Честное мнение. Эрик-Эмманюэль Шмитт «Как я был произведением искусства»

Dec 30, 2021 10:00

Сегодня сотрудники отдела городского абонемента делятся впечатлениями о книге французского и бельгийского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Как я был произведением искусства».

Если вы знакомы с творчеством автора, обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.



Зарина Якупова


Вполне нормальная книга, затрагивающая тему современного искусства. Является ли оно искусством или это чистой воды шарлатанство и эпатаж? Черный квадрат, инсталляции из мусора и картины в стиле «мой шестилетний ребенок тоже так умеет» - хорошо ли это, нужно ли, делает ли людей лучше?

Как мне показалось, для определения искусства искусством Шмитт считает главным именно контекст, а не объект. Главный герой, потенциальный самоубийца, лишившись права на себя, переосмысливает свою жизнь и начинает ее ценить - философская притча с хэппи-эндом. Читается быстро и легко. Тема немного надоевшая, но Шмитт пишет интересно, советую прочитать.



Надежда Чооду


«Он был очень несчастен, поскольку искал себя там, где никак не мог найти, - среди видимостей».
Читается быстро, интересно, легко. Философская притча об искусстве.

Как и во всей подобной литературе, можно найти параллели с нашим временем. Ощущение никчемности жизни, обида, несправедливость и контрастное сравнение.

Гротеск, который не раздражает, а вызывает только вздох у человека, который хоть раз сталкивался с бюрократией. Если рассматривать текст как притчу, то придраться не к чему, если как роман - есть, но бессмысленно. Для приятного вечера подойдет.

Татьяна Фирсова


Э. Шмитт через своего главного героя описывает актуальную тему суицида среди молодежи. Тема острая, болезненная, она не часто отражается в современной художественной литературе.

Сюжет произведения закручен, много банальных историй. Мне не хватило психологического отражения реальности в описании автором поступков главного героя, которые в результате приводят человека к тому, чтобы оборвать собственную жизнь. Известно, что жизнь-это борьба. Никогда и не в какие времена она не была легкой.

За право жить нужно много трудиться и прикладывать максим усилий, чтобы выстоять в этой борьбе. Нужно быть самостоятельным, а не быть вещью в чужих руках.

У Э. Шмитта получилась экстравагантная история. Но рекомендовать к чтению я могу только тем читателям, которые имеют высокий уровень знаний по данной проблеме.

Надежда Рогина


От произведения остался неприятный осадок. Во-первых, очевидные истины (например, ценность внутренней красоты) преподносятся как величайшие открытия, во-вторых, автор откровенно жонглирует значимыми категориями, такими как жизнь, смерть, здоровье, любовь, лишая их должной глубины, основательности, попросту обесценивая.

Вопросы затронуты важные: абсурд и цинизм в современном искусстве; как далеко может завести тщеславие и что есть величие, слава и народная любовь при отсутствии личного счастья.

Однако, всерьез воспринять прочитанное не получается, не хватает книге широты, размаха и развития. Интрига повествования держала меня ровно до того момента, пока я не узнала в какое «произведение искусства» будет обращен Тацио. Но как только это прояснилось, история стала откровенно скучной и предсказуемой.

Увидеть в произведении шарж на современное искусство тоже не могу: иронии мало, а горьких моментов хоть отбавляй. Как читатель, я в растерянности. Хорошая книга наполняет чем-то новым и преображает. А здесь, наоборот, ощущение возникшей пустоты.

Ирина Лысенко


Эту книгу Эмманюэля Шмитта я читала лет десять назад, так как мне посоветовали ее прочитать. Творчество писателя произвело на меня большое впечатление, прежде всего, своим необычным стилем, увлекательной сюжетной линией, глубоким смыслом, хотя были описания, которые вызывали неприятные чувства.

Автор в романе поднимает "вечные" темы: понимание настоящей красоты, истинное предназначение искусства, пороки современного общества, но изображает и раскрывает через гротеск, полнейший абсурд. Главный герой - молодой человек, который не хочет жить в тени славы своих красивых братьев, и страдает от того, что он некрасив.

Он хочет покончить жизнь самоубийством, но появление величайшего живописца и скульптура Зевса, меняет его жизнь кардинально. Тацио подписывает договор с ним, в котором отказывается от себя как от личности, от семьи, и становится полностью собственностью Зевса. Великий скульптор времени делает из него шедевр нового искусства. Изменившийся внешне Тацио, со временем приходит к пониманию настоящих ценностей и смысла жизни. К прочтению советую!

Никита Лейченко


Книга мне понравилась.

Во-первых - она поднимает важные вопросы. Прежде всего - о принятии себя, о внутренней красоте и красоте вообще. Может, ответы на поставленные вопросы автор даёт и банальные, но при этом они очень «правильные».

Произведение постулирует любить человека таким, какой он есть и не следовать постоянно меняющимся идеалам моды. Эрик-Эманнюэль Шмитт призывает быть внимательнее к окружающим, чаще заглядывать в их глаза и видеть настоящую красоту внутри.
Отношение к автору к современным произведениям искусства мне тоже пришлось по душе.

Писатель откровенно иронизирует и издевается над современными «ХУДОжниками» и их работами. Я считаю неверным пренебрежительное отношение к современным формам искусства (в котором есть и очень талантливые, неординарные авторы). Однако много в современном мире и ширпотреба, о котором в произведении как раз и идёт речь.

И именно такие инсталляции автор и высмеивает! Причём делает это мастерски. Мне это очень понравилось.
Тема сопоставления художника-творца и Бога-творца в произведении тоже имеет место быть. Религиозные сюжеты прослеживаются на протяжении всего произведения - от имени главного героя (Адам-бис) до отношений с его «Творцом». «Творец» же - эдакий коктейль из нечистой силы и древнегреческих богов.

И даже тут я не могу не согласиться с автором, ведь основная его мысль - рождённое в гордости и из чувства гордости прекрасным быть не может. Божественное (высшее) в данном случае противопоставляется человеческому (низшему). Что из этого выходит - читайте в произведении.
Ну и последнее, что я бы хотел отметить - абсурдность происходящего. В каких-то моментах книга напомнила Хеллера с его «Уловкой-22».

Особенно это касается последней части произведения, где в «бой» вступают законники и чиновники, доводя и так нелепую ситуации до крайней степени бреда. Как говорится - было бы смешно, если бы не было так грустно.

Марина Резник


Книгу «Как я был произведением искусства» можно назвать притчей о том, что человек считает более красивым и значимым - реальную жизнь, со всеми ее горестями и бедами, или искусственную - красивую, лишенную видимых изъянов?

Никто не хочет быть посмешищем и неудачником, каждый жаждет почета и славы. Молодой человек Тацио настолько устал постоянно находиться в тени своих успешных братьев, что решает покончить с собой, нежели быть заурядностью.

От гибели его спасает авангардист-скульптор Зевс-Питер Лама, который решает инсценировать смерть Тацио, а после превращает его в произведение искусства. Тацио становится живой скульптурой - изящной и безупречной, вот только сердце его еще живо и по-прежнему способно любить. Интересно проследить взаимоотношения творца и его творения, своеобразный дуэт «отца и сына», в котором уже изначально заложены противоречия времени. Как ни трудно догадаться, любовь спасает Тацио, доказывая, что является самой могущественной силой на свете, способной разглядеть внутреннюю красоту в каждом из нас.

Евгения Тукиш


Мне нравится творчество Эрика-Эмманюэля Шмитта, понравилась и его книга «Как я был произведением искусства». Нравится то, как Шмитт подает свои истории, в манере философской притчи. Есть над чем поразмышлять. Небольшая книга о важном. Необычный сюжет, завлекает с первых страниц.

В книге автор рассуждает об искусстве, моде, о том, как они воспринимаются в обществе. Мода имеет свойство проходить, она является средством удовлетворение потребности в новизне, эпатаже, привлекающем внимание, разрушающем устои, но зачастую это пусто и быстро утрачивает интерес публики.

Но, что самое примечательное, книга не только об искусстве, она затрагивает современные ценности и проблемы, удушье моды, нелюбовь к себе, мелочность, пороки, массовую слепоту, стадное чувство, грязь, боль, любовь, семью, бюрократическую и государственную системы и людей во всём их безобразии и великолепии.

Как избавиться от чувства неполноценности, если ты даже самоубийство совершить не можешь по-человечески? Как обратить на себя внимание? Может быть, исчезнуть и возродиться, став произведением искусства, национальным достоянием, за которое люди готовы платить миллионы?
Люблю такие произведения, которые при всей кажущейся простоте заставляют думать и взглянуть на фундаментальные вещи по-другому.

Галина Бондарева


Это необычная история молодого человека по имени Тацио, который прошел три пути своего рождения. Первый - когда родился и осознал себя внешне непривлекательной, аморфной, никому неинтересной бесполезной личностью, живущей в тени своих братьев-красавцев.

Второй - когда решил покончить жизнь самоубийством, но повстречал художника Зевса-Питера Ламу, стал его собственностью и в результате операции превратился в произведение искусства - живую скульптуру и оказался экспонатом выставок и предметом торговых сделок. Так называемый Благодетель лишил его всего, забрал собственное “Я”. Но, как ни странно “сюрреалистические бредни” этого “величайшего живописца и скульптора” имеют успех у массово ослепшей публики.

И третье рождение произошло на пляже, когда он повстречал художника Ганнибала и его дочь Фиону и обнаружил, что красота заключается не в конкретном облике человека, что она вокруг, повсюду, стоит только присмотреться. Она во внутреннем мире каждого, в принятии себя таким, какой ты есть.

Книга показывает, как эгоизм и необдуманные поступки могут завести в тупик и толкнуть на страшное, и, наоборот, доброта и участие способны пробудить жажду жизни и веру в лучшее. Как неуверенность в себе и заниженная самооценка способны серьезно испортить жизнь и почему необходимо научиться ценить себя. Книга неоднозначная, по ходу чтения возникают вопросы, но в целом затрагивает темы современного мира, мира искусства и морали, отношений родителей и детей.

В следующем выпуске «Честного мнения» обсуждаем книгу Джека Лондона «Время-не-ждет».

что_читать, честное_мнение, зарубежная литература

Previous post Next post
Up