Казанская губерния в рамках переселенческой программы. 1906 г.

Sep 21, 2019 12:36

Многие интересующиеся отечественной историей часто сталкивались с похвалой П.А.Столыпину, его реформам. Да, именно ему принадлежит инициатива государственной помощи переселенцам. И кредиты, и казенная отвозка ходоков для предварительной оценки будущего места заселения, или смотроков, как их ещё называли, т.е. крестьян исполнявших функции ходачества ( Read more... )

архивное, Казанская губерния, урал, начало ХХ в

Leave a comment

rustem_akhunov September 23 2019, 18:11:34 UTC
1. Среди татар-мусульман практически не было, насчет кряшен (нагайбаков) точно не могу сказать. Дело в том, что т.н. инородцы иноверческих вероисповеданий не закрепощались, они платили ясак. Наиболее распространена такая практика была в Поволжье и на Урале. Но в малом количестве татары все же закрепощались, чуть больше в процентном отношении от общего числа своего народа башкиры. Там имелась своя специфика, их обманным путем чаще заманивали в экономические ловушки, после которых они попадали в крепостную зависимость. Однако это было не результатом гос.политики, а следствием противоправных действий местной администрации. Это где-то было у Г.Х.Самигулова, в рамках одного комента сложно разъяснить.
2 По сути реформа 1861 г. не отменила статус гос.крестьян, в отличие от помещичьих. Просто они получили личную свободу. О гос.крестьянах 19 в. Есть в кн. И.К.Загидуллина.о гос.деревне. Но имела место и др. практика, использования инородцев в качестве лашман. Термин этот возник в петровскую эпоху, когда и внедрилось много понятий из немецкого и голландского языков. Термин Laschmann, происходит от нижне-немецкого laschen - обрубать, отесывать, обделывать и Маnn - человек. Петровским указом от 31 января 1718 г. повелевалось: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих (см. статью о лашманах в Энциклопедич. словаре Брокгауза и Ефрона). Позже участь лашман была облегчена. В 1774 г. назначена была плата пешим лашманам по 10 коп. в сутки, а конным (т.е. имевших гужевую тягу) по 16 коп. С 1782 г. оплата последних была увеличена до 20 коп. В 1799 г. были установлены подробные правила о заготовлении лашманами корабельных лесов. В начале 19 столетия потребность в лашманах начала снижаться, потому численность татар облагаемых лашманской повинностью была снижена. Но на первых порах, а это было в петровскую эпоху, участь лашман была далеко не райской. На вырубку лесов ссылали целыми деревнями, как на повинную, без питания и какого-либо материального обеспечения. Это нашло отражение в татарском фольклоре в выражении напиться лаишевской воды. О тех, кто возвращался живым, говорили "Лаеш суларын эчеп кайткан!" Дело было видимо недалеко от Лаишевских земель. Позже поговорка стала нарицательной. Обычно непослушному покорителю неведомого говорят: "Бар! Лаеш суларын эчеп кайт!"
А термин гос.крестьянин к концу 19 ст. сохранялся, поскольку они не владели землей, а обработывали арендуемую у казны, в отличие от помещичьих, получивших с вольной лишь клочок земли, основной частью продолжал владеть помещик. Но уже к концу 19 ст. чаще этот социальный статус крестьян использовался с дополнением бывший, как это можно заметить в приведенных статистических таблицах 1906 г. Но все помнили из каких они крестьян государственных или помещичьих, ну и документально это сохранялось.
3. Спасибо. Так все империи зиждятся на колониальной политике.

Reply


Leave a comment

Up