Эдуард Иванович Русаков родился в Красноярске в 1942 году. За плечами Эдуарда Ивановича богатый профессиональный опыт. Два высших образования (Красноярский медицинский институт и Литературный институт), работал врачом-психиатром, редактором на Красноярской студии документальных фильмов, руководителем литературной студии при красноярском Дворце культуры, корреспондентом газет «Евразия» и «Вечерний Красноярск».
Это уникальное сочетание «врач-журналист-литератор» помноженное на богатый жизненный опыт, естественную природную мудрость и глубокое понимание человеческой природы рождает произведения особенные. Они каждым словом, будто мелкими, но верными шагами, тихо, но твердо, не сворачивая и настойчиво, проникают в самую душу читателю. Спутать или сравнить прозу Русакова с творчеством кого-либо из писателей невозможно. Порой, знакомя читателей с книгами того или иного современного автора принято проводить аналогии, но в случае с прозой Эдуарда Ивановича это бессмысленно. Не было таких до, а повторить этот невероятный эффект воздействия текста на сознание вряд ли кому удастся. Сложно сказать, что это в большей степени талант или труд: взвешивать с особой тщательностью, щепетильностью, а главное ответственностью каждое слово. Наверное, и то и другое, включая какую-то специфическую внутреннюю сдержанность, скромность и такт. И в итоге выходят произведения, где дух захватывает не от сюжета-героя-идеи, а от того, как это написано, каким языком.
Современный читатель редко перечитывает что-либо дважды, время диктует быстрее узнать что нового написано, да и литературные новинки одна эффектней другой. Однако, с прозой Русакова так не получится. Невольно возвращаешься к той или иной фразе, предложению, обороту, хочется ещё и ещё раз пройтись по строчкам или отправить в свой «внутренний цитатник», или просто ловишь себя на мысли: «как же так! ведь это всё посторонний человек написал, а будто мои мысли прочёл»...
Также читайте об авторе на
«Литературной карте Красноярского края».
Хочу представить вашему вниманию небольшой сборник малой прозы Эдуарда Русакова «Пропуск в рай».
Рассказы объединены небольшими тематическими сериями: «Кладбище сюжетов», «Святочные рассказы», «Малая проза на разные темы», «Про детей и впадающих в детство» и другие.
По объему рассказы не велики, от одной до четырех страниц. Читать их можно в любом порядке, каждый - законченная история, переданная трепетно и вдумчиво. Опишу кратко лишь некоторые, взятые в случайном порядке. С большим удовольствием поделюсь чудом, которое я открыла под обложкой.
Наверняка среди читателей найдутся любители животных, и те, кто терял когда-то любимого питомца. Горе ни с чем не сравнимое! Есть в сборнике крохотный рассказ «Верните Мурку!» настолько просто, но верно отражающий эмоции человека, лишившегося своего пушистого друга, что невольно возникает ощущение сопричастности. Ведь, иной раз, человек бывает заложником своей беды, если она очень личная. А прочтешь такой рассказ и, словно, тебя поняли и горе твое разделили - уже легче и светлее.
«Будучи в здравом уме и трезвой памяти, завещаю всё своё движимое и недвижимое имущество (квартиру двухкомнатную, гараж, автомобиль «Лада-Калина») тому, кто вернёт мне мою любимую кошку Мурку, пропавшую без вести 12 июля сего года».
Терапевтический эффект от прозы Русакова очевиден, а механизм этой терапии я невольно обнаружила в одном из рассказов:
«Вот и пиши о том, что не хочется ни жить ни писать. И тебе станет легче. Ты, главное - пиши. И не думай - зачем, почему. Твоё дело - писать».
А наше дело - читать. Минорные тона, светлая грусть, тонкая ирония, а порой и сарказм встречается на страницах и, конечно, очень разные персонажи. Настолько, что нельзя наверняка понять где вымысел и фантазия, а где действительно, истории из жизни:
«Никакой сульфозин, никакой шоковый инсулин не смогли ее приструнить. Она и сейчас остается такой же лихой, бесшабашной, безбашенной. Сама признается, что очень любит переходить улицу на красный свет, получая кайф от риска - и на всякий случай всегда имеет в кармане записку: «Шофёр ни в чём не виноват!» (Цикл «Под сенью бабушек в цвету», рассказ «Скалолазка»)
Во многих рассказах Русакова прослеживается вечный танец добра и зла, где попеременно выступает ведомым то одно, то другое. Например, рассказ «Комната счастья» - о старике, вышедшем из комы, которого семья эффектно обманывала для его же блага.
«Никаких пенсий, никаких зарплат. Ты на полном обеспечении государства. От каждого по способностям, каждому по потребностям. Все заняты только любимой работой - значит все счастливы... мы ведь живём при коммунизме!»
Или «Добрая невеста», где гротескно показано как череда случайностей может привести счастливого «парящего» человека к полному краху, «спустить с небес на землю».
«Арина была счастлива. Зеленые глазки её сияли»…
«И мир рухнул, и солнце погасло. И никто ничего не заметил».
А рассказ «Пропал человек» вызывает смех от абсолютной нарочито не прикрытой узнаваемости образов:
«Особые приметы: рост выше среднего, волосы светло-каштановые, небольшая бородка, глаза голубые. На левой щеке - родинка. На спине - крылья».
В сборнике более 40 рассказов, они о разном, о людях, о жизни, одни похожи на воспоминания, другие - вымысел. Надеюсь для кого-то из вас с этой книги начнется знакомство с замечательным красноярским писателем Эдуардом Русаковым, искренним, мудрым, настоящим мастером слова.
Приятного чтения!
Надежда Рогина, главный библиотекарь отдела городского абонемента