Нынешний день библиотек преподнес мне подарок: я оказалась в 600 км от Красноярска в месте, которое напрямую к библиотекам совершенно никак не относится. В качестве представителя блога Государственной универсальной научной библиотеки я была приглашена в блог-тур на Богучанский алюминиевый завод.
Справка: Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) - предприятие, которое наравне с Богучанской ГЭС является одним из компонентов БЭМО, Богучанского энергометаллургического объединения. БЭМО в свою очередь - часть программы развития Нижнего Приангарья, предполагающей строительство целлюлозно-бумажного комбината, разработку месторождений газа и нефти, сооружение транспортной сети.
Строительство БоАЗа началось в 2007 году с нуля в Богучанском районе недалеко от поселка Таежный. После выхода на проектную мощность завод будет выпускать почти 600 тысяч тонн алюминия в год. Как идет строительство, как будет подбираться персонал, какие ожидания у руководства и настроения местных жителей - обо все этом и предлагалось поговорить во время блог-тура.
Для участия в нем были приглашены блогеры не только Красноярского края. Хакасию представлял Иван Мананкин, Кемеровскую область - Роман Новоселов
roman_novoselov, Иркутскую область - Елена Миронова
o_zhidanie, Владимир Смирнов
psy_factor, Наталья Кайгородова
petalum. Из краевой столицы отправились Сергей Филинин
feelek, Илья
ilve87 Лабунский (
Паблик "Проспект Мира"), Михаил Маклаков
maklakov , Сергей Мясников
myasnikovsv и я, Юлия Наталушко. Прекрасно организованный тур проходил под руководством пресс-службы БоАЗа в лице Галины Кулиевой и присмотром Сергея Александровича Попова, заместителя директора Алюминиевого дивизиона ОК РУСАЛ.
Как они пояснили, блогеры, в отличие от официальных СМИ, смогут рассказать о заводе гораздо более лично и заинтересованно. А чтобы мы вдохновились, с самого начала путешествия нас ожидал сюрприз от организаторов: рюкзак с логотипом БЭМО и вложенными в него пресс-китом, фонариком и загадочной металлической коробочкой. Это оказалась игра "Гроссуляр РУСАЛа", алюминиевый аналог "Ерундопеля". Вечер в поезде пролетел быстро, весело и познавательно. Теперь мы знаем, что такое "сляб", "летка" и прочие термины языка металлургов.
4.30 утра. За окном туман. Чтобы попасть в поселок Таежный, мы едем на поезде №606Ы "Красноярск-Карабула". Эта ветка тупиковая и этот поезд единственный, который приходит на станцию. Однако, он пользуется популярностью, так как дальше Таежного люди едут в Богучаны и Кодинск, куда добраться можно только автомобильным транспортом.
Станции по пути имеют колоритные названия Тиличет, Черманчет, Кучеткан.
Расписание движения поезда.
В Карабулу прибываем в 9.15 утра 27 мая. Этим же составом отправимся сегодня в 16 ч. по местному времени обратно. График плотный, об этом Галина предупредила сразу.
Здесь садимся в ожидающий нас микроавтобус и едем до завода минут 20. Когда завод заработает, рабочих будут возить автобусы.
Вокзал станции Карабула.
Первый кадр с завода, нас привезли к столовой. Хороший завтрак - залог удачного дня. Нас здесь ждали и мы поблагодарили работников хорошим аппетитом. Не удержалась, чтобы не сделать вкусную фотографию :) На это было отведено всего 15 минут, торопимся. И для начальства, и для рабочих здесь готовят одинаково, различий не делают.
Площадка завода одним планом. Вдали - строящиеся корпуса цехов.
После завтрака приезжаем на конференцию. Это временные здания, где разместилось заводоуправление.
Эти каски и жилеты предназначены для нас. Пройти по территории завода без предварительного инструктажа по технике безопасности невозможно. Но все инструкции - после встречи с генеральным директором БоАЗа.
Эта комната - настоящий штаб. Графики выполнения работ, отслеживание проблемных объектов, планы и задачи во всю стену.
Первым появляется в кабинете технический директор завода Рапацевич Евгений Анатольевич. Он будет нас сопровождать в течение всего нашего пребывания тут. Евгений Анатолевич произвел на нашу группу очень приятное впечатление. Юмор, даже самоирония, глубокое знание всех технологических тонкостей, умение общаться с людьми (даже такими совсем неспециалистами) - конечно, такие качества располагают к продуктивному общению.
Генеральный директор БоАЗа Алексей Васильеви Картавцев. Он провел презентацию завода и ответил на вопросы блогеров.
Рапацевич Евгений Анатольевич, Картавцев Алексей Васильевич, Попов Сергей Александрович.
Карта ввода в эксплуатацию завода.
Инструктаж по технике безопасности проводит Иван Алексеевич Ушаков. Теперь мы знаем, что конкретно нам покажут на заводе и что есть объекты, которые лучше не снимать. Это может и не тайна за семью печатями, но запатентованные разработки, секреты которых выдавать не желательно. Мы все понимаем и принимаем предложенные условия.
Передвижение по территории завода происходит на нашем микроавтобусе. Расстояние не маленькое. Рабочие будут передвигаться также на спецтранспорте, возможно, это будут автобусы.
Труба сухой газоочистки. С ней мы еще познакомимся ближе. Справа и слева от нее, параллельно друг другу - цеха электролиза. Сейчас их длина равна 600 м, в будущем она вырастет до 1200 м.
Три блогера-богатыря. В пылу азарта фотосъемки.
"Ты мне еще покоришься..."
Едем в литейный цех.
Цех огромный. Поезд будет заходить прямо в цех, чтобы забрать готовую продукцию. Здесь расположены (пока) две линии литья.
Наташа машет рукой. Высоты я боюсь, но страшно только взбираться.
Вид из окна на бескрайнее море тайги.
И на электролизный цех и трубу газоочистки.
Евгений Анатольевич рассказывает о гордости завода - уникальной голландской машине, названной здесь Донной Розой. Она весит невообразимое количество тонн и предназначена для доставки жидкого алюминия из цеха электролиза к линии литья. Чтобы она могла передвигаться, колеса выполнены из литой резины.
Следующий пункт экскурсии - цех электролиза.
Собственно в этом цеху и происходит рождение алюминия из глинозема в результате физико-химической реакции под воздействием электрического тока. Раньше основной вред производства концентрировался именно здесь, сейчас же, как заверяют металлурги, это будет производство безопасное и для человека, и для окружающей среды. Новые технологии снижают количество вредных испарений практически до минимального количества, а участие людей в работе современного оборудования сведено практически к работе оператора. Поэтому, по словам технического директора, на новом производстве не будет засчитываться вредность. Однако, молоко выдавать все равно будут. Это же полезно, да и люди сами привыкли.
Кстати, о сырье. Глинозем на БоАЗ будет поступать из Австрии и Австралии. А бокситная руда, из которой его получают, будет добываться аж в Африке. Почему? - спросите вы, - ведь в нашем крае расположен Ачинский глиноземный комбинат.
А потому, что мощности Ачинского комбината хватает только на то, чтобы покрыть потребность в глиноземе Красноярского алюминиевого завода. А чтобы Богучанский завод работал без сбоев на полную мощность, в день ему потребуется 300 вагонов (50 составов) глинозема.
В связи с этим появляется вопрос: а зачем было так далеко строить завод, если все сырье надо привозить настолько далеко? Дело все в том, что предприятие подобного рода является мощным энергопотребителем, поэтому ключевым моментом в определении его места играет близость к дешевой электроэнергии, которой может обеспечить гидроэлектростанция. Стоимость энергии также важна, так как в большей степени она определяет стоимость конечного продукта (алюминия), так как составляет треть от его себестоимости. И если мы познакомимся с картой РУСАЛа, окажется, что все алюминиевые заводы расположены вблизи ГЭС.
Электролизеров будет установлено около 700. В них будут установлены обожженные аноды, которые будут производится здесь же. Это отделение мы увидим позже.
В электролизном цехе применяется ряд технологических новинок, которые являются уникальными и представляют ценность для иностранного шпиона конкурентов на рынке производства алюминия. Поэтому кое-что нам было лучше не фотографировать. Такие случаи не единичны на крупных стратегических производствах. Хозяева рассказывали об опыте посещений иностранных алюминиевых заводов, например, в Китае, где гостей водят по определенным цехам, скрывая то, что не предназначено для чужих глаз.
Одна из новинок - кран, который Евгений Анатольевич сравнил с перочинным ножом, настолько он многофункциональный.
И вот мы добираемся до дымососной трубы, завершающей этап сухой очистки газов из обоих цехов электролиза. Ее высота 80 м. Кто не боится высоты, получили разрешение на то, чтобы очутиться на ее вершине. Кажется, никто из главных лиц завода этого не делал и увидеть фотографии было интересно всем.
Еще один из способов защитить экологию района заключается в введении на заводе бессточной системы использования воды. То есть вся вода, которая будет использоваться в производственном цикле, будет сливаться в отстойник, очищаться и поступать обратно на завод. Таким образом, алюминиевый завод не будет давать грязных стоков в таежные реки.
Сергей был первым, кто из нашей группы начал подниматься по лестнице вверх.
В ожидании автобуса и смелых верхолазов.
Нам необычайно повезло, что мы попали на БоАЗ в сухую погоду. Сапоги и дождевик с собой были привезены, но только представьте, во что превращается эта дорога в дождь.
Далее мы перемещаемся в анодно-монтажное отделение. Здесь предусматривается производство обожженных анодных блоков на двух обжиговых печах. Линия по производству находится в стадии сборки.
Рапацевич А. Е.: "Завод должен жить около 25-30 лет, не меньше. Он должен включиться и в ВПК России. К этому располагает и его удаленное местоположение".
Времени до отправления поезда остается все меньше. После анодного отделения нас возвращают в столовую, где можно согреться вкуснейшей горячей солянкой, а в дорогу приготовили пирогов с капустой. Прием был очень радушный, но нам пора. На часах 14.30, выезжаем обратно.
Следующий пункт для посещения - микрорайон металлургов в поселке Таежном. Здесь стоит несколько домов, которые уже построены для работников завода. Один дом уже обживается, а 8 новых - подготавливаются к сдаче. Яркие невысокие многоквартирные домики заметно выделяются на фоне типичной для поселка застройки.
Богучанский алюминиевый завод станет градообразующим предприятием не только для поселка, но и для района. Когда он заработает на полную мощность, тут будет работать около 3,5 тысяч человек. Запускать завод будут приезжие специалисты, которых со времени должны заменить работники из местного населения. Возвращаясь к вопросу выбора места строительства завода: а не проще было бы построить его поближе к центру, где кадровый вопрос решить проще, например, уже в Канске людей, нуждающихся в рабочих местах, довольно много... Опять же, логистически было доказано, что выбранное место оправдает все затраты. И рабочих проще будет устраивать здесь на постоянную работу, а не вахтовым методом. Именно поэтому БоАЗ сейчас возводит эти дома, чтобы люди могли приезжать семьями. Жен, приехавших за мужьями, стараются также трудоустроить. По словам Галины Кулиевой, они являют собой большой потенциал, помогая организовывать социальную работу в подшефных организациях. Женских специальностей на заводе не много, как правило бухгалтера да юристы.
Квартиры сдаются под ключ с отделкой и минимальным набором мебели. Все делается для того, чтобы переезд не стал большим потрясением для семей, которые приедут скорее всего с детьми. Для них будут и детские сады, и школа. Реализация социальных программ возможна для БоАЗа потому, что в настоящий момент завод находится в периоде льготного налогообложения, и свободные средства направляются именно на создание условий для будущих сотрудников.
Вид на поселок.
Строительство ведется по всем требованиям безопасности. Пожарная лестница - одно из них.
В цокольном этаже жилого дома будут спортзал, прачечная, зал для фитнесса.
Квартиры с мебелью увидеть не получилось. На вопрос - а не слишком ли маленькие батареи для зимы северного климата, представитель строителей ответил, что тепла хватает. Дома построены из пенобетона, что делает дома дешевле и теплее. Минувшую зиму дом уже перенес, будучи подключенным ко всем системам, а значит и зарекомендовал себя как прошедшим испытание.
Первый сданный дом для работников завода на улице Лесовозной, 7. Здесь живет и сам Евгений Анатольевич. Стоило зайти на территорию двора и пощелкать фотоаппаратами, как подошла бдительная охранница и спросила что-то в духе: "А что это вы тут делаете?"...
А и правда, кино-то уже кончилось. Нам пора было ехать на вокзал. На часах 15.30. К сожалению, совершенно не было времени, чтобы посетить какие-либо другие объекты социальной инфраструктуры.
В 2013 году три проекта из поселка Таежный получили поддержку грантовой программы "Территория РУСАЛа". Их обладателями стали культурно-спортивный комплекс, детская школа искусств и Таежнинская сельская библиотека. К сожалению, мы их не увидели, времени было совсем мало. Жаль. А в библиотеке, между прочим, работает электронный читальный зал и 3D-виртуальный зал для обучения и презентаций.
За недолгое присутствие на территории Богучанского района, завод успел оказать помощь Дворцу культуры поселка, взять шефство над Коррекционной школой-интернатом. И чем дальше, тем больше завод будет включаться в жизнь поселка, расширяя возможности его жителей в выборе культурного досуга.
Напоследок успела сделать несколько кадров с видами поселка через окно нашего автобуса.
Маленький свечной лесоперерабатывающий заводик.
Так закончилось наше пребывание в поселке Таежный. Спустя буквально пару часов, после нашего отъезда, за окном заморосило. Мы будто украли несколько часов, проведенных на Богучанской земле.
Здравствуй, Красноярск! :)