1759. Музей истории Красноярской железной дороги

Nov 13, 2014 23:08

Вторым музеем, куда мы сходили с фэйсбуковцами из группы "Я люблю Красноярск", стал Музей истории Красноярской железной дороги (первый поход, напомню, был в Музей геологии Центральной Сибири). Адрес музея: ул. Робеспьера, 26. Музей открыт для посетителей с 13.00 до 16.00, выходной - суббота и воскресенье, тел. 248-21-60. Посещение музея бесплатно. Конечно, лучше позвонить заранее и договориться об экскурсии. Нам экскурсию провёл директор музея Константин Владимирович Карпухин - известный красноярский историк, журналист.

Музей истории Красноярской железной дороги организован на основании приказа начальника дороги Фадеева Г.М. № 147-Н от 20 января 1982 г. Открылся 20 июня 1987 г. Экспозиция располагается в 6 залах общей площадью 300 кв. м. Фонд насчитывает более 11 тысяч музейных предметов только в этом музее, а есть еще филиалы музея в Боготоле, Абакане и Музей истории спорта Красноярской железной дороги - всего более 28 тысяч единиц хранения!

Экспозиции музея знакомят посетителей с историей строительства и развитием магистрали, руководителями дороги разных лет, историей служб дороги, боевыми и трудовыми традициями красноярских железнодорожников, социальной сферой.




Первое, что видишь при входе в музей, вот этот великолепный стол - стол легендарного начальника Красноярской железной дороги Бориса Константиновича Саламбекова.

Он руководил Красноярской железной дорогой в 1960-61 гг., а потом возглавил Восточно-Сибирскую дорогу, в состав которой вошла и Красноярская магистраль. Это был необыкновенный человек и неординарный руководитель, оставивший о себе долгую и добрую память.

Стол отреставрирован и впечатляет размером и величественностью. Однако подобный стол в музее не единственный!

2.



3. За столом - напечатанный на баннере фрагмент потрясающей 942-метровой акварели Павла Яковлевича Пясецкого, на которой запечатлены виды строящейся Трассибирской ж.-д. магистрали:




4. Экспозиция начинается с истории железных дорог России вообще, появившихся при Николае I




5. Среди министров транспорта и наркомом - есть люди, бывавшие в Красноярске: вот А.Г. Рогов например, или тот же Ф.Э.Дзержинский




6. Костюмы железнодорожников разных времен выполнены учащимися школы №74 ОАО РЖД станции Инголь Шарыповского района




7.



8. Знаменитая книга "Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги" 1899 г., отмеченная дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.




9. В следующем зале - еще один шикарный стол (1895 года). Да нет, тут целый кабинет начальника дороги, в котором также представлены уникальные предметы - кресло, лампа, часы, телефон и знамена.




10. Чудесно!




11. Еще подлинная мебель из обихода железнодорожников




12. Зеркало




13. Коллекция подстаканников, на которых - вехи истории страны:




14.



15.



16. Самовар со станции Кача




17.



18. Еще самоваров




19. Стул писателя-железнодорожника Петра Павловича Коваленко, проработавшего на железнодорожной станции Крутояр 45 лет. На спинке видите - маленькая табличка? Там надпись "Коваленко":




20. и его же печатная машинка и членский билет Союза писателей России




21. Макет станции Красноярск




22.



23.



24.



25. Еще одна игрушечная дорога




26.



27. Форма Любови Наумовны Шапиро - внучки известного красноярского фотографа Моисея Шапиро. Любовь Наумовна с 1940 года работала начальником Дорожной химико-технологической лаборатории Красноярской железной дороги. Об этом, а также о своей жизни вообще, о биографиях членов своей большой семьи она рассказывает в недавно вышедшей книге воспоминаний.




28. Л.Н. Шапиро в годы войны работала среди прочего и над материалом против накипи. Сейчас Любовь Наумовна живет в Израиле, ей больше 100 лет!




29.



30.



31.



32.



33. Конечно, в музее множество фотографий. Это Ачинский вокзал, например:




34.



35.



36.



37.



38. На кирпиче надпись "вахтеръ", а историю его я прослушала :( Это экспозиция, посвященная строительству железнодорожного моста через Енисей.




39. Диорама «Продольная надвижка пролётного строения моста через р. Енисей в 1898 г.» выполнена в 1999 г. художниками Константином и Людмилой Войновыми, предметный план - Николай Бердюгин.




40. В музее гордятся коллекцией из 33 табличек-шильдиков (паспортов) заводов-изготовителей локомотивов и вагонов, которая на Международном фестивале малых музеев в 2002 году получила диплом. Шильдики передал в музей коллекционер Владимир Корж. Он приурочил свой подарок к 25-летию музея.




Владимир Александрович Корж, железнодорожник с 33-х летним стажем, начал собирать шильдики с подвижного состава еще студентом. И все шильдики - уникальные. Есть даже 1901 года выпуска, с американских и отечественных паровозов, участвовавших в боевых действиях.

41.



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48. Зал, посвященный медицине на железной дороге




49.



50. Инструментальный шкаф из операционно дорожной больницы. Установлен в 1896 г. с момента открытия больницы.




51.



52. В следующем зале масса разных аппаратов: это устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ); более 30 телефонов, среди которых есть памятники техники ХIХ века и многое другое.




53.



54.



55.



56. Множество старых компьютеров и печатных машинок




57. Ручной коммутатор междугородней связи выпуска 1939 г.




58.



59. Тогда он уже был..!




60. Константин Карпухин показывет нам старую "флэшку")




61.



62. А это панно - единственное, что осталось после пожара в мастерской художника Владимира Зеленова. В этом помещении хранились картины и скульптуры, результаты 60-летней работы. Сгорело более тысячи картин.. Трагедия...




63. Следующий зал посвящен строительству БАМа




64.



65. Коллекция значков бамовской тематики




66.



67. Библиотека музея




68.



69.



70. Константин Владимирович показывает книги  о Красноярской железной дороге, о памятных местах Красноярска, связанных с жд.




71. Творчество нынешних железнодорожников - фигурки и даже здание вокзала из солёного теста




72.



73. Фото на память




Одними из последних пополнений музея стали фрагменты рельсов, костыли, накладки, крепежные элементы пути, найденные на раскопках в районе строительства четвертого автомобильного моста через Енисей в этом году.

Суперский музей, отличный экскурсовод! Рекомендую посетить всем, кто ещё не был!

транспорт, Красноярск, музеи

Previous post Next post
Up