Рассказы Павла Зальцмана

May 07, 2021 10:00

Представляем вашему вниманию рассказы Павла Зальцмана, опубликованные во втором номере журнала «Знамя» за 2021 год. Это не совсем новинка, но публикуются они впервые. Дело в том, что Павел Зальцман был больше известен как художник на киностудиях - работал в Ленфильме, ЦОКС, Казахфильм. Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях. А вот прозу и поэзию он писал «в стол», не надеясь на публикацию. Но родственники и друзья Павла не дали наследию пропасть и кропотливо разбирали архивы для публикации. Рассказы, о которых пойдет речь, написаны в 60-е годы, но стали доступны читателям только сейчас.



Первый рассказ «Галоши». Главный герой, Иван Кузьмич, покупает новые галоши, но в магазине не оказывается коробки, поэтому он покупает газету, чтобы завернуть их. Но вокруг было так хорошо и красиво, что он решил пойти в новых, а старые завернуть. Из ниоткуда рядом с Иваном Кузьмичем появляется человек, который велит ему пойти с ним. Так Иван Кузьмич и оказывается в кабинете следователя, который выдает ему бумажку и отправляет на склад. Выйдя из кабинета, Иван Кузьмич читает, что ему уготована высшая мера наказания. Он возвращается и уточняет, за что все-таки? И оказывается, что дело в газете с портретом вождя. Потому что если бы он завернул чистые галоши в газету, то получил бы 25 лет, а вот грязные галоши - высшая мера. И вот Иван Кузьмич отправляется на склад, где ему должны выдать индивидуальный пакет для исполнения высшей меры через отравление. Но на складе огромная очередь из таких же, как он, ожидающих свой пакет. Чем закончится история Ивана Кузьмича, можно узнать, прочитав рассказ.

Текст-антиутопия, очень напоминает «Процесс» Кафки или «1984» Оруэлла - человек, настолько запуган системой и уверен в её непогрешимости, что не делает ни малейшей попытки спастись или оправдаться, и в одиночестве, без конвоя, по своей воле идет к собственной смерти.

Следующий рассказ - «Спецхран». Директор публичной библиотеки большого города решает, что у них должен быть отдел специального хранения запрещенной литературы. Но вот незадача - кого туда посадить работать? Что если сотрудник начитается запрещенки? Она решает командировать одну из сотрудниц в какую-нибудь захудалую деревню, чтобы найти там кого-то неграмотного. Поиски успешны - из Алтайского края привозят абсолютно невинную бабку, не умеющую читать. Так она и сидит в спецхране, навязывая варежки и затем их по выходным продавая на базаре. Ее не соблазнит ни Шпенглер, ни Шопенгауэр. Эта идиллия длится до тех пор, пока к директору не приходит научный сотрудник с разрешенным доступом и списком литературы. Нужно вести его в спецхран, но нельзя же показывать бабку! Директор в панике отправляет двух библиотекарей ее спрятать, но научный сотрудник уже в пути, и они не находят ничего лучше, чем затолкать бабку в какую-то нишу и заставить ненужным комплектом собрания сочинений известного прозаика. Научному сотруднику директор поясняет, что сотрудница почувствовала себя плохо и ее отправили в поликлинику. Научный сотрудник входит в спецхран. Бабка то ли со страху, то ли от неожиданности, то ли от тесноты умирает. Научный сотрудник стоит посреди спецхрана, теребя в руках бумажку. Директор в отчаянии от смерти бабки настолько, что ей уже плевать на этого сотрудника, ведь в эпоху повальной грамотности она и эту-то бабку еле раскопала, где брать вторую такую же? Неожиданно научный сотрудник поворачивается и говорит нечто такое, что мгновенно утешает и приводит директора библиотеки в восторг. А что он ей сказал, узнаете, прочитав второй номер журнала «Знамя» за 2021 год.

Рассказы Павла Зальцмана одновременно смешные и страшные, ведь ситуации, описанные в них, кажутся невозможными и нелепыми, но в то же время их легко представить происходящими в реальности. Ведь иногда страх перед системой настолько велик, что человек может совершать невероятно глупые поступки, а само государство должно защищать права и интересы человека, но оно же может его и перемолоть, даже не заметив при этом.

Арина Бурылова, отдел периодических изданий

российская проза, журналы

Previous post Next post
Up