«…чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, едва ли не самый голос…»
Эразм Роттердамский
Немецкий художник, график и гравер Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге. Он был выдающимся ученым и внес свой вклад в архитектуру, механику, геометрию и искусство.
Автопортреты А. Дюрера
Во всем мире известны его гравюры, в которых соединились точность и тонкость прорисовки деталей, интересные композиционные решения.
Способности к рисованию появились у Дюрера еще в детстве, но отец хотел направить его по своему делу - он был успешным ювелиром.
Какое-то время Альбрехт трудился в мастерской отца, но в 1489 году перешел в студию известного художника Михаэля Вольгемута, воспитавшего множество талантливых художников. Именно там Дюрер научился гравированию на дереве.
Михаэль Вольгемут
По окончании обучения Альбрехт отправился в путешествие, чтобы набраться жизненного опыта. Дюрер побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Он познакомился с работами других мастеров - художников и граверов, а также постиг редкое умение - гравирование по меди.
Портрет Агнес
Вернувшись домой, художник женился на Агнессе Фрей - девушке из обеспеченной семьи, которую присмотрел отец Дюрера. Отец Агнес тоже был ремесленником - механиком и владельцем цехов. Он добился почета и уважения в родном городе. Брак с Агнес можно было бы считать удачным, только у пары не было детей. Свою жизнь Агнес посвятила мужу - она помогала ему в мастерской, обучала начинающих ремесленников, представляла на различных ярмарках работы супруга.
После свадьбы, в 1494 году, Дюрер отправляется в Венецию. В этом необыкновенном итальянском городе уже процветал Ренессанс. Там Дюрер знакомится с братьями Беллини и многому учится. Он создает картину «Праздник четок» («Праздник розовых венков») - именно с нее начался немецкий Ренессанс, а также портрет прекрасной венецианки.
Праздник розовых венков
Портрет венецианки
Альбрехт Дюрер стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников, автором практического руководства для художников на немецком языке. Дюрер также был основоположником сравнительной антропометрии. Он первым из европейских художников написал автобиографию и создал серию автопортретов, в которых сумел показать становление своей личности с юности и до зрелых лет. Одни из самых известных картин и гравюр художника: «Меланхолия», «Адам и Ева», «Четыре всадника Апокалипсиса» и др.
Меланхолия
Адам и Ева
Четыре всадника апокалипсиса
«Меланхолия» - гравюра на меди, работа отличается сложностью аллегорий и символов. «Адам и Ева» - резцовая гравюра на меди, воплотившая в себе классический идеал красоты и пропорциональности человеческого тела. «Четыре всадника апокалипсиса» - работа из знаменитой серии «Апокалипсис», которая была приурочена к 1500 году, когда люди ожидали наступление конца света.
Также широко известны работы Дюрера, посвященные братьям нашим меньшим. Удивительно хорошо прорисованы носорог, лев, заяц, кошка, обезьяны, собаки и др.
Носорог - гравюра на дереве
Лев
Зайцы
Кошка
Морж
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер работал над книгами - он написал трактат об измерениях и пропорциях, а также «Руководство по укреплению замков, городов и крепостей», посвятив его родному Нюрнбергу. Через год после публикации, в 1528 году художник скончался. Супруга Агнес пережила Альбрехта на 11 лет. Эти годы она провела в мастерской, обучая сыновей ремесленников. В конце своей жизни она завещала стипендию тем учащимся, которые решили посвятить себя тому же ремеслу, что и ее супруг - великий художник Альбрехт Дюрер.
Что читать о Дюрере:
Альбрехт Дюрер : акварели и рисунки : [альбом] / со статьей Яна Бергера ; [пер. Л. А. Борис]. - Москва : АРТ-Родник, 2002 (Германия). - 95 с.
Книга из серии, выпускаемой совместно с немецким издательством «Taschen», рассказывает о великом немецком живописце, графике и гравере эпохи Возрождения Альбрехте Дюрере (1471-1528). В 1523-1528 годах Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой руководства по обучению живописи.
Дюрер оставил более 1000 рисунков и акварелей. В основном он работал серебряным карандашом, кистью, тушью, пером и углем.
Книга состоит из статьи, подробно рассказывающей о жизни художника и об истории написания рисунков и акварелей, представленных в издании. Так, знаменитый заяц Дюрера помещенный на обложку книги, до сих пор вызывает восхищение своей точностью и натуральностью.
Брион, Марсель. Дюрер / Марсель Брион ; [пер. с фр. Л. Ф. Матяш]. - Москва : Молодая гвардия, 2006. - 178, [2] с., [16] л. ил. с.
Возрождение в Германии - необычайно яркая вспышка творческого гения на рубеже XV-XVI веков, являющаяся наиболее драматичным и кратковременным периодом культуры Ренессанса, отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма.
Наиболее ярко этот необыкновенный синтез воплотился в творчестве выдающегося живописца Альбрехта Дюрера (1471-1528).
Волкова, Паола Дмитриевна. Мост через бездну : Великие мастера / Паола Волкова ; [составитель Мария Лафонт]. - Москва : АСТ, 2017. - 236, [1] с., [48] л. ил. с.
Что появилось раньше - человек или зеркало? Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну».
Для великих мастеров портрет всегда был не просто изображением человека, но и зеркалом, отражающим не только внешнюю, но и внутреннюю красоту.
Автопортрет же - вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ. Диего Веласкес, Рембрандт, Эль Греко, Альбрехт Дюрер и Винсент Ван Гог - все они оставляют нам в этом жанре горькую исповедь целой жизни. Полотна, отражая во времена Ренессанса только идеальный образ, а позже - и личность человека, стали вечными зеркалами для всякого, кто осмелится в них заглянуть - как в бездну - по-настоящему.
Вольф, Норберт. Дюрер / Норберт Вольф ; [пер. с англ. А. С. Лоскутовой ; гл. ред. Т. И. Хлебнова]. - Москва : Арт-родник, 2013 (Китай). - 299 с.
Альбрехт Дюрер - выдающийся живописец, гравёр, график, крупнейший мастер ксилографии, один из величайших художников западноевропейского Ренессанса.
Невероятная игра цветов, которая поначалу не впечатляла современников, стала общепризнанной классикой живописи, а его гравюры сразу же стали неотъемлемой частью художественного мира.
Работающий над своими художественными трудами через призму магии и мистики, Дюрер был и знаменитым историком, исследователем искусства. Из книги Норберта Вольфа читатели узнают историю становления живописца и подробный анализ творчества.
Дюрер, Альбрехт. Трактаты / Альбрехт Дюрер ; пер. с ранненововерхненемецкого и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. - Москва : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. - 264 с.
В книге приведены теоретические труды А. Дюрера, а также его дневники и письма. Вступительная статья, перевод с ранненововерхненемецкого и комментарии принадлежат перу одного из наиболее авторитетных искусствоведов России Ц. Г. Нессельштраус.
В книгу вошли выдержки из теоретических трудов великого немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера - трех печатных трактатов и рукописных набросков к ним.
В оригинале трактаты Дюрера весьма обширны и в значительной мере носят специальный характер, а также изобилуют повторениями. Составители данного сборника старались подбирать материал таким образом, чтобы по нему можно было судить и о построении этих трудов, и обо всем круге затронутых в них вопросов, и о методе изложения, и, прежде всего, о взглядах Дюрера на искусство.
«Милостивый господин и друг! До сих пор в наших немецких землях многие способные юноши, посвятившие себя искусству живописи, обучались без всякой основы, только путем ежедневной практики.
Так вырастали они в невежестве, подобно дикому, неподрезанному дереву. Хотя некоторые из них благодаря постоянным упражнениям и достигали свободы руки, так что они выполняли свои произведения с силой, все же они действовали необдуманно, следуя лишь собственной прихоти. Когда же понимающие живописцы и истинные художники видели такие непродуманные произведения, они не без основания смеялись над слепотой этих людей, ибо для истинного разума нет более неприятного «зрелища», чем фальшь в картине, будь эта картина даже написана со всем старанием.
Единственной же причиной, почему такие живописцы находили удовольствие в своих заблуждениях, было то, что они не изучали науки измерения, без которой невозможно сделаться настоящим мастером; но это была вина их учителей, которые и сами не владели таковой наукой.
Но так как она является истинной основой всякой живописи, я решил изложить ее начала и основания для всех жаждущих знаний юношей, дабы они, овладев искусством измерения с помощью циркуля и линейки, могли бы благодаря этому познать и увидеть своими глазами истину и чтобы они не только жаждали знаний, но также могли достигнуть настоящего и более полного понимания».
Книга содержит свыше 200 иллюстраций в тексте, а также репродукции 54 гравюр, рисунков и картин.
Зарницкий, Станислав Васильевич. Дюрер / Станислав Зарницкий. - Смоленск : Русич, 2005. - 445, [1] с., [8] л. цв. ил. с.
Альбрехт Дюрер - крупнейший представитель немецкого Возрождения, величайший художник, чье искусство воздействовало на художников Германии и других стран Западной Европы. Борьба света и тьмы, разума и темных страстей - лейтмотив его творчества.
Книга повествует о полной исканий жизни художника-ученого, протекавшей в бурное время широких народных движений в Германии, завершившихся Реформацией и Великой крестьянской войной.
Матвиевская, Галина Павловна. Альбрехт Дюрер - ученый, 1471-1528 : геометрия, теория перспективы, астрономия : наследие великого художника в области точных наук / Г. П. Матвиевская ; отв. ред. Ю. А. Белый. - Москва : URSS : Либроком, 2013. - 239, [8] с.
Книга посвящена великому немецкому художнику Альбрехту Дюреру, оставившему значительный след и в истории точных наук.
В его сочинениях изложены основы геометрии и теория перспективы, подробно рассматривается учение о правильных многогранниках, рассматривается теория кривых линий, предлагается решение некоторых знаменитых задач древности.
Миронов, Алексей Максимович. Альбрехт Дюрер : его жизнь и художественная деятельность : к характеристике эпохи Возрождения в немецком искусстве / А. М. Миронов. - Москва : URSS : Издательство ЛКИ, 2010. - 423 с.
Вниманию читателей предлагается одно из первых в России научных исследований творчества выдающегося немецкого художника и теоретика искусства эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Автор, известный отечественный историк искусства А. М. Миронов, не только прослеживает весь жизненный путь художника, но и дает характеристику искусства Северного Возрождения в целом, выделяя в немецком искусстве XV-XVI вв. в качестве характерной особенности стремление художников к таинственному и бесконечному. Творчество А. Дюрера, по мнению автора, сочетает в себе влияние как национальных особенностей, так и гуманистического направления.
Морозова, Ольга Владиславовна. Босх. Брейгель. Дюрер : гении Северного Возрождения / [О. В. Морозова, Т. М. Котельникова, А. Ю. Королева]. - Москва : Олма Медиа Групп, 2013. - 299, [4] с.
Книга рассказывает о жизни и творчестве трех ярчайших звезд эпохи Северного Возрождения - «почетного профессора кошмаров», предтечи сюрреализма Иеронима Босха, картины которого завораживают зрителя фантастическими образами; продолжателя босховской традиции, художника-философа Питера Брейгеля Старшего; главного художника всей немецкой живописи, творца и мыслителя, великого живописца и непревзойденного мастера гравюры Альбрехта Дюрера.
Искусство трех гениев Северного Возрождения удивляет и поражает новаторством, особым миром художественных образов и символов, высочайшим живописным мастерством.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна