Александр Вертинский, русский певец-шансонье, поэт, композитор, артист, лауреат Сталинской премии.
Александр Николаевич родился 2 апреля 1889 года в Киеве. Когда мальчику исполнилась три года, его мать умерла. Отец скончался через несколько лет. Александра взяла на воспитание сестра матери Марья Степановна «злая и сердитая».
Тетка заставляла мальчика с утра до ночи сидеть за учебниками, не разрешала гулять, общаться со сверстниками. В ответ Александр стал исправлять отметки, подворовывать. В книге воспоминаний Вертинский пишет: «Просто удивительно, как я не стал вором».
«Я стал ночевать в чужих подъездах, просиживал ночи на ступенях холодных лестниц. А потом… потом у меня завелись другие знакомые и друзья-молодые поэты, художники, литераторы. Я попал в среду богемы. Тут мне стало немного легче. Потому, что почти всем нам было одинаково плохо, мы делились друг с другом всем, что у нас было, и жили как-то сообща».
Однажды Вертинский познакомился с преподавателем женской гимназии Софьей Зеленской - покровительницей молодых талантов. По его словам, она приняла «дружеское участие в его жизни» и привила вкус к хорошей литературе. В доме Зеленской часто собиралась интеллигенция, там Вертинский познакомился с философом Николаем Бердяевым, художниками Казимиром Малевичем, Марком Шагалом.
В 1912 году Вертинский стал артистом мамонтовского театра миниатюр. Работу в театре он успешно сочетал со съёмками в кинематографе. За роль ангела в немом фильме Ильи Толстого, сына писателя, Льва Толстого, он заработал 100 рублей! Это был его первый высокий гонорар.
Во время Первой мировой войны артист ушёл добровольцем на фронт и даже получил там лёгкое ранение. Работая санитаром, он сделал 35 тысяч перевязок! Иногда ему приходилось обходится без сна и пищи более 2 суток. Он оказался сильной личностью и выдержал все испытания.
Именно на фронтах Первой мировой войны песенки Александра Вертинского становятся популярными среди солдат и офицеров, докторов и сестер милосердия. Там, на фронте, в санитарном поезде № 68, курсирующем между окопами под Вислой и Неманом, укреплениями под Барановичами, линией фронта под Лидой и родился тот сценический образ Вертинского, который прославил его во всем мире.
Весной 1915 г. он возвратился в Москву, вновь пришел в театр миниатюр и предложил свой оригинальный номер: «Песенки Пьеро». Идея понравилась. Вертинскому изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее «лунное» освещение.
На сцене он появлялся основательно загримированным, в специально сшитом костюме Пьеро и исполнял несколько сочиненных им самим песенок: «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке», «Трех пажей».
[Ноты]. Популярные песенки в исполнении Вертинского. [«Ваши пальцы пахнут ладаном»]. М.: Т. Д. Детлаф и К., 1911.
Успех был оглушительный! Певец всех удивил новизной и оригинальностью исполнения песен, а также тем, как он их преподносил, точнее - играл свои песни на сцене.
Его тут же пригласили в другие эстрадные театры. К 1916 г. Вертинский стал знаменитым. «Грустным Пьеро» артист выступал сравнительно недолго. Затем он отказался от маски.
Постепенно, исполняя песни как на собственные стихи, так и на стихи других поэтов - Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Александра Блока, - Вертинский выработал своеобразный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием; стиль этот позволял стихам «оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии».
Вертинский и его искусство, как отмечалось, «представляли феномен почти гипнотического воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную аудиторию».
Циклы стихов Вертинского рождались «вариациями на тему»; в них он «стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира».
Один из концертов Вертинского произошел в Петрограде именно 25 октября 1917 года по старому стилю. В день Октябрьской революции. Его коллеги по перу и богеме по-разному отнеслись к революции. Кто-то ее принял, как Брюсов или Блок, кто-то уехал, как Бальмонт или Мережковский. Кто-то просто поддался ходу событий и эмигрировал несознательно.
Вертинский уезжает на юг, где еще не было новой власти. Однако, Гражданская война докатилась и туда, и вскоре, осенью 1920 он вместе с Белой армией и генералом Врангелем, эвакуируется в Константинополь.
В Турции Вертинский покупает на черном рынке греческий паспорт на имя некоего Александра Вертидиса, с которым он и объехал весь свет со своими концертами. Он гастролировал в Турции, Румынии, Польше, Германии, Франции, Англии, Италии, США и Китае.
Нельзя сказать, что жизнь в эмиграции была похожа на сбывшуюся мечту: любовь публики Вертинскому пришлось завоевывать заново - он начинал с выступлений иногда и в дешевых заведениях перед русскоязычной аудиторией, где как вспоминал исполнитель, публика могла его не слушать - «вести себя как ей угодно, петь, пить, есть, разговаривать или даже кричать».
Самым результативным периодом в творческой жизни, Вертинский считал время пребывания в Париже. В этой стране он прожил практически 10 лет. Здесь артист написал свои самые известные произведения: «Мадам, уже падают листья», «Желтый ангел», «Палестинское танго», «Баллада о седой госпоже» и другие.
Он выступал в престижных парижских ресторанах «Казбек» и «Казанова» перед европейскими королями Густавом Шведским, Альфонсом Испанским, а также принцем Уэльским. Еще А. Вертинский близко общался с балериной Анной Павловой: учил танцевать ее танго. Она жила в Лондоне и сильно страдала, что ее Родина-Россия далеко и невозможно вернуться назад…
Особенно трогательны его воспоминания о великом оперном певце Федоре Шаляпине. Судьба несколько раз дарила Вертинскому встречи с певцом в эмиграции.
«Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем, я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта, человека без родины. Я много видел, многому научился. Может быть, у себя дома я не дошел бы до такой остроты чувств, до такого понимания чужого горя, которые мне дали эти скитания», - писал известный шансонье.
Александр Николаевич достиг действительно мирового признания, стал без преувеличения звездой. Он дружил с Альбертом Эйнштейном, Дугласом Фербенксом, Чарли Чаплиным, Федором Шаляпиным, Марлен Дитрих. Знакомства с ним искали шведский король Густав, король Испании Альфонс, принц Уэльский, Вандербильды, Ротшильды. Его пластинки расходились огромными тиражами. На концертах всегда был аншлаг.
В 1943 после 25 летней эмиграции, А.Н. Вертинский приехал в Москву с женой Лидией Владимировной и маленькой дочерью Марианной. Это был поступок на который в то время, мог решиться не каждый. «Мы - птицы русские. Мы петь не можем в клетке», - говорил он. Он хотел, чтобы его искусство служило народу, Родине, которая давала ему вдохновение и силы для творчества и жизни. И в сложном поединке с судьбой он оказался Победителем.
Библиотекарь Татьяна Юрьевна Фирсова