Вторым музеем, куда мы сходили с фэйсбуковцами из группы "Я люблю Красноярск", стал Музей истории Красноярской железной дороги (первый поход, напомню, был в
Музей геологии Центральной Сибири). Адрес музея: ул. Робеспьера, 26. Музей открыт для посетителей с 13.00 до 16.00, выходной - суббота и воскресенье, тел. 248-21-60. Посещение музея бесплатно. Конечно, лучше позвонить заранее и договориться об экскурсии. Нам экскурсию провёл директор музея Константин Владимирович Карпухин - известный красноярский историк, журналист.
Музей истории Красноярской железной дороги организован на основании приказа начальника дороги Фадеева Г.М. № 147-Н от 20 января 1982 г. Открылся 20 июня 1987 г. Экспозиция располагается в 6 залах общей площадью 300 кв. м. Фонд насчитывает более 11 тысяч музейных предметов только в этом музее, а есть еще филиалы музея в Боготоле, Абакане и Музей истории спорта Красноярской железной дороги - всего более 28 тысяч единиц хранения!
Экспозиции музея знакомят посетителей с историей строительства и развитием магистрали, руководителями дороги разных лет, историей служб дороги, боевыми и трудовыми традициями красноярских железнодорожников, социальной сферой.
Первое, что видишь при входе в музей, вот этот великолепный стол - стол легендарного начальника Красноярской железной дороги Бориса Константиновича Саламбекова.
Он руководил Красноярской железной дорогой в 1960-61 гг., а потом возглавил Восточно-Сибирскую дорогу, в состав которой вошла и Красноярская магистраль. Это был необыкновенный человек и неординарный руководитель, оставивший о себе долгую и добрую память.
Стол отреставрирован и впечатляет размером и величественностью. Однако подобный стол в музее не единственный!
2.
3. За столом - напечатанный на баннере фрагмент потрясающей 942-метровой
акварели Павла Яковлевича Пясецкого, на которой запечатлены виды строящейся Трассибирской ж.-д. магистрали:
4. Экспозиция начинается с истории железных дорог России вообще, появившихся при Николае I
5. Среди министров транспорта и наркомом - есть люди, бывавшие в Красноярске: вот А.Г. Рогов например, или тот же Ф.Э.Дзержинский
6. Костюмы железнодорожников разных времен выполнены учащимися школы №74 ОАО РЖД станции Инголь Шарыповского района
7.
8. Знаменитая книга "Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги" 1899 г., отмеченная дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
9. В следующем зале - еще один шикарный стол (1895 года). Да нет, тут целый кабинет начальника дороги, в котором также представлены уникальные предметы - кресло, лампа, часы, телефон и знамена.
10. Чудесно!
11. Еще подлинная мебель из обихода железнодорожников
12. Зеркало
13. Коллекция подстаканников, на которых - вехи истории страны:
14.
15.
16. Самовар со станции Кача
17.
18. Еще самоваров
19. Стул писателя-железнодорожника
Петра Павловича Коваленко, проработавшего на железнодорожной станции Крутояр 45 лет. На спинке видите - маленькая табличка? Там надпись "Коваленко":
20. и его же печатная машинка и членский билет Союза писателей России
21. Макет станции Красноярск
22.
23.
24.
25. Еще одна игрушечная дорога
26.
27. Форма Любови Наумовны Шапиро - внучки известного красноярского фотографа Моисея Шапиро. Любовь Наумовна с 1940 года работала начальником Дорожной химико-технологической лаборатории Красноярской железной дороги. Об этом, а также о своей жизни вообще, о биографиях членов своей большой семьи она рассказывает в недавно вышедшей
книге воспоминаний.
28. Л.Н. Шапиро в годы войны работала среди прочего и над материалом против накипи. Сейчас Любовь Наумовна живет в Израиле, ей больше 100 лет!
29.
30.
31.
32.
33. Конечно, в музее множество фотографий. Это Ачинский вокзал, например:
34.
35.
36.
37.
38. На кирпиче надпись "вахтеръ", а историю его я прослушала :( Это экспозиция, посвященная строительству железнодорожного моста через Енисей.
39. Диорама «Продольная надвижка пролётного строения моста через р. Енисей в 1898 г.» выполнена в 1999 г. художниками Константином и Людмилой Войновыми, предметный план - Николай Бердюгин.
40. В музее гордятся коллекцией из 33 табличек-шильдиков (паспортов) заводов-изготовителей локомотивов и вагонов, которая на Международном фестивале малых музеев в 2002 году получила диплом. Шильдики передал в музей коллекционер Владимир Корж. Он приурочил свой подарок к 25-летию музея.
Владимир Александрович Корж, железнодорожник с 33-х летним стажем, начал собирать шильдики с подвижного состава еще студентом. И все шильдики - уникальные. Есть даже 1901 года выпуска, с американских и отечественных паровозов, участвовавших в боевых действиях.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48. Зал, посвященный медицине на железной дороге
49.
50. Инструментальный шкаф из операционно дорожной больницы. Установлен в 1896 г. с момента открытия больницы.
51.
52. В следующем зале масса разных аппаратов: это устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ); более 30 телефонов, среди которых есть памятники техники ХIХ века и многое другое.
53.
54.
55.
56. Множество старых компьютеров и печатных машинок
57. Ручной коммутатор междугородней связи выпуска 1939 г.
58.
59. Тогда он уже был..!
60. Константин Карпухин показывет нам старую "флэшку")
61.
62. А это панно - единственное, что осталось после
пожара в мастерской художника Владимира Зеленова. В этом помещении хранились картины и скульптуры, результаты 60-летней работы. Сгорело более тысячи картин.. Трагедия...
63. Следующий зал посвящен строительству БАМа
64.
65. Коллекция значков бамовской тематики
66.
67. Библиотека музея
68.
69.
70. Константин Владимирович показывает книги о Красноярской железной дороге, о памятных местах Красноярска, связанных с жд.
71. Творчество нынешних железнодорожников - фигурки и даже здание вокзала из солёного теста
72.
73. Фото на память
Одними из последних пополнений музея стали фрагменты рельсов, костыли, накладки, крепежные элементы пути,
найденные на раскопках в районе строительства четвертого автомобильного моста через Енисей в этом году.
Суперский музей, отличный экскурсовод! Рекомендую посетить всем, кто ещё не был!