Читаем наших земляков. Василий Ершов

Mar 06, 2021 17:58

Василий Васильевич Ершов профессиональный пилот гражданской авиации. Родился 2 сентября 1944 года в городе Волчанск Харьковской области. Окончил Кременчугское летное училище. Сначала летал в Енисейском объединенном авиаотряде, в 1972 году перевелся в Красноярск. Стаж летной работы - 35 лет, а в общей сложности он налетал 19300 часов! После ухода с летной деятельности обучал летный состав в «Сибавиатрансе». Написал множество методических пособий и несколько художественных книг. Ушел из жизни 4 июля 2017 года.

Книги Василия Ершова - это незабываемые экскурсии для обычных людей в загадочный мир гражданской авиации. Это откровение для тех, кто пользуется услугами авиакомпаний, летает на самолетах в качестве простого пассажира, но практически не знаком с «внутренней кухней» летчиков. А ведь многим хотелось бы знать, что происходит там, в кабине пилота, когда сидишь у иллюминатора в удобном кресле, читаешь, вкушаешь еду и напитки, сладко дремлешь, или думаешь о чем-то своем.



Василий Васильевич предельно честен с читателями, он не боится, что узнав неожиданные, или шокирующие подробности (среди летчиков и разгильдяи встречаются), люди испугаются и станут с большей опаской относиться к авиаперелетам.

«А как дошло до открытия шторки - ее заело, и всем экипажем они бросились ту шторку открывать. Некому было контролировать параметры полета перед самым торцом полосы - и врубились в нее с приличной перегрузкой. Самолет развалился, загорелся, но экипаж, как в наказание, остался жив. Бросились вытаскивать из огня пассажиров…» («Самолетопад»)

Если честно, многие боялись и боятся летать по разным причинам. Кто-то слишком впечатлителен и информация о любой авиакатастрофе только усиливает страх перед крылатыми машинами. У других - аэрофобия связана с личным опытом: турбулентность, жесткая посадка, ухудшение самочувствия на борту.

На мой взгляд, литература Василия Ершова вызывает обратный эффект, не усиления страха полета, а наоборот - понимания и принятия. Ведь предупрежден - значит вооружен, а автор с удовольствием вооружает читателя уникальными знаниями: личный опыт, редкие случаи из практики, всё то, что в корне меняет отношение к полету. Авиация с книгами Ершова становится понятней, ближе. На многое открываются глаза… Меняется представление о профессии.

«Научиться летать по приборам нелегко. Надо перестать верить тонким ощущениям вестибулярного аппарата, а полностью довериться комбинации стрелок, указателей, шкал, дедовского шарика…

Вот - иллюзия. И начинающий летчик на вираже в облаках отдает ручку от себя… а земля близко…» («Аэромания»)

Структура книг не совсем обычна. Это повести, или мемуарная проза. Главных героев нет, потому что все - главные и пилоты и пассажиры, каждый, о ком написано - важен, вымышленных историй тоже нет. Перед нами вереница случаев, с которыми Ершов сталкивался лично, либо это опыт его коллег и сослуживцев. Изложенные события, охватывают разные периоды и включают описание работы Василия Васильевича на разных машинах: АН-2,ИЛ - 14, ИЛ-18, ТУ-154.

Это также размышления о важных моментах, касающихся любого, кто хочет связать свою жизнь с небом. Для тех, кто полон романтического настроя и не отдает себе отчета о сложности летного дела. В книгах Ершова много мудрых слов, в которые хочется вчитываться и не раз. Интересны его мысли о профессии на страницы сборника «Между космосом и землей. Раздумья ездового пса», в главе под прямолинейным названием «Требования».

«Свободному художнику в авиации нечего делать. Не держатся они у нас. Борцу за права человека у нас будет тоже неуютно. Единоначалие подавляет демократию. Все расписано по пунктам, по буквам - будь любезен, выполняй. Есть твои права - они расписаны; пользуйся. Есть, так же расписанные по пунктам, обязанности - хочешь не хочешь, а исполняй. Есть ответственность, она тоже расписана по пунктам: не дай бог чего - прокурор проверит, ответишь.
А вы доверите свою жизнь свободному художнику?

Боишься ответственности? Не любишь принимать решения? Не хочется ежедневно тянуть хомут занудных обязанностей? Не можешь вынести гнет сознания, что за каждым твоим движением и словом в полете следит бездушный «черный ящик»? Иди тогда в аэроклуб, плати деньги и порхай в свое удовольствие - но и там, я уверен, воли особой не дадут.

Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации».



С какой книги начать знакомство с творчеством Василия Ершова? С любой. Они разные, хотя и объединены общей темой, в каждой есть что-то особенное, свои акценты: «Аэромания», «Аэрофобия», «Самолетопад», «Таежный пилот», «Между космосом и землей», «Страх полета», «Раздумья ездового пса». Какую бы книгу автора вы ни взяли, это будет чтение не просто увлекательное, вы многому удивитесь, узнаете некоторые любопытные секреты, влюбитесь в небо и одновременно, обрадуетесь тому, что ходите по земле.

Надежда Рогина,
главный библиотекарь отдела городского абонемента

авиация, писатели

Previous post Next post
Up