«Ничто не свободно так, как мысль человека»
Д. Юм
«Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были»
З. Фрейд
Известные во всем мире ученые Д. Юм и З. Фрейд родились в один день - 6 мая, но с разницей в 145 лет. Юм - представитель позднего Просвещения, а Фрейд - психолог из XX века. Но оба интересовались похожими вопросами в области философии, психологии и медицины. Принципы, заложенные Юмом, использовал в своей работе Фрейд, создавая психоанализ. Два великих ученых, по сути, делали одно дело - старались помочь людям теми методами, которые были доступны, а также пытались изобрести новые. Интерес к человеку и его личности определил учения их обоих.
Д. Юм
Эпоха Просвещения период, когда вера в человека, в возможности его разума достигла ранее невиданных высот. Одним из тех, кто утвердил эту мысль сначала в сознании интеллектуальной элиты, а затем и в массовых представлениях о значении человека в мире, был шотландский философ Давид (Дэвид) Юм (1711-1776). Его род был старинный, но обедневший. В Эдинбурге Юм поступил в университет и стал изучать право, но вскоре по финансовым причинам был вынужден оставить учебу, и занялся торговлей. Однако зарабатывание денег не было основной его целью. Гораздо больше он интересовался литературой и философией.
Образование Юм получил позднее во Франции, в колледже Ла-Флеш. Тогда же стали выходить его первые произведения. В философском труде «Трактат о человеческой природе» Юм размышляет о природе религии, и ее воздействии на человека. Он приходит к выводу, что «когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу, и свидетельство людей теряет всякий авторитет». Философ излагает свою теорию познания, принципы которой являются основой его системы наук о человеке. Вернувшись в родной Эдинбург, Юм был обвинен в атеизме. Ему пришлось работать простым воспитателем. Позже он служил секретарем и адъютантом своего родственника. Постепенно Юму удалось выбраться из нищеты, он занял уверенную позицию, а в 1752 году стал хранителем Адвокатской библиотеки. Полученное образование пригодилось Юму - он был приглашен во Францию в качестве секретаря британского посольства. Там его философские идеи впервые поддержали писатель Клод Гельвеций и экономист Анн Тюрго. В то время экономика и философия были связаны гораздо теснее. Это не были разрозненные науки, какими их принято рассматривать сегодня. Экономический прогресс был в тесной связи с правильно подобранным философским учением.
В дальнейшем Юм написал книгу «Опыты о торговле, деньгах, проценте, налогах», содержащую политэкономические очерки, в которых Юм рассуждает о торговом балансе и о зависти в торговле, а также о деньгах, налогах, государственном кредите и о проценте. Юм с интересом общался с французским ученым А. Тюрго по вопросу о налогах. А в дальнейшем среди учеников Юма был известный экономист Адам Смит, опиравшийся на идеи Юма при формировании своей экономической теории.
Интересен труд Юма «Моральные и политические очерки». Это сборник эссе, написанный в период с 1741 по 1742, в котором Юм касался важных политических тем. Именно эта работа принесла ему известность и популярность.
В статье «О бессмертии души» Юм задается вопросами взаимосвязи тела и духа, рождения и смерти:
«У души и тела все общее. Органы первой суть в то же время органы второго, поэтому существование первой должно зависеть от существования второго. Считают, что души животных смертны; а они обнаруживают столь близкое сходство с душами людей, что аналогия между ними дает твердую опору для аргументов. Тела людей и животных не более сходны между собой, чем их души, и, однако, никто не отвергает аргументов, почерпнутых из сравнительной анатомии. Метемпсихоз является поэтому единственной теорией подобного рода, заслуживающей внимания философии.
Немало затруднений религиозной теории должен причинить также вопрос о том, как распорядиться бесчисленным множеством посмертных существований. Каждую планету в каждой солнечной системе мы вправе вообразить населенной разумными смертными существами; по крайней мере мы не можем остановиться на ином предположении. В таком случае для каждого нового поколения таких существ следует создавать новую вселенную за пределами нынешней или же с самого начала должна быть создана одна вселенная, но столь чудовищных размеров, чтобы она могла вместить этот неустанный приток существ. Могут ли такие смелые предположения быть приняты какой-нибудь философией, и притом на основании одной лишь простой возможности?».
Позднее Юм переработал первую книгу «Трактата о человеческой природе» в «Исследование о человеческом разумении». Это было сокращенное и упрощенное изложение теории познания Юма. В 1748 г. данная работа была издана в Англии и стала одной из наиболее важных сочинений просвещенческой философии. В ней Юм дает общее теоретическое представление об основополагающих принципах человеческого мышления и восприятия, которые он на протяжении всей своей творческой деятельности раскрывал в самых разнообразных предметных областях этической, политической, экономической, эстетической, религиозной и т. д. Книга вновь приковала к себе внимание в начале XXI века в наиболее актуальных направлениях современной философии.
Книга «Диалоги о естественной религии» была написана около 1751 г., но вышла в печать только после смерти автора. Здесь мысли философа представлены в форме диалогов, поскольку многие положения вероучения в то время были аксиомой, исключали любую возможность спора в силу устойчивого общепринятого отношения к ним. Форма диалога, когда два человека беседуют между собой, помогла внести жизнь в «вечные» вопросы.
Давид Юм был также историком и написал целый восьмитомник об истории Англии. Одна из самых значимых его работ, вошедшая в многотомник - это «Англия под властью дома Стюартов». Исторический труд об английской истории раннего нового времени охватывает следующие периоды: восшествие Якова VI (I) Стюарта на английский престол (1603 г.), казнь Карла I Стюарта (1649 г.), становление независимой республики (1649 г.) и конец правления Карла II (1685 г.).
Что касается философского учения Юма, то оно в значительной степени опирается на учение его современника Джорджа Беркли (1685-1753). Система спиритуалистической философии и идеализм Беркли послужили основой для становления скептицизма Юма, для которого познающий субъект является отправной точкой в гносеологии. Скептицизм Юма говорит нам о том, что даже общепринятые законы физики мы не должны принимать на веру. Есть особые условия, при которых подброшенный камень не будет падать на землю, а человек может дышать в воде или жить в безвоздушном пространстве. И нет никаких оснований воспринимать за истину закон причинности (детерминизм), так как он может быть противоположным.
По Юму, задача философии - не претендовать на решение «вечных» вопросов - о Боге, бытии и душе, а помогать человеку в его практической жизни. Источник познания - опыт, который человек получает благодаря перцепциям - впечатлениям и идеям. Сознание человека - это результат чувственных впечатлений. Впечатления отличаются живостью и силой, а идеи - только слабые образы этих впечатлений. Впечатления и идеи могут быть простыми и сложными, ведущими за собой множество мыслей. Юм разделяет впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Впечатления ощущения зависят больше от физиологии человека, они могут возникнуть по неизвестным причинам. Впечатления рефлексии - это эмоции и аффекты, формирующие продукты рефлексии -идеи желания, надежды, страдания и пр.
В отличие от мнения Беркли, Юм предположил, что формирование абстрактных идей выводится путем не только обобщения частных идей, но и в силу необъяснимой деятельности ума. Для Юма ассоциация является основным принципом психической жизни, но не единственным. Потому что многие факторы влияют на ассоциативные процессы, и часть из них, например, природных, мы не можем объяснить.
«Нам непосредственно даны ощущения и эмоциональные переживания, но мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или не существует материальный мир как внешний источник наших ощущений».
Даже спустя 300 лет современные философы до сих пор считают актуальными религиозный скептицизм и моральные установки Д. Юма.
З. Фрейд
Со дня рождения австрийского психолога, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939) прошло 165 лет. Биография основателя психоанализа известна многим, она обросла мифами и легендами. Фрейд принадлежал к еврейской семье, его отец Якоб был успешным торговцем тканями, пока не наступила революция в швейной индустрии. Из Лейпцига семья переехала в Вену, и маленький Зигмунд видел, как тяжело работают родители, чтобы выучить своего сына. Их мечтой было устроить мальчика в гимназию. Благодаря старанию и настойчивости Зигмунда, учителя зачислили его гимназистом. Будучи студентом, Зигмунд увлекся чтением классиков литературы и незаметно перешел на философов - Канта, Ницше, Гегеля. Окончив гимназию, Фрейд поступил в престижный Венский университет на медицинский факультет, по окончании которого открыл свою клинику. Ведущим направлением в ней стала консультация и лечение неврозов.
Первая книга Фрейда - «Толкование сновидений» вышла в 1899 году. Этот труд заложил основу психоанализа. Продолжая исследовать человеческие неврозы, Фрейд приходит к созданию теории бессознательного. В ее основе лежит гипотеза о том, что физиологический подход к психике недостаточен и мотивы современных поступков человека кроются в его прошлом, которое нужно уметь правильно раскрыть. Фрейд был твердо убежден, что «истина сделает вас свободными».
Психоаналитическое направление Фрейда придавало большую силу самоанализу. Фрейд считал, что история болезни пациента должна рассматриваться не только врачом со стороны, но и самим пациентом изнутри собственного «я». Психика человека - очень хрупкая система. И зачастую бессознательная мотивация поведения вызвана внутренними конфликтами. Одними из главных биологических факторов, которые высвобождают запасы психической энергии, являются инстинкты. Одни из важнейших - инстинкты жизни и смерти, включающие в себя голод, жажду, потребность в сексе. Именно они направлены на выживание и самосохранение, поддерживают жизненные силы. Проявляют они себя в особой форме психической энергии, получившей название «либидо». Удивительно, но людям присуще также и стремление к смерти. Танатос - инстинкты смерти, также обусловлены биологически и проявляются посредством агрессии.
Фрейд разработал новую модель психики, состоящую из трех компонентов:
«Оно» (Ид) нечто бессознательное, что заставляет нас действовать в соответствии с биологическими влечениями и инстинктами.
«Эго» (Я) - рациональная часть личности, адаптирующая проявления Ид, делающая поведение человека безопасным для общества.
«Супер-Эго» (Сверх-Я) - система норм, правил и ограничений семьи и общества, своеобразный вид морали, социализации, который позволяет человеку не конфликтовать с Ид.
Жизнь каждого человека - это постоянный поиск равновесия между «Оно» и «Супер-Эго». Когда «Эго» подвергается слишком сильному давлению, возникает тревога, предупреждающая, что наше «Эго» в опасности. У нашей психики есть и защитные механизмы: отрицание, замещение, проекция, рационализация, реактивная формация, регрессия и др. Эти механизма помогают нашей психике «не сломаться», пережить трагедию и приспособиться к жизни в новых условиях.
Психоанализ Фрейда показал, как сильно на нас сегодняшних влияют события из прошлого, а истоки невротических расстройств необходимо искать в детских переживаниях. «Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье». Для ребенка очень важна стабильность и постоянность, поэтому «невроз - это неспособность переносить неопределенность».
Зигмунд Фрейд тщательно вел наблюдения за пациентами, а также занимался самонаблюдением и регулярно вел дневники. Вскоре он накопил большой опыт практической работы и в 1902 году вступил в должность профессора невропатологии Венского университета. Все изменилось после 1930-х гг., когда к власти пришли фашисты.
Выходец из еврейской семьи, Фрейд и его работы были объявлены вне закона. «В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги». Но к счастью, работы З. Фрейда сохранились - к приходу фашистов они уже были переведены на многие языки мира. Широко известны работы: «Психопатология обыденной жизни», «О психоанализе», «Тотем и табу», «Печаль и меланхолия», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др.
Последней работой Фрейда стала книга «Неудобства культуры», опубликованная в 1930 году. Здесь он развивает свои мысли об антагонизме Эроса и Танатоса стремления к жизни и стремления к смерти внутри живого в целом и в его конкретных сферах: в человеческой культуре и в индивидуальной психике. Культура, полагает Фрейд, стремится к объединению людей в большие общности, что невозможно без ограничения их сексуальных и агрессивных влечений и соответствующих конфликтов с индивидами. Противоречие человека с ограничениями культуры имеет коррелят и в его внутреннем мире. В ходе культурного развития в человеке формируется новая инстанция «Сверх-Я», которая обращает агрессивную склонность внутрь, против другой части психики «Я». Чем выше культура, тем мощнее «Сверх-Я», деятельность которого проявляется в угрызениях совести, в чувстве вины человека. Фрейд ставит вопрос о путях снижения этого конфликта, о сглаживании неудобств культуры.
С установлением фашистской власти, Фрейд вместе с семьей попал в гетто, но в 1938 году ему удалось освободиться и выехать в Лондон. К сожалению трудности, перенесенные им, ускорили приближение смерти - Зигмунд Фрейд скончался 23 сентября 1939 года. В конце жизни Фрейд пришел к простой истине, что «конечная цель любой деятельности человека - достижение покоя».
Что читать о Юме и Фрейде:
Абекассис, Элиэтт. Тайна доктора Фрейда: [неизвестные страницы жизни Зигмунда Фрейда / Элиэтт Абекассис ; [перевод с фр. Л. Ефимова]. Москва : Э, 2017. 219 с.
Вена, март 1938 года. Доктору Фрейду надо бежать из Австрии, в которой хозяйничают нацисты. Эрнест Джонс, его комментатор и биограф, договорился с британским министром внутренних дел, чтобы семья учителя, а также некоторые ученики и их близкие смогли эмигрировать в Англию и работать там. Но почему Фрейд не спешит уехать из Вены? Какая тайна содержится в письмах, без которых он категорически отказывается покинуть город? И какую роль в этой истории предстоит сыграть Мари Бонапарт - внучатой племяннице Наполеона, преданной ученице доктора Фрейда? Эта книга - художественное произведение, содержащее долю вымысла, но в ней отлично показана Австрия в годы Второй мировой войны и деятельность врачей и ученых, пытающихся в это трудное время спасти как можно больше людей.
Виноградов, Николай Дмитриевич. Философия Давида Юма: этика Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII-XVIII вв. / Н. Д. Виноградов. Москва : URSS : Либроком, 2011. 416 с.
Николай Виноградов - специалист по истории западноевропейской философии. Его книга посвящена исследованию этических взглядов выдающегося шотландского мыслителя Давида Юма и других британских философов XVII-XVIII вв. В начале книги представлена краткая характеристика общих условий возникновения и развития главнейших направлений английской этики. Излагаются этические воззрения важнейших представителей английской этики до Юма Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, С. Кларка и др. Подробно рассматривается этика Юма, ее психологические предпосылки и основные принципы. Далее автор прослеживает судьбу этических воззрений Юма, освещая теории ближайших к нему последующих британских моралистов Дж. Бальфура, Т. Рида, Т. Брауна и А. Смита, соглашавшихся или полемизировавших с ним.
Гай, Питер. Фрейд / Питер Гай ; [пер. с англ. Ю. Гольдберга]. Москва : КоЛибри, 2016. 958, [1] с., [8] л. ил. с.
Известный историк европейской культуры Питер Гай написал книгу о Фрейде, в которой великий ученый представлен, в первую очередь, простым человек. Читатель узнает о том, каким Фрейд был сыном и братом, мужем и отцом. И конечно об основах его учения. Три кита психоанализа говорят нам о том, что человек социален, сексуален и знает о том, что смертен. Основатель теории психоанализа Зигмунд Фрейд разработал трехкомпонентную структурную модель человеческой психики и исследовал механизмы ее защиты, сформулировал метод свободных ассоциаций и обосновал пользу толкования сновидений, ввел понятия «психоанализ», «эдипов комплекс», «бессознательное». Он создал концепцию психологии человека, которая сегодня используется при описании всех аспектов личности. У него были тысячи последователей, десятки учеников и всего несколько друзей. Труды Фрейда переведены на 39 языков и неизменно пользуются популярностью, притом, что его постоянно ругали при жизни и горячо критикуют после смерти.
Дэвид Юм и современная философия: [сборник статей] / Ин-т философии Рос. акад. наук. Москва : Альфа-М, 2012. 352 с.
Дэвид Юм играет уникальную роль в истории англо-американской мысли. Его называют Иммануил Кант англоговорящего мира. Два центральных подхода к систематической философии XX в. натурализм и релятивизм были вдохновлены Юмом. Ученый перекидывает мостик между классической и неклассической философией. Смещение познающего субъекта и духовной субстанции с их привилегированного места это путь к «смерти Бога» (Ф. Ницше) или «смерти автора» (Р. Барт). Его критика каузальности соответствует индетерминизму квантовой механики (Б. Рассел). Фальсификационизм К. Поппера вряд ли был бы возможен без юмовского анализа индукции. В рассуждениях Л. Витгенштейна о следовании правилу открывается сходство с юмовской идеей привычки или поведенческой диспозиции (С. Крипке), а также с понятием габитуса П. Бурдье. Д. Блур считает, что «Юм это великий эдинбургский социолог знания» (а юмовский спор с Томасом Ридом предвосхищает дискуссию Блура с К. Макгином). Настоящая книга не просто вклад в историю философии, хотя в ней обсуждаются многие проблемы современного юмоведения. Здесь собраны яркие интерпретации Юма, подтверждающие его актуальность для современной философии. Авторы обсуждают широкий спектр проблем от тонких вопросов о развитии идей Юма и их воздействии на современные дискуссии до наиболее современных и спорных тем в эпистемологии и философии науки, а также политической теории и этике.
«Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда / под ред. Джозефа Сандлера ; пер. с нем. А. М. Боковикова, пер. с англ. В. В. Старовойтова. Москва : Канон+, 2016. 255 с.
Данная книга первый том серии «Современный Фрейд: поворотные моменты и критические итоги», предназначенной для облегчения интеллектуального общения между центрами психоанализа в различных частях мира. Каждый том открывается одной из классических работ Фрейда, за которой следуют статьи, написанные известными преподавателями и теоретиками психоанализа разных взглядов и географического места жительства. Книгу открывает эссе Фрейда «Конечный и бесконечный анализ», в котором рассматриваются вопросы длительности анализа и возможности его завершения, а также излагаются взгляды создателя психоанализа в области эго-психологии. В книге показано развитие идей в данных областях исследования за столетнюю историю психоанализа.
Рудинеско, Элизабет. Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем / Элизабет Рудинеско ; [перевод с французского В. В. Боченкова]. Москва : Кучково поле, 2018. 411, [2] с.
Уже минули десятилетия страстных речей в защиту Фрейда и против него, но и сегодня мы плохо представляем себе, кем был основоположник психоанализа. В последние годы перед исследователями его жизни и творчества открылся целый ряд новых архивных материалов, что само по себе уже является замечательным поводом вернуться к Фрейду. Фрейд наследник эпохи Просвещения и романтической традиции. Он и Фауст, и Мефистофель. Свет разума для него превыше всего. Взгляните на Фрейда в то время, когда он жил, на его удивительные коллекции произведений искусства, на его друзей, женщин, детей, на то, как он переживал творческие муки, как страдал он от нежелания перебираться в годы аншлюса из Вены в Лондон. И посмотрите на него в контексте времени сегодняшнего, исходя из тех вопросов, которые ставит перед нами совершенно изменившийся мир.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна