1833. Борис Пастернак. Поэт и человек

Mar 13, 2015 12:26

В этом году мировая литература отмечает 125-летие со дня рождения великого русского писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака.

Первое мое знакомство с ним и с его творчеством, как и у многих из нас, состоялось в школе, но оно было детским, неглубоким, таким, каким его способен воспринять ребенок. Позже, уже в более взрослом возрасте, открыв для себя удивительный мир поэзии Серебряного века и совершенно в него влюбившись, я зачитывалась не только стихами, но и письмами. Переписка Бориса Пастернака с Мариной Цветаевой трогала меня до самой глубины души, открывая все новые и новые грани чувств и человеческих отношений. И вот - новое, глубокое знакомство с Б. Пастернаком, уже через его стихи, через роман «Доктор Живаго», через прикосновение к его жизни, судьбе, личности, знакомство, которое открыло доселе неведомые грани творчества поэта.



Родился Б. Пастернак 29 января 1890 г. в Москве. Его отец был художником, а мама - невероятно талантливой пианисткой. Гениальность и творчество будущего поэта были предопределены не только врожденными качествами, но и атмосферой, в которой он воспитывался и рос - она была семейной основой, культурной традицией, на которой возрастала личность маленького Бориса. Дом Пастернаков всегда был открыт для друзей, в нем собирались самые известные люди своего времени, часто устраивались музыкальные и рисовальные вечера. Дети, а их в семье было четверо, копировали увлечения взрослых. Они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и сами делали к нему иллюстрации. Так, еще в глубоком детстве формировалось чувство причастности к творчеству, которое с годами только набирало свою силу и все более укреплялось.

Борис Леонидович видел в детстве у себя дома многих известных людей: писателя Льва Толстого, композиторов Скрябина, Рахманинова, художников Серова, Левитана, Врубеля, Поленова, Коровина и многих других значительных людей своего времени. Их существование для маленького Бориса было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности. Б. Пастернак, окончив классическую гимназию в 1908 г., поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета и окончил его в 1913 г. В сущности, Борис Пастернак обладал многими талантами, в том числе и талантом профессионального живописца. Этот взгляд художника на мир отразился и на его творчестве: с детских лет и до последних дней он видел мир своей поэзии и лирической прозы в удивительных красках и линиях. Но больше всего на свете Борис Пастернак любил музыку. Эта любовь к музыке передалась ему от мамы, которая, будучи очень талантливой пианисткой, отказалась от музыкальной карьеры, посвятив себя семье и детям.



Борис Пастернак и сам писал музыку, сохранились написанная им в детстве соната и две прелюдии для фортепиано. Ему пророчили большое композиторское будущее, но его огорчало отсутствие абсолютного слуха, и он решил оставить музыку. Свое расставание с музыкой он описывал так: «Что-то подымалось во мне. Что-то рвалось и освобождалось. Что-то плакало, что-то ликовало.(…) Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой». Сделав выбор в пользу окончательного отказа от музыки, Борис Пастернак уже предчувствовал в себе новое, иное призвание. Творческий прорыв должен был случиться - талант, гений, живший в Пастернаке, неумолимо просился наружу и должен был найти выражение и подарить себя миру. «Музыка, прощанье с которой я только еще откладывал, уже переплеталась у меня с литературой. (…) Пятнадцатилетнее воздержание от слова, приносившегося в жертву звуку, обрекало на оригинальность, как иное увечье обрекает на акробатику» - вспоминал Б. Пастернак.

В это время Борис Пастернак уже увлекается поэзией, он знакомится со стихами Блока и Белого. Их творчество имело огромную силу и оказало большое влияние на юного Бориса, и было оценено им как «…передовое, захватывающее, оригинальное. И оно было так поразительно, что не только не вызывало мыслей о замене, но, напротив, его для вящей прочности хотелось повторить с самого основания, но только еще шибче, горячей и цельнее». Увлекшись поэзией, Б. Пастернак и сам начинает писать. Первые стихи были написаны им в 1909 г. в возрасте 19 лет. Размышляя позже о том, как и из чего рождалась его поэзия, он писал: «Она рождалась из перебоев этих рядов, из разности их хода, из отставанья более косных и их нагроможденья позади, на глубоком горизонте воспоминанья..». Так, человечество, возможно, потеряло великого композитора, но приобрело великого поэта. Поэзия стала его призванием, его судьбой. Она вмещала в себе и его интерес к живописи и философии, и его страсть к музыке. Однако музыка навсегда оставалась для Пастернака самой высокой святыней.

Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике "Лирика", в него вошло 5 его стихотворений. Б. Пастернак продолжал писать, и в 1914 г. вышел его первый сборник "Близнец в тучах", а в 1917 г., еще до начала событий октября, с цензурными изъятиями вышел сборник "Поверх барьеров". 1922 год ознаменовался выходом книги "Сестра моя - жизнь". Эта книга принесла поэту широкую известность, а сам Б. Пастернак считал ее утверждением своей собственной поэтической позиции. Именно после ее выхода он окончательно осознает себя поэтом.



У Бориса Пастернака была редкая добродетель - переживать боль других как свою собственную. Именно это качество сподвигло его в этом же году написать письмо Сталину, где он вступается за мужа и сына Анны Ахматовой. После этого письма их выпускают из тюрьмы. В благодарность Пастернак шлет Сталину свои «Грузинские лирики». В 1936 году публикуются два стихотворения, в которых поэт выражает свое восхищение Сталиным. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере того, как интерес к власти ослабевал, Борис Пастернак все больше погружался в творчество, оно в это время приобретало все более личный и трагичный оттенок.



В 1937 году Пастернак проявил огромное гражданское мужество - он стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, а также открыто посещал репрессированных. Позже Б. Пастернак рассказывал близким: «Меня начали уламывать, я стоял на своем. Тогда руководство Союза писателей приехало в Переделкино, но не ко мне, а на другую дачу, и меня туда вызвали. Ставский [занимал должность генерального секретаря Союза советских писателей] начал на меня кричать и пустил в ход угрозы. Я ему ответил, что если он не может разговаривать со мной спокойно, то я не обязан его слушать, и ушел домой… В ту ночь мы ожидали ареста. Но, представьте, я лег спать и сразу заснул блаженным сном. Это со мной всегда бывает, когда сделан бесповоротный шаг».

Борис Пастернак тогда все поставил на карту: и семью, и творчество, и жизнь - но не побоялся. Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.

Годы жестокого разгрома и террора 30-х годов были для всех людей временем нравственного испытания и выбора. Б. Пастернак в это время обнаружил такое устроение души, которое позволяло ему в это сложное время сохранять человечность, честность и сострадание к людям. Потом началась Великая Отечественная война. Во время войны Борис Пастернак ездил выступать перед защитниками родины, в это время он проникся совершенно новым, острым переживанием причастности ко всему, что происходит, совсем по-иному осознал связь с судьбами страны и народа.

Ужасы войны не проходят бесследно для человеческой души, это годы потрясений, переживания близости смерти, страха и тревоги. Это время становится переломным моментом для Бориса Пастернака, моментом осознанного принятия им христианства. Борис Пастернак был человеком с неравнодушной душою. Во время войны он деньгами помогал тем, кто находился в эвакуации, до и после войны - тем, кот был в эмиграции и испытывал нужду. Поэт легко делился тем, что у него есть, обнаруживая и в этом свое горячее желание участвовать в судьбе людей, принимая и переживая их страдания и лишения как свои собственные. В самые трудные для Марины Цветаевой годы Пастернак помогал ей и деньгами, и помог получить работу переводчика, в дальнейшем он оказывал помощь и Ариадне Эфрон, оказавшейся в лагере, и сестре Марины - Анастасии Цветаевой, и многим другим. Борис Пастернак как-то писал: «Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить». Он и сам всегда умел явить любовь, в том числе и в этих поступках бескорыстного жертвования и милосердия.



В 1946 Б. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который считал главным делом своей творческой жизни. Вдохновенный труд длился около 10 лет. Роман «Доктор Живаго» явился итогом не только долгого творческого пути, но и попыткой в свете нового христианского мировоззрения осмыслить прожитую жизнь. В письме своей двоюродной сестре он писал: «…Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. (…) Атмосфера вещи - мое христианство». Работу над романом Б. Пастернак воспринимал как свой христианский долг и видел в этом Божественную волю.

Во время, когда готовилась над писателем расправа за публикацию романа заграницей, Б. Пастернак написал письмо заведующему Отделом культуры ЦК КПСС Д. А. Поликарпову:
«Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он-то оказался сильнее моих мечтаний, сила же дается свыше, и таким образом, дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в нее я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».

За роман «Д.Ж» в 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Его пригласили на торжественную церемонию вручения высокой награды в Стокгольм. Потрясенный поэт направил Шведской академии телеграмму следующего содержания: «Благодарен, рад, горд, смущен».

Но на следующий день начались преследования. Партийные органы признали его книгу "Доктор Живаго" идеологически вредной и организовали травлю писателя: на родине Пастернака исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений. Хуже всего вели себя коллеги-литераторы, которые бросали в поэта с мировым именем проклятие вроде: «Плюю в морду Иуде!”. Пастернака заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю. Поэт и тут проявил стойкость, он твердо возразил: «Оставить родину для меня равносильно смерти… Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».
По воспоминаниям близких писателя, для него тогда действительно настали тяжелые времена. Даже многие друзья перестали с ним общаться и бывать у него дома. Создалось ощущение «загона».

Невыносимость оскорблений подкосила силы Бориса Пастернака, и он скончался на своей даче 30 мая 1960 года в возрасте 70 лет. Официальная реабилитация Пастернака как писателя состоялась только в 1987 году, тогда его восстановили посмертно в Союзе Писателей СССР. В 1988 году впервые в СССР напечатан роман «Доктор Живаго», а Нобелевская премия была вручена первому сыну - Евгению Пастернаку.



Как бы подводя итоги своей жизни, Б. Пастернак писал в конце своего романа: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз... даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти...».

Пастернак жил и творил в трудное время, он тоже боялся. Но он переступал через свой страх, который мог стать ложью. В своей жизни Борису Пастернаку приходилось часто принимать вызов, который бросало ему время, на который приходилось отвечать, собирая все свои внутренние силы. Отвечая на этот вызов, он часто ставил на кон абсолютно все, он мог проиграть в жизни. Но, прислушиваясь к Голосу, идущему из глубины веков, оставаясь ему верным, человек никогда не проиграет в своей вечной жизни.

Алена Козлова
библиотекарь отдела гуманитарной литературы

биография, литература, писатели

Previous post Next post
Up