«Создание произведения есть мироздание»
В. Кандинский
Живописец и график Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - один из основоположников абстрактного искусства, создавший яркие и динамичные композиции, полные необычных красочных сочетаний и геометрических узоров.
Художник родился 16 декабря 1866 года в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. Интересно происхождение его рода - предками Кандинского были сибирские переселенцы - князья Кондинские, обосновавшиеся затем в Якутске. А одна из его прабабушек была тунгусской княжной Гантимуровой. Многие члены семьи в дальнейшем занимались торговым делом.
В детские годы Василий много путешествовал с родителями по разным странам. Позднее, в своей автобиографии, Кандинский напишет:
«Мне помнится, что незадолго до отъезда моих родителей в Италию (куда ехал трехлетним мальчиком и я) родители моей матери переехали на новую квартиру. И помнится, квартира эта была еще совершенно пустая, т. е. ни мебели в ней не было, ни людей. В комнате средней величины висели только совершенно одни часы на стене. Я стоял тоже совершенно один перёд ними и наслаждался белым циферблатом и написанной на нем розой пунцово-красной глубины. Вся Италия окрашивается двумя черными впечатлениями. Я еду с матерью в черной карете через мост (под ним вода кажется грязно-желтой): меня везут во Флоренции в детский сад. И опять черное: ступени в черную воду, а на воде страшная черная длинная лодка с черным ящиком посередине: мы садимся ночью в гондолу».
В 1871 году семья переехала в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели, а также занимается рисованием с частным педагогом. Уже в детских работах Кандинского можно отметить замысловатые цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».
«Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности, т. е. ставили меня вне времени и пространства и приводили к самозабвению. Мой отец рано заметил мою любовь к живописи и еще в мое гимназическое время пригласил учителя рисования. Ясно помню, как мил мне был самый материал, какими привлекательными, красивыми и живыми казались мне краски, кисти, карандаши, моя первая овальная фарфоровая палитра, позже завернутые в серебряную бумажку угольки».
Летом 1889 года, будучи студентом, В. Кандинский участвовал в этнографической экспедиции на север России, в процессе которой вел автобиографическую книгу «Ступени». Карьеру художника Кандинский выбрал только в возрасте 30-ти лет. Он участвует в выставках Московского товарищества художников и в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. Главные средства выразительности при этом: цвет, линия, пятно. Кандинский считал, что цвета обладают своим звучанием, и даже запахом!
«Каждый цвет живет своей таинственной жизнью. Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Цвет имеет свойство эмоционально воздействовать на душу. Каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу. Необходимо, чтобы художник, кроме глаза, воспитывал и свою душу».
В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, где учится в лучших художественных школах, занимается теорией искусства. Именно ранний Кандинский - самый неожиданный. Темы его творчества очень разнообразны: древнерусские, рыцарские, восточные. Одни из самых значимых работ того времени - «Открытый источник» и «Синий всадник».
«Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом».
«Открытый источник»
«Синий всадник»
Не менее интересны такие работы, как «Песня Волги», «Рок», «Пестрая жизнь». Русская старина показана на этих картинах ярко и красочно. Можно заметить, как художнику удалось совместить народный лубочный стиль и русский модерн.
«Песня Волги»
«Рок»
«Пестрая жизнь»
Основоположниками абстракционизма считаются русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, а также голландец Пит Мондриан.
В 1910 году В. Кандинский написал свое первое абстрактное произведение - «Абстрактная акварель». Так началась история современного абстрактного искусства. Свои абстрактные работы Кандинский разделил на три цикла: «Импрессии», «Импровизации», «Композиции». Используя психофизическое воздействие цвета, художнику удалось создать прекрасные картины, используя на плоскости линии, точки, пятна, контраст цветов.
Тогда же Василий Кандинский создал целый трактат - «О духовном в искусстве», Главную задачу искусства художник видел в следующем:
«Задача искусства вызвать радостную способность переживать духовную сущность в материальных и абстрактных вещах. Новая наука об искусстве может возникнуть лишь тогда, когда знаки станут символами и когда открытый глаз и ухо позволят проложить путь от молчания к речи».
Кандинский, Василий Васильевич (1866 - 1944). О духовном в искусстве : полное критическое издание с дополнениями и другими текстами о науке об искусстве : в 2 т. - Москва : БуксМАрт, 2020. - 25 см. Т. 1 : О духовном в искусстве. - 2020. - 686, [7] с.
Кандинский, Василий Васильевич (1866 - 1944). О духовном в искусстве : полное критическое издание с дополнениями и другими текстами о науке об искусстве : в 2 т. - Москва : БуксМАрт, 2020. - 25 см. Т. 2 : История книги. Наука об искусстве. - 2020. - 700, [2] с.
В издании впервые вместе публикуются все редакции трактата Василия Кандинского «О духовном в искусстве» (на русском и немецком языках), а также тексты художника о науке об искусстве, созданные в 1914 - 1921 гг. являющиеся важным, но до сих пор отсутствовавшим звеном между мюнхенским периодом его творчества и периодом Баухауза. Публикация основывается на обширном архивном материале, снабжена большим текстологическим аппаратом и подробными комментариями, где систематически реконструируется диалог Кандинского с художественной традицией - Делакруа, Синьяком, Беклином, Леонардо да Винчи. Отдельные главы посвящены истории написания, публикации и переводов трактата. Подробно рассматривается процесс создания ксилографий, схематических Таблиц и Иллюстративного приложения. В книге воспроизводятся эскизы Кандинского, документальные фотографии, рукописи и печатные издания сочинений художника.
Василий Кандинский также работал с таким материалом, как дерево, и создал множество гравюр. А еще Кандинский был поэтом! Но и стихи он сочинял не простые, а свои, особенные. В 1913 году на немецком языке вышла книга его стихотворений «Звуки».
В лесу
«Лес становился все гуще. Красные стволы все толще. Зеленая листва все тяжелее. Воздух все темнее. Кусты все пышнее. Грибы все многочисленнее. В конце концов приходилось идти прямо по грибам. Человеку было все труднее идти, продираясь, а не проскальзывая. Однако он шел и повторял все быстрее и быстрее одну и ту же фразу: -
Шрамы заживают.
Краски оживают.
Слева и несколько позади его шла женщина. Каждый раз, когда человек произносил свою фразу, она говорила очень убежденно и сильно раскатывая "р": "крррайне прррактично"».
Все еще?
«Ты, дикая пена.
Ты, бесполезная улитка, которая меня не любит.
Пустое безмолвие бесконечных солдатских шагов, которого мне здесь не слышно.
Вы, четыре квадратных окна с крестом в середине.
Вы, окна пустых залов, белой стены, к которой никто не прислонился. Вы, красноречивые окна с неслышными вздохами. Вы показываете мне свою холодность: вы созиждены не для меня.
Ты, вещественный клей.
Ты, задумчивая ласточка, которая меня не любит.
Поглощенная собой тишина катящихся колес, которая охотится за образами и создает их.
Вы, тысячи камней, что уложены и вбиты молотом не для меня. Вы держите ноги мои в плену. Вы малы, тверды и серы. Кто наделил вас силой показать мне сверкающее золото?
Ты, красноречивое золото. Ты ждешь меня. Ты показываешь мне свою теплоту: ты созиждено для меня.
Ты, духовный клей».
Ранняя весна
«Мужчина на улице снял с себя шляпу. Я увидел белые с черным, жесткие, напомаженные на пробор вправо и влево волосы.
Другой мужчина снял шляпу. Я увидел большую розовую, довольно жирную лысину с синеватым отсветом.
Мужчины посмотрели друг на друга, показали друг другу свои кривые сероватые желтоватые зубы с пломбами».
В 1911 году Кандинский организует в Мюнхене знаменитое сообщество художников «Синий всадник». Когда в 1914 году в Европе начинается война, он возвращается в Россию. В послереволюционной стране Кандинский пытается внести в искусство атмосферу новаторства и синтеза науки и искусства, став вице-президентом Российской академии художественных наук. В конце 1921 года, когда страна разделилась на «белых» и «красных», Кандинский снова уезжает в Германию, но не один. К тому времени он уже был женат на Нине Андреевской.
Василий и Нина Кандинские
Супруги прожили вместе 28 лет. Им пришлось пережить страшное горе - смерть маленького сына, а затем годы эмиграции. В 1922 году Кандинского пригласили на работу в известный «Баухаус» - Высшую школу строительства и художественного конструирования.
И хотя Кандинский был очень строгим преподавателем, его мастерская настенной живописи и класс свободной живописи имели огромный успех. Уча других, художник учился и сам - он развил многие из своих концепций искусства, а в 1926 году издал книгу «Точка и линия на плоскости», раскрывающую глубинные основы художественного языка. Именно в Баухаусе к художнику пришла известность, а его картинами стали интересоваться музеи и коллекционеры. Кандинский занимался преподавательской работой до 1933 года, пока в стране не установилась власть нацистов. Когда школу закрыли, супруги снова эмигрировали, на этот раз в Париж.
«Синее небо»
В 1940-м году, находясь в оккупированном фашистами Париже, Кандинский продолжал работать. Здоровье его было расстроено, но он успел создать шедевр «Синее небо». Художник работал каждый день, он надеялся, что скоро увидит Париж свободным, но не дожил до конца войны. 13 декабря 1944 года Василий Кандинский скончался от инсульта. Его супруга Нина Николаевна посвятила остаток своей жизни сохранению памяти и творческого наследия Василия Кандинского. В 1973 году вышла ее книга воспоминаний «Кандинский и я».
Кандинская, Нина Николаевна. Кандинский и я : [воспоминания] / Нина Кандинская. - Москва : Искусство-XXI век, 2017. - 310, [1] с., [24] л. ил. с.
Перед читателем - первое русское издание воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. В центре внимания - перипетии жизни Кандинских, особенности работы мастера, чье имя ассоциируется с целым рядом открытий в искусстве XX века. Личность Кандинского рельефно вырисовывается на фоне эпохи, показанной в лицах. Книга знакомит с художниками, архитекторами и дизайнерами, композиторами и музыкантами. Оценки и характеристики Нины Николаевны, часто неожиданные и спорные, будут интересны читателям.
Лучше узнать жизнь великого художника помогут следующие фильмы и книги:
История одного художника
Click to view
Василий Кандинский в России. Русский музей
Click to view
Кандинский: культурное целительство
Click to view
Соколов, Борис Михайлович. Василий Кандинский : эпоха великой духовности : живопись, поэзия, театр, личность / Борис Соколов. - Москва : БуксМАрт, 2016. - 535 с., [32] л. цв. ил.
Книга посвящена творческим поискам Василия Васильевича Кандинского 1890 - 1920-х годов, времени созревания, расцвета и кризиса его концепции «абсолютного искусства». Художник утверждал, что искусство должно приближать и выражать «Эпоху Великой Духовности», используя язык ассоциаций и частично растворенных форм. В главе I - мотивы и образы Кандинского рассмотрены на примерах из его живописи и графики, в главе II - на материале его поэтических циклов «Звуки», «Цветы без запаха», в главе III - на примере его театральных пьес и статей («Желтый звук», «Фиолетовая занавесь», «Через стену»). Глава IV - посвящена личности Кандинского, его месту в художественной жизни европейского и русского авангарда. В Приложениях дается комментированная публикация важнейших текстов Кандинского об искусстве и каталог народной гравюры из его собрания. Книга богато иллюстрирована картинами и эскизами Кандинского, а также документальными фотографиями.
Якимович, Александр Клавдианович. Кандинский / Александр Якимович. - Москва : Молодая гвардия, 2019. - 269, [1] с., [16] л. ил.
Василий Васильевич Кандинский (1866 - 1944) - один из самых ярких и оригинальных мастеров искусств XX века. Его главным достижением считается абстрактная живопись, относимая к золотому фонду авангардного искусства. Кроме того, он был незаурядным литератором, драматургом и театральным режиссером, теоретиком искусства и педагогом, разработавшим свою методику преподавания искусств. В книге предлагается психологический портрет художника, погруженного в сомнения и поиски, внутренние коллизии, трудные отношения и споры со временем и современниками. Драматические повороты судьбы мастера были таковы, будто он прожил несколько жизней. На страницах книги - многочисленная плеяда людей искусства и исторических личностей, с которыми Кандинский имел те или иные отношения, - от живописцев России и Германии до крупнейших музыкантов и поэтов разных стран, а также мыслителей и ученых начала и первой половины XX века.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна