танцы, музыку, рукоделие, науку ведения домашнего хозяйства.
«Чтобы развить в детях чувство сострадания с 1768 г. положено было устраивать столы для ста нищих женского пола, и все воспитанницы должны были им прислуживать в «знак человеколюбия к ближнему и благодеяния к бедным»». (Соколов В.Ф.
Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России. 1896).
Среди многих сословий дореволюционной России не было принято самостоятельно кормить своих детей грудным молоком. Обеспеченные семьи очень часто обращались к услугам кормилиц.
«Для кормления «барского дитяти» выбиралась из крепостных женщина молодая, здоровая, «чистая», породистая. Сама кормилица в доме окружалась вниманием, почетом, довольством и холей, делалась, как бы членом семьи и навсегда связывалась со своим питомцем родственно-любовными отношениями» (Михневич В. О.
Русская женщина в XVIII столетии. 1895).
Особую сердечность и душевное тепло, сохранявшиеся на всю жизнь, ощущали многие дворянские дети, чьим воспитанием занимались няни. Часто случалось так, что няня была гораздо ближе, ласковее и нежнее матери для ребенка.
Матери, особенно из светских богатых женщин, слишком много отдавая себя и своего времени суетности и развлечениям, нередко пренебрегали воспитанием своих ребят.
Из книги Михневич В. О.
Русская женщина в XVIII столетии. 1895
Отечественная война 1812 года показала великий патриотизм всего народа, в том числе женщин. Всем памятны имена Василисы Кожиной, отважной партизанки из крестьянок, о подвигах которой слагались легенды, Надежды Дуровой, первой женщины-кавалериста.
Известно, что выйдя в отставку, Надежда Андреевна Дурова так и никогда больше не переоделась в женское платье, предпочитая военный мундир. Живость, решительность и вспыльчивость, при большой доброте и отзывчивости, до донца оставались отличительными чертами ее характера.
«И как бы не старалась Надежда Андреевна забыть сама и заставить других о том, что она женщина… все же женская нотка где-то таилась в глубине ее существа и, на старости лет она вновь стала иногда заниматься рукоделием» (
Сакс А. А. Кавалерист-девица штабс-ротмистр Александр Андреевич Александров (Надежда Андреевна Дурова) 1912).
О русских женщинах-сестрах милосердия впервые заговорили во время Крымской войны. До этого помощь раненым оказывалась стихийно. По почину Ее Высочества Елены Павловны и на ее средства в сентябре 1855 года была учреждена Кресто-воздвиженская община - первая военная община с целью служения во время войны в военных госпиталях.
«В эту тяжелую годину полнее и целостнее выразилась благотворная деятельность русской женщины в качестве сестры-милосердия… Кроме того, многие из женщин, принадлежавших к различным слоям общества, работали тогда в госпиталях, хотя и не принадлежали к общине…» (
Илинский П.А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг. Спб., 1879).
В первой половине 19 века женщины начинают активно привлекаться к преподавательской деятельности. На первых порах они учат музыке, рукоделию, преподают в начальных школах.
В брошюре К. В. Ельницкого
«Значение педагогического образования для женщин, как воспитательниц и учительниц детей» говорится о том, что учительница оказывает существенное влияние на учеников своими личностными качествами: аккуратностью, трудолюбием, терпением, состраданием.
«Обладая природным эстетическим вкусом и чувством, и проявляя таковые в своей жизни и деятельности, она тем самым облагораживает чувство и вкус своих учеников».
Одной из ярких представительниц русской интеллигенции 60-70 гг. XIX в. становится Софья Васильевна Ковалевская, первая в мире женщина - профессор математики. Наравне с величайшими учеными-мужчинами она решает серьезные вопросы математики и механики, становится лауреатом премии Бордена Парижской академии наук.
Таковы лишь некоторые из женских образов древней и дореволюционной эпохи России. Впереди начиналась эпоха бурных революционных преобразований, утвердившая новые образы женщин.
С изданиями обзора вы можете познакомится на сайте
Президентской библиотеки или через удаленный читальный зал, один из которых находится в нашей библиотеке.
Уфимцева О.Г.