Многие интересующиеся отечественной историей часто сталкивались с похвалой П.А.Столыпину, его реформам. Да, именно ему принадлежит инициатива государственной помощи переселенцам. И кредиты, и казенная отвозка ходоков для предварительной оценки будущего места заселения, или смотроков, как их ещё называли, т.е. крестьян исполнявших функции ходачества. Однако при этом упускается из вида, что Сибирь зона рискованного земледелия. Потому имел место и обратный поток, фиксируемый на Челябинском переселенческом пункте. Отбор новых сибиряков из числа переселенцев происходил на конкурентной основе. Оставались наиболее предприимчивые, а решались на переезд в Сибирь тоже не все. Все равно все эти люди были в определенной степени предприимчивые с долей рационального «авантюризма», но не все выдерживали суровых сибирских условий. Потому, когда сетуют о «России которую мы потеряли», и в сравнение приводят
музейные дореволюционные хозяйства наиболее зажиточных семейств Урала и Сибири, приведенный выше фактор отбора, не стоит сбрасывать со счетов.
Однако и в центральной части Российской империи уровень жизни, возможности были не одинаковыми. Об этом свидетельствуют статистические данные ширины миграционных потоков заселения крестьянами окраинных территорий Империи по Столыпинской реформе.
Выберем для анализа интересный 1906 год. В начале того года действовало Высочайшее повеление о прекращении переселенческого движения по случаю военных действий на Дальнем Востоке. Но все же 15 марта того же года последовало решение возобновить выдачу ходаческих и проходных свидетельств.
Несмотря на имевшее место ограничение потока переселенцев в том году, через Челябинск тогда прошло 200794 переселенца. Что в полтора раза превысило среднее годовое значение за минувшее десятилетие.
Хотя количество семейных переселенцев (а не одиночек) в этом потоке снизилось, поскольку за два года войны ходачество почти прекратилось, т.к. в 1904-05 гг. разрешения на переселение совсем не выдавались, общий миграционный поток не упал.
Несмотря на упадок ходачества, миграционный поток 1906 года был высок вследствие неурожаев. Что побуждало многие семьи двинуться в Сибирь без предварительной посылки ходоков. После 15 марта 1906 г. ходаческий поток возобновился и к концу года превысил абсолютное годовое значение за последнее десятилетие. Увеличению миграционного потока способствовали и рассказы нижних чинов возвратившихся с Дальнего Востока через Сибирь. При этом на обратном пути они толпами являлись в челябинскую переселенческую канцелярию с расспросами об условиях переселения и просьбой дать им «хоть бы по одной книжке о переселении» на вагон.
Но в массе крестьянского миграционного потока переселенцы из Казанской губернии составляли маленький ручеек.
Среди губерний Поволжья наиболее подвержены были подвержены неурожаям из за засух Саратовская и Самарская. Это соотношение сохранилось и в период страшного голода начала 1920-х гг.
В приводимых таблицах по переселенцам 1906 года, можно увидеть и заметное число колонистов Саратовской губернии решившихся покинуть свои «земли обетованные».
Существенный процент общего числа переселенцев составляли несовершеннолетние члены семей, около трети. Мещанские же обыватели составляли мизерный процент. По Казанской губернии на переселение решились 4 семьи мещан, общим число 14 душ обоего полу и всех возрастов.
Из крестьян среди переселенцев существенно превалировали государственные. Но вот по Казанской губернии среди переселенцев помещичьих крестьян было только вдвое меньше чем государственных. Это тоже объясняется. В нашей губернии и было больше государственных крестьян - основная часть которых была выделена из местных жителей, указывавшихся еще в писцовых книгах как ясачные татаровя, и не попавших под крепостную власть помещиков. Татары больше занимались торговлей, и даже уезжая на Урал и в Сибирь с целью предпринимательства, в общую статистику переселенцев не попадали.
кликабельно
Следует уточнить еще один момент в переселенческом движении. А именно количество обратного потока переселенцев, который составил в 1906 г. около 20%. Основную часть возвращенцев составляли ходоки, которые по условиям своей поездки и должны были вернуться на родину. Число неустроившихся в Сибири невозвращенце составило 8,3% которые входили в приведенные выше 20% общего количества возвращавшихся переселенцев.
При воспроизведении ссылка на Источникъ обязательна
Наши ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1906 год. Сибирское переселение - итоги учета переселенческого движения в Челябинске. Сборник цифровых материалов для изучения крестьянских переселений. Издание переселенческого управления. Челябинск, Типография Бреслиной.
Переселенческий пункт. Переселенческое Управление Главного управления землеустройства и земледелия. Типография Ю.Н.Эрлих, СПб. 1910