«Нам необходимо поощрять девочек и женщин к полному раскрытию своего потенциала в качестве научных исследователей и новаторов, и поддерживать их в этом».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш
11 февраля - Международный день женщин и девочек в науке. Праздник стали отмечать с 2016 года по инициативе Организации Объединенных наций - спустя три года (декабрь 2013 г.) после принятия резолюции ООН «Наука, техника и инновации в целях развития». Среди целей резолюции - достижение полноправного участия женщин и девочек независимо от возраста в развитии науки, техники и инноваций. Такое решение Организации Объединенных наций стало залогом гендерного равноправия в области науки. Этот День является напоминанием о том, что женщины и девочки играют важную роль в научном и технологическом сообществе, и что их участие должно быть расширено.
Упоминание в названии праздника не только женщин, но и девочек, направлено на актуализацию темы участия в научных сообществах, кружках и других объединениях научного профиля школьного периода обучения не только мальчиков, но и девочек, чьё участие в них также заметно ниже. Кроме того, участники мероприятий в рамках празднования нового Международного дня обращают внимание на работу воспитателей и преподавателей в учреждениях школьного и дошкольного образования, где должны учитываться принципы гендерного равноправия.
Празднование осуществляется ЮНЕСКО и структурой «ООН-Женщины» в сотрудничестве с учреждениями и партнерами из гражданского общества, целью которых является поощрение участия женщин и девочек в науке. За последние 15 лет мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девочек в науку. Несмотря на это, женщины и девочки до сих пор сталкиваются с ограничениями в этой сфере. В науке женщины скорее редкость, чем норма. В мире они составляют всего лишь 30% исследователей. Хотя число женщин, поступающих в университеты, растет, лишь немногие из них достигают уровня, необходимого для занятия научно-исследовательской деятельностью. Достижения женщин не менее важны, чем достижения их коллег мужского пола. И в каждой эпохе были свои выдающиеся женщины-ученые.
Пожалуй, самая известная женщина-ученый - Мария Склодовская-Кюри (1867-1934), основатель науки о радиоактивности, дважды лауреат Нобелевской премии. Мария и ее муж, француз Пьер Кюри, исследовали радиоактивность. Однако, они не использовали никаких средств защиты. В итоге у нее развилась хроническая лучевая болезнь, которая привела к онкологии. Тем не менее, открытия ученой невероятно важны. Первую Нобелевскую премию по физике она получила в паре с мужем. А уже через два года премией по химии наградили только Склодовскую-Кюри. Это первая женщина - нобелевский лауреат в истории.
Благодаря своему упорству Мария смогла основать первый в мире Радиевый институт, в котором вела не только преподавательскую, но и исследовательскую деятельность. За свою жизнь она написала более 30 статей, взрастила целую плеяду молодых ученых, продолживших ее дело. Мария Склодовская-Кюри исследовала пагубное влияние излучения открытых ею элементов на человеческий организм - к сожалению, эти открытия были сделаны ценой ее собственной жизни.
Еще одной известной женщиной в науке является Софья Васильевна Ковалевская (1858-1891) - первая женщина профессор математики, автор трудов по математическому анализу, механике и астрономии. Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Этим продвинула вперёд решение задачи, начатое Леонардом Эйлером и Ж. Л. Лагранжем.
Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение.
Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.
Имя Софьи Ковалевской носят улицы во многих городах России. В том числе и в Красноярске, в Октябрьском районе.
Не стоит забывать и о женщинах-изобретателях. Например, Хеди Ламарр (настоящее имя Хедвиг Ева Мария Кислер), известная актриса, одна из красивейших женщин Европы сделала сенсационное изобретение своего времени, без которого сейчас не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны. Во времена Второй мировой войны она разработала технологию так называемых «прыжковых частот»: система меняла частоту радиосигналов между самолетом и торпедой, которой он руководил. Так враг не мог их перехватить. Изобретение Хеди Ламарр гарантирует безопасную передачу информации и ныне используется в мобильной связи и Wi-Fi. В 1941 году она запатентовала секретное средство связи, которое динамически изменяло частоту вещания, чтобы затруднить перехват противником.
А богатая светская львица Джозефин Кокрейн была одержима идеей безопасности своей коллекции фарфора, которая иногда страдала при мытье из-за неловкости слуг. Она была уверена: если вы хотите, чтобы работа выполнялась хорошо, надо делать ее самому. Так она и сделала, изобретя первую рабочую и коммерчески успешную посудомоечную машину. Патент на агрегат был выдан в 1886 году. Кокрейн спроектировала посудомоечную машину в сарае за своим домом и построила с помощью механика Джорджа Баттерса. Ее посудомоечная машина была первой, использовавшей напор воды, а не механическую мойку. Кроме того, в ней впервые появились отдельные отделения для тарелок, чашек или блюдцев.
Находчивые девочки тоже внесли свой неоценимый вклад в науку. Так, Анастасия Родимина из Москвы в 10 лет стала самым юным обладателем патента в России. Она изобрела новый вид печатной графики, который получил название энергоинформационная фрактальная монотипия. Это когда на бумагу или другую поверхность наносят краску и получают отпечаток сложной структуры. Девочку с этим способом познакомил дедушка. Настя дорабатывала монотипию при помощи аппликации и затем выставляла на солнечный свет.
Настя однажды забыла монотипию с наложенным кусочком бумаги на окне. Через некоторое время краски выгорели, а участок, который остался под кусочком бумаги, оказался ярким и контрастным. Тогда дедушка и подсказал Насте, что можно оформить заявку на изобретение в Роспатенте. Он стал соавтором Настиного изобретения. Ему пришлось взять на себя все этапы оформления заявки. Экспертиза изобретения проходила около года.
Изобретение москвички привлекло внимание, в частности, им заинтересовалось одно известное рекламное агентство и клиника нервных болезней. Врачи клиники увидели, что можно использовать Настино изобретение как арт-терапию. Настя же своё изобретение видит полезным для создания игры по развитию детской фантазии.
Еще одно детское изобретение было создано в качестве протеста боли. Аланна Майерс в свои восемь лет успела побывать в больнице. После выписки девочке были назначены перевязки, которые были болезненными. Каждый раз снятие бинтов сопровождалось болью. Смешав мыло, воду и масло лаванды юная Аланна создала средство, которое помогает снять бинты, сведя болевой эффект к минимуму.
Реализация этой идеи научила девочку быть настойчивой и верить в себя, как говорит она сама.
Дом с солнечными батареями, водяной перископ, сигнальные ракеты, стол-кровать, циркулярная пила, автомобильный обогреватель, бумажные пакеты - этот список можно продолжать еще очень долго. И хотя с давних времен считалось, чтозадача женщины - быть хранительницей домашнего очага, история доказывает, что творческое мышление у представительниц прекрасного пола работает не хуже, чем у мужчин.
Каковкина Дарья Антоновна, библиотекарь отдела патентно-технической документации