9 ноября 1938 года стало датой, с которой в Германии начались массовые погромы в отношении еврейского населения. В ночь с 9 на 10 ноября стоял шум разбиваемых витрин, стекол, магазинов, принадлежащих евреям. Тогда же возникло название этой ночи - «хрустальная». Расовая политика Третьего рейха грубо и жестоко показала себя и свое отношение к представителям других национальностей. Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма был установлен по инициативе международной сети UNITED, в которую входят сотни организаций в десятках стран мира. К сожалению, в наше время межнациональная ненависть снова вспыхивает повсеместно. Поэтому так важно помнить всемирную историю - если бы удалось предотвратить фашистскую агрессию 9 ноября 1938 года, возможно, не было бы и миллионов погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войне.
Василь Быков. «Колокола Хатыни»
Народный писатель Белоруссии Василь Владимирович Быков создавал свои произведения на основе реальных событий. Каждая его повесть - настоящая драма, в которой героям предстоит сделать нравственный выбор. Практически каждое произведение В. Быкова связано с Великой Отечественной войной. Когда у писателя спрашивали об этом, он отвечал:
«Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место. Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности и незыблемость основных моральных критериев».
Так, совсем небольшой рассказ «Колокола Хатыни» - о трагедии белорусского народа, произошедшей 22 марта 1943 года. Согласно плану Гитлера, три четверти белорусов предусматривалось выселить с занимаемых ими территорий, а остальных онемечить, превратив в безмолвных рабов немецких колонистов. Но белорусы, которых фашистское командование считало «тишайшим» народом Европы, не захотели становиться рабами и изгнанниками. На территории Белоруссии активно развилось партизанское движение, которое совершало вылазки и нападения на немецкие военные отряды.
Преследуя нападавших бойцов, каратели прочесали окружавший их лесной массив, и вышли к Хатыни. В деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил ее. Все население Хатыни загнали в колхозный сарай. Каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Сухой деревянный сарай вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые пытались их спасти. Двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули, но когда люди выбегали, то фашистские каратели расстреливали их в упор из автоматов и пулеметов. В этой бойне выжили только шесть человек, среди них один взрослый - Иосиф Каминский, который вынес на руках тело погибшего сына.
После Хатыни партизанское движение не затихло. С еще большей силой народ стремился как можно скорее сбросить фашистское иго.
«На белорусской земле в огне партизанской войны закалялась великая дружба братских советских народов. В одном партизанском строю плечом к плечу сражались с врагом белорусы и русские, украинцы и евреи, азербайджанцы и грузины, литовцы и таджики. Нередко случалось, что, оказавшись свидетелями невиданной самоотверженности народа, на его сторону переходили люди из стана врага, представители народов Европы, обманом втянутых в войну. Так, именно в Белоруссии приняли свое прекрасное и роковое для себя решение двадцать итальянских солдат, отказавшихся стрелять в мирных жителей и за это расстрелянных фашистами. На нашей земле совершали свои подвиги легендарной храбрости чех Ян Налепка и немецкий антифашист Фриц Шменкель. Сотни словаков, венгров, румын, пригнанных фашистами на нашу землю с оружием в руках, обратили это оружие против своих угнетателей».
Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами на оккупированной территории СССР. 433 белорусских деревни, уничтоженные фашистами вместе с людьми, возродились из руин вечной памятью. В Хатыне создан мемориальный комплекс, в котором каждые 26 секунд 26 хатынских колоколов разносят по миру горькую память земли белорусской. Колокола Хатыни в 1968-69 гг. создали скульптор С. Селиханов, архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин. Главная улица деревни вымощена бетонными плитами, а на месте каждого сожженного дома расположен символический венец сруба
[1].
На месте захоронения пепла хатынцев на мраморной плите выбиты слова:
«Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».
Андрей Жданович. «Холодное утро», «Фарватер»
Разведчик Андрей Яковлевич Жданович родился 12 июля 1924 года в Москве, на войну ушел добровольцем. Воевал на Западном фронте, летал на задания в составе разведывательно-диверсионной группы в глубокий тыл противника. В 1942 году Андрей Жданов был переведен в дивизионную разведку. Автобиографическая книга «Холодное утро» рассказывает об этом времени. В ней описана система подготовки диверсионных групп, Жданович вспоминает о товарищах, выполнявших вместе с ним секретные задания. Андрей был тогда совсем юным - ему исполнилось только семнадцать лет, когда он добровольно примкнул к партизанскому движению.
«Всегда молодежь была нетерпима к фальши. Остро ее ощущая, юноши и девушки только в силу необходимости могут понуро брести туда, куда сердце их не зовет. Исходя из этого, в своей работе над рукописью больше всего я боялся фальши. Поэтому и описывал только то, что видел сам, не внося ничего, что звучало бы выигрышно, но чего в действительности я не наблюдал».
Книга была написана еще в 1967 году, но первое издание вышло в 1990-м году. В 2005 году вышло второе издание книги, приуроченное к 60-летию Победы. Андрей Яковлевич выполнял секретные задания советского командования и, наверное, поэтому книга так долго не издавалась. А. Жданович входил в состав разведывательно-диверсионной группы воинской части №9903, в которую также вошли легендарные партизаны Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Константин Заслонов и Никита Дронов.
«Все мы были одинаковыми в главном: в своей вере в правоту своих действий, были убеждены в конечной победе правого дела, на защиту которого пошли добровольно. Никто из нас не хотел умирать, но каждый внутренне был готов к этому».
В 1943 году А. Жданович сменил место службы - он был в ВВМУ им. М. В. Фрунзе. После окончания войны продолжил службу на море, которое нужно было очищать от фашистских мин. Жданович был назначен штурманом тральщика БФ, а затем служил помощником командира СКР «Коршун». Книга «Фарватер» является продолжением повести «Холодное утро». Она рассказывает о том, как была прорвана минная блокада Ленинграда. 5 июня 1946 года наконец-то была расчищена узкая тропинка фарватера от Кронштадта до Таллинна и Хельсинки. Но это было лишь начало: боевое траление Балтики продолжалось до 1963 года. Для военных моряков война не окончилась: за период работы погибло около трехсот тральщиков. В центре повести - служебные будни военных моряков в экстремальных условиях морской стихии и становление автора командиром корабля. Путь к успеху - непрерывный повседневный труд, чуткое отношение к окружающим, напряженные раздумья о выборе нравственных ориентиров, определяющих фарватер жизненного пути.
Александр Насибов. «Безумцы»
Советский писатель и сценарист Александр Ашотович Насибов во время войны служил в зенитно-артиллерийской батарее Бакинской ПВО. Публиковаться также стал в военное время. Один из самых интересных романов автора - «Безумцы». Книга рассказывает о чудовищных преступлениях и экспериментах гитлеровских нацистов. В годы Второй мировой войны секретные службы Германии создали широкую сеть биологических учреждений, где экспериментировали на живых людях. Особое место в книге занимают главы о действиях подводных диверсантов, человекоторпед.
По сюжету книги прошло уже двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. Врач и подводный исследователь Кирилл Карцов работает на Каспии. Он узнает из зарубежной газеты о том, что скончался Артур Абст - уважаемый немецкий капитан, ветеран войны. Но Карцов знает правду об этом «уважаемом» человеке и то, какие преступления лежат на нем. Карцов и Абст встретились на войне, в подводном логове Абста. Карцов был уверен, что Абст погиб, но оказалось, что фашист прожил еще два десятка лет! И Карцов принял решение написать правду об этом преступнике.
«Но, быть может, не стоит ворошить прошлое? Сколько вокруг нового, интересного!.. Нет, стоит! К западу от Эльбы определенные круги вовсю превозносят нацистов - и гитлеровских, образца 1933 года, и современных. Ведь объявили же Абста чуть ли не национальным героем! Абст уже никому не причинит зла. Однако у него много единомышленников, которые живы, действуют, рвутся к ядерному оружию, к власти. Надо рассказывать людям о черных делах нацистов, обрушивать на них удар за ударом, пока не исчезнет с лица земли последний приверженец, свастики».
Абст проводил эксперименты по зомбированию военных водолазов, которые послушно выполняли все его поручения. Приняв тонущего Карцова за немца, Абст рассказывает ему о своей бесчеловечной работе:
«Лет шесть назад я вывез из Южной Америки сильный растительный яд. В верховьях Амазонки индейские знахари применяют его для лечения некоторых психических расстройств... Я ввожу препарат яда одному из трех оставшихся в живых и становлюсь свидетелем чуда: человек, который много недель лежал скрюченный и одеревенелый, вскоре после инъекции расслабляется, дышит ровно и глубоко. Вот он трет кулаками глаза, встает. Я усаживаю его за стол, и он с аппетитом ест. Он в сознании, но решительно ничего не помнит и едва может произнести несколько слов. Однако это успех, огромный успех! Воодушевленный, я работаю над другим больным. И тут кто-то прыгает мне на спину, хватает за горло, валит на пол. Задыхаясь, я вытаскиваю пистолет и... и лишаюсь своего пациента. Теперь, начиная эксперимент, я действую осмотрительнее. И все повторяется - психотики выходят из состояния комы, первое время ведут себя вполне пристойно, а потом пытаются броситься на меня… Однако я был настойчив. Я не отчаялся и стал работать с новой группой. Мне удалось добиться того, что состояние относительного психического просветления больных длится непрерывно несколько месяцев, пока регулярно и во все возрастающих дозах им вводится препарат и противоядие».
Артур Абст работал в секретной лаборатории под индексом «1-W-1». Он отбирал среди военнопленных самых здоровых людей и при помощи психотропных веществ и хирургических операций ломал им психику, добиваясь полной управляемости. Люди-торпеды, диверсанты-подводники были серьезным оружием, представлявшим большую угрозу для флота противника.
Александр Насибов предупреждает читателей о том, что жуткие проявления нацизма могут возникнуть внезапно, причем в самых развитых странах, так как после Второй мировой войны именно эти страны укрыли нацистских преступников:
«Сведущие люди утверждают: ко дню окончания второй мировой войны за пределами Германии находилось свыше десяти тысяч нацистов. Особая служба, созданная Гиммлером и Канарисом еще в середине войны, снабдила "эмигрантов" добротными документами, одеждой, деньгами и ценностями, а главное - адресами убежищ и явок. И пауки расползлись по всему свету. Один из таких был любимец Гитлера, нацистский "диверсант номер один" Отто Скорцени, убийца и военный преступник. Сперва он помогал обучать заокеанских шпионов, потом перебрался в Испанию. Здесь он чувствовал себя как нельзя лучше. На банковских счетах Скорцени значились миллионы долларов, ему принадлежали роскошные виллы и поместья. А главное, у Скорцени до самой его смерти в 1975 году сохранялись прочные связи с неофашистами всех частей света. Другой гитлеровский выкормыш - Вернер фон Браун обрел пристанище в Соединенных Штатах Америки. Здесь он один из главных ракетчиков, богат, принят в "лучших домах", кавалер американских орденов. Будто не он, нацист фон Браун, нацеливал свои ракеты на американские города! Зная все это, гораздо прочнее чувствуют себя наследники гитлеровских нацистов - неофашисты. Решив, что притупилась память человеческая, они действуют все активнее - объединяются, вербуют сторонников, пробуют силы. Они всерьез верят, что придет время, когда все можно будет начать сызнова».
В 1968 году по книге А. Насибова был снят фильм «Эксперимент доктора Абста».
Click to view
Владимир Зоберн. «Небесный полк Победы»
Владимир Михайлович Зоберн - глава Фонда содействия книгопечатанию «Русская миссия». «Небесный полк Победы» - книга о судьбах верующих людей, жизнь которых разделилась на до и после войны. В первой части даны рассказы очевидцев, ветеранов Великой Отечественной, приведены документы из Журнала Московской Патриархии военного времени. Читатель познакомится с такими авторами как Митрополит Николай (Ярушевич), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Во вторую часть вошли записки отца Митрофана Сребрянского о Русско-Японской войне 1904-1905 гг. и рассказы участника Белого движения митрополита Вениамина (Федченкова).
Многие священнослужители помогали нашему фронту всем, чем могли. Они и словом и делом боролись за мир на русской земле, даже если находились далеко от Родины. Так сложилась жизнь выдающегося деятеля русского зарубежья - митрополита Вениамина, в миру - Ивана Афанасьевича Федченкова (1880-1961). Иван Федченков родился в Тамбовской губернии. Получив отличное духовное образование, он служил ректором Таврической духовной семинарии. Все изменилось в 1917 году, когда революция разом уничтожила старый строй.
Спустя несколько лет Вениамин отмечал:
«...В нашей революции есть Промысл Божий - отчасти уже понятный, а еще больше пока не вскрывшийся... И уже поэтому мы должны принять эту власть, а не только потому, что она принята и народом».
Митрополит Вениамин не хотел покидать Родину, но ему пришлось это сделать. В июне 1919 года он был арестован и содержался в камере Севастопольской ЧК. Никакого обвинения против него не было, предлог к аресту был самый нелепый - у Вениамина обнаружили фотографию умершего от сыпного типа офицера, который был его другом. Через несколько дней Крым заняла Белая армия генерала Врангеля. Вениамин был освобожден, и он заступился за своих арестантов - попросил помиловать сотрудников Севастопольской ЧК, не проливать кровь. Вениамин присоединился к Белому движению и возглавил военное духовенство Русской армии, но разделение народа на белых и красных было для Вениамина неприемлемо:
«Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые, а следовательно, я, работая с белыми, не ухожу от народа».
Вскоре митрополиту пришлось эмигрировать из России, и долгие годы он нес свою церковную службу среди русских эмигрантов в Турции, Сербии, Чехословакии и Франции. Когда началась Вторая мировая война, Иван Афанасьевич стал митрополитом Алеутским и Северо-Американским. Он активно работал для того, чтобы собрать любую помощь Родине в войне с фашизмом.
Митрополит Вениамин в годы Великой Отечественной войны был в Америке, где стал широко известен своими патриотическими выступлениями. Он сумел настроить русскую эмиграцию на то, чтобы она поддерживала связь с Советским Союзом и помогала соотечественникам. Стала памятной его речь от 2 июля 1941 года, которую он произнес на народном собрании в Мэдисон-Сквер-Гардене. Это был голос Русской Православной Церкви, который убедил русскую эмиграцию помогать Красной Армии в борьбе с фашистами.
«Я не политик, а простой наблюдатель. Но всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира. И особенно - рабочего мира. Пусть не думают, что я думаю о какой-то политической партии! Нет! Но о младшем брате нужно думать. И в России думают о нем и живут для него, как умеют. И потому нужно приветствовать намерение Президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией в самый ближайший момент и во всякой форме».
После окончания войны митрополит Вениамин, не боясь репрессий, подал прошение о возвращении в СССР, а по приезду домой, стал служить в Латвии, Ростове-на-Дону, Саратове и Псково-Печерском монастыре, где скончался в 1961 году. Интересна книга его воспоминаний «На рубеже эпох» («Россия между верой и безверием») - в ней читатели найдут множество страноведческих наблюдений, она также поможет яснее представить этнографическую карту Европы и ее положение во время войны.
Резник Марина Васильевна
[1] Мемориальный комплекс «Хатынь»,
https://khatyn.by/ru/