Роман Филипа Рота «Унижение»

Oct 26, 2020 09:48

Филип Милтон Рот (1933 - 2018) родился в Америке в семье еврейских иммигрантов. Лауреат Пулитцеровской премии, Международной Букеровской премии, премии Франца Кафки и Американской литературной премии ПЕН/Фолкнер, награждён Национальной гуманитарной медалью США. В знак признания литературных заслуг Рота власти его родного города Ньюарк назвали его именем одну из городских площадей.



Главный герой романа - Саймон Экслер, холостой и бездетный состарившийся актер, переживающий творческий кризис, хотя, в данном случае, можно сказать не кризис, а умирание. «Что раньше делало его особенным, то теперь выставляло сумасшедшим. Теперь он отдавал себе отчет в каждой секунде, проведенной на сцене, норовил каждое движение истолковать... Раньше Экслер ни о чем не думал, когда играл… Всё, что он так хорошо делал, он делал инстинктивно...».



Насколько великим был талант Экслера, настолько сильным был и его крах. Этому семидесятилетнему ребенку, неприспособленному к жизни вне сцены, вдвойне страшно и стыдно. Унизительно. После неудачной попытки суицида (трагикомичная попытка по-хэмингуэевски застрелиться из обреза), его ненадолго помещают в клинику, и вот уже на выходе из нее маячит тоскливое бытие пенсионера и мемуары. «Иные начали бы пить, чтобы выбраться. Есть такая старая шутка об актере, который привык выпивать перед выходом на сцену; его уговаривают: «Не пей!», а он отвечает: «И что же мне? Выходить туда одному?». Вот тут и кроется главный враг и страх - одиночество. Что может поддержать на плаву в таком случае? Любовь. Заявившаяся в виде эксцентричной молодой женщины, которая с детства была влюблена в Экслера-актера. Из этого могла бы получиться драма, или, гораздо менее вероятно, история любви с хэппи эндом. К счастью, не случилось ни того, ни другого.

Небольшой по объему роман все же вместил основную мысль о том, что старость это естественно, это случается со всеми и необязательно до последнего пытаться соответствовать даже себе самому, даже гениальному. И необязательно истолковывать свою жизнь, как неизменный повод для восхищения.

Зарина Якупова

современная проза, зарубежная литература, рецензии

Previous post Next post
Up