Женские образы на перекрестках истории

Mar 08, 2022 09:10

На протяжении ряда веков российской истории роль и положение женщины в обществе существенным образом изменялись.

Составить мнение о женских образах разных исторических эпох поможет электронное собрание Президентской библиотеки. Здесь представлены цифровые копии исследований, очерков, открыток, иллюстраций, а также фото- и видеоматериалы.



Во вся времена «женщина в более или менее степени руководила судьбами России, давая первоначальное нравственное воспитание древнерусскому деятелю, князю, боярину, посадскому и житьему люду, а потом, невидимо для постороннего глаза, направляла волю мужьев, братьев, детей по доброму или злому пути» - такое определение женской роли в обществе дает в своей работе «Русские женщины нового времени. Женщины первой половины 18 века» писатель-историк Даниил Лукич Мордовцев.



Женские образы Руси языческого и раннехристианского периодов описаны в брошюре «Русские женщины великокняжеского времени» Марии Николаевны Дитрих (1904).

«В языческий период образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах: она - равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, иногда обладающая чарами пророчества…»

В источнике особо подмечен тот факт, что присущие женщине любовь к природе и чуткость помогали ей глубже проникать в тайны природы и пользоваться ее дарами. Именно поэтому женщины хорошо разбирались в травах, умели лечить ими, и благодаря этому приобретали особую силу и авторитет в языческом обществе.

На примере известных женщин того времени рассматриваются типичные черты характера и поступки, присущие прекрасного полу той далекой эпохи. Перед нами проходит целая вереница знакомых женских образов: княгини Ольги, Февронии Муромской, подруг былинных богатырей, известных монахинь.



В «Домострое», памятнике древнерусской литературы ХVI в., женщину называют не иначе как «государыней дома», в обязанности которой входит контроль за воспитанием детей, работой слуг, пополнением семейных запасов, распределением обязанностей в семье.

Праздное времяпрепровождение не поощрялось.

По правилам Домостроя жена не могла ни пойти, ни принять гостей без согласия мужа, причем для передачи угощения из ее половины назначался один из верных людей, и никто другой туда не допускался.

Чем выше был статус главы семейства, тем большему стеснению подвергались члены его семьи. К примеру, царевны не имели права присутствовать на похоронах своих братьев и сестер.



Положение женщины в обществе допетровского времени находило отражение и в особенностях одежды.

«В отношении женского платья требовалось соблюдение того покроя, который по теремному идеалу, должен был наиболее приближаться к монашеской одежде. Талия вовсе не допускалась, а верхнее платье должно было быть так гладко, чтобы ни одною складкой не могло обнаружить формы стана, хотя этот наряд мог отличаться самой вычурной отделкой» (Иконников В. С. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. 1874).

Петровские преобразования положили конец затворнической жизни женщин. Обучение на дому девиц высшего круга уже не ограничивалось только грамотностью. Их начинают обучать иностранным языкам, игре на клавесине и танцам. Важным навыками женщин для выхода свет становятся уменье одеваться, держаться в обществе, вести беседу.

«Русская женщина второй половины 18 века является не только помощником и другом мужчины, но и полезным общественным и литературным деятелем - это ученица и друг Ломоносова, Сумарокова, Державина, Фонвизина, Новикова, Вольтера, Руссо, Даламбера, Дидро». Автор строк подтверждает свои слова биографиями самых известных русских женщин 18 столетия: Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Екатерины Дашковой (Мордовцев Д. Л. Русские исторические женщины. 1874).



Екатерина Вторая положила начало женскому образованию в России. Ученицы созданного ее «Воспитательного общества» изучали не только общеобразовательные предметы, но и танцы, музыку, рукоделие, науку ведения домашнего хозяйства.

«Чтобы развить в детях чувство сострадания с 1768 г. положено было устраивать столы для ста нищих женского пола, и все воспитанницы должны были им прислуживать в «знак человеколюбия к ближнему и благодеяния к бедным»». (Соколов В.Ф. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России. 1896).

Среди многих сословий дореволюционной России не было принято самостоятельно кормить своих детей грудным молоком. Обеспеченные семьи очень часто обращались к услугам кормилиц.

«Для кормления «барского дитяти» выбиралась из крепостных женщина молодая, здоровая, «чистая», породистая. Сама кормилица в доме окружалась вниманием, почетом, довольством и холей, делалась, как бы членом семьи и навсегда связывалась со своим питомцем родственно-любовными отношениями» (Михневич В. О. Русская женщина в XVIII столетии. 1895).

Особую сердечность и душевное тепло, сохранявшиеся на всю жизнь, ощущали многие дворянские дети, чьим воспитанием занимались няни. Часто случалось так, что няня была гораздо ближе, ласковее и нежнее матери для ребенка.

Матери, особенно из светских богатых женщин, слишком много отдавая себя и своего времени суетности и развлечениям, нередко пренебрегали воспитанием своих ребят.



Из книги Михневич В. О. Русская женщина в XVIII столетии. 1895

Отечественная война 1812 года показала великий патриотизм всего народа, в том числе женщин. Всем памятны имена Василисы Кожиной, отважной партизанки из крестьянок, о подвигах которой слагались легенды, Надежды Дуровой, первой женщины-кавалериста.

Известно, что выйдя в отставку, Надежда Андреевна Дурова так и никогда больше не переоделась в женское платье, предпочитая военный мундир. Живость, решительность и вспыльчивость, при большой доброте и отзывчивости, до донца оставались отличительными чертами ее характера.

«И как бы не старалась Надежда Андреевна забыть сама и заставить других о том, что она женщина… все же женская нотка где-то таилась в глубине ее существа и, на старости лет она вновь стала иногда заниматься рукоделием» (Сакс А. А. Кавалерист-девица штабс-ротмистр Александр Андреевич Александров (Надежда Андреевна Дурова) 1912).



О русских женщинах-сестрах милосердия впервые заговорили во время Крымской войны. До этого помощь раненым оказывалась стихийно. По почину Ее Высочества Елены Павловны и на ее средства в сентябре 1855 года была учреждена Кресто-воздвиженская община - первая военная община с целью служения во время войны в военных госпиталях.

«В эту тяжелую годину полнее и целостнее выразилась благотворная деятельность русской женщины в качестве сестры-милосердия… Кроме того, многие из женщин, принадлежавших к различным слоям общества, работали тогда в госпиталях, хотя и не принадлежали к общине…» (Илинский П.А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг. Спб., 1879).



В первой половине 19 века женщины начинают активно привлекаться к преподавательской деятельности. На первых порах они учат музыке, рукоделию, преподают в начальных школах.

В брошюре К. В. Ельницкого «Значение педагогического образования для женщин, как воспитательниц и учительниц детей» говорится о том, что учительница оказывает существенное влияние на учеников своими личностными качествами: аккуратностью, трудолюбием, терпением, состраданием.

«Обладая природным эстетическим вкусом и чувством, и проявляя таковые в своей жизни и деятельности, она тем самым облагораживает чувство и вкус своих учеников».

Одной из ярких представительниц русской интеллигенции 60-70 гг. XIX в. становится Софья Васильевна Ковалевская, первая в мире женщина - профессор математики. Наравне с величайшими учеными-мужчинами она решает серьезные вопросы математики и механики, становится лауреатом премии Бордена Парижской академии наук.



Таковы лишь некоторые из женских образов древней и дореволюционной эпохи России. Впереди начиналась эпоха бурных революционных преобразований, утвердившая новые образы женщин.

С изданиями обзора вы можете познакомится на сайте Президентской библиотеки или через удаленный читальный зал, один из которых находится в нашей библиотеке.

Уфимцева О.Г.

Президентская библиотека, история, женщины

Previous post Next post
Up