«Большое волшебство» Элизабет Гилберт, или Ещё одна мотивирующая книга

Sep 05, 2019 12:06

Как гласит известное выражение: «Художника обидеть может каждый». Чувствительные они. Одна из причин, по которой многие художники, писатели и другие творческие личности часто не до конца реализуют свой творческий потенциал и бросают начатое дело на полпути - страх. Боязнь критики. Ужас перед неудачей. Страх не найти время, силы и иные необходимые ресурсы. И т.д. и т.п. Об этом и многом другом очередная книга автора нашумевшего бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт.

Книга, красочная обложка которой может вызвать ассоциации с индийским праздником Холи, относится к жанру non-fiction. Автор никого не поучает, не впадает в излишнюю патетику, а в доброжелательной и искренней манере ведет разговор о творчестве (главным образом, о писательском труде) и обо всех подводных камнях, с ним связанных. Идей в книге «Большое волшебство» огромное множество. Обозначу те из них, которые наиболее понравились и «зацепили».



По мнению Элизабет, наша планета населена не только животными, растениями, вирусами и бактериями, но также… идеями. И эти бестелесные сущности ждут не дождутся тех, кто поможет им воплотиться в жизнь. Если вас посетила творческая идея, необходимо, не откладывая дело в долгий ящик, начинать работать над ее воплощением в жизнь. В противном случае идея может «улететь» к кому-нибудь другому.

«Важнее сделать до конца, чем сделать хорошо». Автор рассуждает о перфекционизме и о том, как эта черта характера часто мешает не только закончить какой-нибудь проект, но и начать что-нибудь делать вообще. Сальвадор Дали утверждал: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь». А еще он писал, что «у лени шедевров нет». Думаю, миссис Гилберт, несомненно, согласилась бы с мнением великого художника. Хотите написать картину? Или роман? Пишите! Хотите танцевать? Танцуйте! Хотите делать глиняную посуду? Делайте! Творческая жизнь - это жизнь, в которой человеком руководит больше любознательность, чем страх.

Элизабет подчеркивает, что совершенно не нужно переживать о том, «а что подумают люди». Вы не нуждаетесь ни в чьем-либо мнении, ни в одобрении, чтобы делать свое дело. Более того, «вы свободны, потому что все кругом слишком заняты собой». Так что действуйте!



Есть красивая фраза про вдохновение: «Вдохновение всегда будет петь. Вдохновение никогда не будет объяснять». Очевидно, что любому творческому человеку хочется испытать это удивительное ощущение, поймать птицу вдохновения за хвост и в процессе этого «полета» создать что-нибудь нетленное. Но писательница уточняет, что вдохновение должно появиться в процессе работы и не нужно его специально ждать. Нет никакого «волшебного порошка», которым феи посыпают головы творческих личностей. Нужно просто пахать, как крестьянин в поле. Именно так это и делается.

Несмотря на различные трудности творческой жизни не нужно надеяться непременно разбогатеть на своем творчестве. Заработок творческих людей - штука сложная и непостоянная, зависящая от множества факторов. Элизабет пишет, что «можно зарабатывать на жизнь своим занятием или нет, но прежде всего, важно понять, что не это главное. И под конец своих дней вы сможете поблагодарить творчество за то, что оно благословило вас, подарив волшебную, захватывающе интересную и неравнодушную жизнь». Автор (даром, что американка) высказывает мысль, что даже если делаешь что-то не ради выгоды, все равно получаешь награду, так или иначе.

Главная благодать творческой жизни заключается в том, что оно позволяет хотя бы на краткий миг забыть о грузе проблем и раствориться в процессе созидания. Скептики могут привести многочисленные примеры несчастных судеб творческих личностей: самоубийства поэтов, алкоголизм, наркомания и психические расстройства среди тех или иных творцов. Но Элизабет готова поспорить с этим мнением. Если в вашей душе живет жажда творчества, а творить вы не имеете возможности, то именно в этом случае вы можете испытывать неудовлетворенность своей жизнью и страдания. Автор замечает: «стойкий стереотип гласит, что творчество сводит людей с ума. Я не согласна: можно сойти с ума от невозможности творить».

Интересна идея Э. Гилберт о том, что не нужно романтизировать страдания. Часто указывается, что если творческий человек недостаточно страдал, то он не сможет создать что-нибудь действительно великое. Типа художник должен быть всегда голодным и все в таком духе. Писательница разбивает и этот стереотип. Она считает, что излишние страдания могут даже мешать творчеству, так как в этом случае уходит вдохновение, и часто навсегда. «Расслабьтесь», - как бы говорит Элизабет. Воспринимайте ваше творчество серьезно. И в тоже время не очень. Как игру.

Вот только где найти время на эту игру? Особенно если большую часть времени вы заняты на основной работе. И здесь у автора также имеется готовый ответ и ворох аргументов. Времени нет ни у кого! Все очень заняты. Но время можно найти, насобирать по крупицам, так, как собирают мелочь на дорогу по карманам пальто. Сэкономить на ненужных разговорах и не самых важных делах. Именно так и никак по-другому.

Главная мысль, красной нитью проходящая через всю книгу «Большое волшебство»: «Не бойтесь». В отличие от известной фразы, приписываемой  Чингисхану: «Боишься - не делай, делаешь - не бойся, а сделал - не сожалей», Элизабет Гилберт уверена: даже, если боитесь - все равно делайте.

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь отдела обработки
литературы и организации электронных каталогов

книги, нон-фикшн

Previous post Next post
Up