10 февраля отмечается День дипломатического работника. Именно на этот день в 1549 году приходится первое упоминание Посольского приказа, ведавшего всеми внешнеполитическими отношениями Русского царства.
В цифровом собрании
Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина хранится немало сведений об истории становления и развития дипломатической службы в России, ее известных деятелях, а также описания отдельных политических событий и посольских миссий.
Особенный интерес представляют материалы, связанные с начальным периодом нашей дипломатии и с деятельностью Посольского приказа.
В источнике
«О древней русской дипломатии» (автор В. Н. Лешков, 1847) отмечается, что «история русской дипломатии должна представить нам картину юридической жизни России, от первой эпохи с соприкосновения с ближайшими соседями до полного развития в ней государственных начал и их признания иностранными державами».
Со времен Древней Руси послами в другие государства всегда избирались лучшие люди, пользовавшиеся доверием великого князя и царя и обладающие уменьем вести переговоры. По своему значению лица, посылавшиеся с дипломатическими поручениями, могли быть: либо - «послы великие», либо - «легкие послы, или посланники, либо - «гонцы», «посланцы» или «посланные».
«Различие это зависело, главным образом, от важности и цели посольства, значения государства, в которое посольство ехало, и от большей или меньшей торжественности, которую хотели придать посольству» (
Белокуров С. А. О посольском приказе. 1906.)
Состав первых посольств мог колебаться от 1-4 человек до нескольких сот, в случае присоединения к нему многочисленной свиты. Московское правительство строжайшим образом следило за соблюдением установленного этикета и требовало точного соответствия посольского церемониала.
К примеру, в наказах предписывалось послам следить за тем, чтобы иностранные государи при вопросе о здоровье царском, обязательно приподымались и снимали шляпу. А при отправлении на аудиенцию, впереди русских послов везли привезенные ими дары; присланную грамоту торжественно нес какой-нибудь подьячий посольства, но на аудиенции подавал ее государю первый посол.
Большое влияние на наш посольский церемониал оказало продолжительное татаро-монгольское владычество. «Угощение послов, как европейских, так и азиатских, совершалось у нас по восточному обычаю: отсутствовали тарелки, ножи и вилки. Такие неудобство очень смущало европейцев и они отмечали его в своих записках» (
Веселовский Н. И. «Татарское влияние на русский посольский церемониал в Московский период русской истории», 1911 ). Кроме того, кушанье подавалось на стол разом, а не последовательно.
Автор книги подчеркивал, что посольский церемониал был направлен к выражению внешним образом, т.е. публично, почета или «чести» на три стороны: государю, посылающему посла; государю, принимающего посла и самому послу. И эти три задачи сосредотачивались на личности посла.
С созданием Посольского приказа в его ведении перешли вопросы отправки посольств за границу, приема иностранных послов, подготовки текстов правил для русских послов, соглашений, ведения переговоров.
В приказе стали храниться государственная печать, государственный архив, который включал важнейшие документы внешнеполитические и внутриполитические документы. «Это коллегия, в которой сохраняются все государственные древности и тайны, как прежде постоянно считалась, так и теперь считается при Московском Дворе самою главною и важною» - такое определение ведомства дается в сочинении одного из служащих приказа
Г. К. Котошихина «О России, в царствование Алексея Михайловича».
Отдельные источники Президентской библиотеки дают нам представление о структуре и характеристике аппарата чиновников первого дипломатического ведомства. Непосредственно составлением дипломатической и внутриведомственной документации занимались подьячие.
«Кроме годового оклада подьячие получали праздничное жалованье на церковные и «государевы» праздники. Количество первых было стабильным (Рождество Христово, Рождество Богородицы, Пасха), количество вторых (именины царя, царицы, царевичей) росло по мере увеличения царского семейства». (
Куненков Б. А. Посольский приказ в 1613-1645 гг.: структура, служащие, делопроизводство. 2007).
Приказные судьи приказа (бояре, думные дворяне и дьяки, окольничие), осуществляли управленческие функции. Они контролировали подготовку документов, занимались руководством аппарата и текущими делами учреждения. К штату Посольского приказа относились также переводчики и толмачи, в обязанности которых входило перевод устной и письменной речи, курьерские поручения. Кадры таких служащих создавались главным образом за счет носителей иностранных языков.
Документы библиотеки содержат подробные описания посольского церемониала. К примеру, в источнике 1743 г.
«Церемониал о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе» досконально описаны права и привилегии иностранных послов, а также правила посольского этикета. Как пограничном, так и в других городах, которые проезжал посол, ему обязаны были предоставлять за его посольские деньги «пристойную квартиру», приставлять к месту его жительства почетный караул, а губернатор или комендант обязаны были отдавать визиты и принимать встречные.
А в книге
«Церемониал о принятии турецкого посла, 1775 г.» дается детальное описание приема посольской делегации.
«По тем улицам, которыми церемония пойдет, расставятся по обеим сторонам до квартиры посольской лейб-гвардии и полевые полки, которые во время посольского приезда отдают ему честь ружьем, с музыкою и барабанным боем, не уклоняя знамен… Посол, приехав в свою квартиру, принят и потчиван будет три дня от камергера Лопухина дворцовым столом, при котором камерная музыка играть будет».
Не менее почетно и торжественно принимались и наши послы за границей. К примеру, вот как описывает посольские путешествия в Турцию в XVII столетии в журнале
«Русская старина» за 1877 год И. Е. Забелин.
Записки и воспоминания о путешествиях послов содержат немало интересных фактов о культуре, особенностях быта и традициях разных стран, описаний праздников и коронаций.
Вот какие нелестные впечатления произвели на польских послов москвичи в 1678 г.: «Москвитяне, как мужчины, так и женщины, вообще красивы собой, но весьма грубы и невежественны…. Главнейший их недостаток есть пьянство, которым они, впрочем, хвалятся и презирают тех, кои не следуют их примеру. Вина у них совсем нет, но вместо него они употребляют напиток, сделанный из меду с хмелем. Напиток этот очень недурен, в особенности когда он стар». (Из книги Б. Таннер «Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г.»)
Как известно, в дипломатической миссии в Европу в 1697-1698 гг. принимал участие Петр I. Оставаясь в тени собственного посольства, он путешествовал инкогнито, в должности десятника, т.е. начальника над частью отправлявшихся изучать науку солдат. Но при важных для себя обстоятельствах Петр I бросал свой псевдоним Петра Михайлова и выступал в роли государя России, внося сумятицу в годами выработанный церемониал.
Как считает автор книги
«Русские в Голландии. Великое посольство 1697-1698 г.» Михаил Алексеевич Веневитинов: «форма первых дипломатических отношений Петра Первого с Западной Европой отвечала обычаям прежней Руси и вполне выражала собой условия Московского быта».
Поэтому пренебрежительное отношение Петра к посольскому церемониалу скорее указывало на его попытки встряхнуть веками устоявшиеся рутинные порядки, найти новые формы дипломатических взаимоотношений.
Обратившись к электронному собранию Президентской библиотеки,
https://www.prlib.ru вы откроете для себя немало интересных тайн из истории российской дипломатии, а также поближе познакомитесь с культурой и традициями разных стран.
Уфимцева О. Г.