Знакомство с селом Сая Высокогорского района РТ, некогда относившегося к упразднённому Дубъязскому району, состоялось благодаря двум обстоятельствам. Первое из них, расположение этого села на пути к сёлам
Турнояс,
Большой Битаман и
Таршна. Первое из упомянутых, небольшое село, ныне сросшееся с Дубъязами, родина моей бабушки Биби Кашифы Салахутдиновны. Зур Битаман - место службы муллой её дедушки, а ныне исчезнувшая с карты местности деревня Таршна, общая родина её предков, где родились и её отец мулла Салахутдин, и дедушка Мухаметамин, и предыдущие поколения. Исследуя семейную родословную неоднократно ездил в указанные села, о чём и поведал в соответствующих местах.
Второе обстоятельство,
Г.Ф.Бурнаев (1924г.)
ставшее основной побудительной причиной посещения села Сая, это то, что здесь родился
Гариф Фатыхович Бурнаев (1888-1962), мусульманский общественный деятель Челябинска и Троицка Оренбургской губернии, один из основателей татарского челябинского театра в 1908 году. Переехавший из Казанской губернии на
более перспекстивный Урал и работавший приказчиком Торгового дома братьев Яушевых в Челябинске, Гариф Фатыхович вместе с моим дедушкой Закиром Залялетдиновичем, входил в состав правления Челябинского Мусульманского Благотворительного Общества, был одним из инициаторов открытия в Челябинске бесплатной мусульманской народной библиотеки-читальни, был ее пожизненным членом, членом Правления.
В впервые о Гарифе Фатыховиче я узнал от челябинского краеведа В.С.Боже,
Бурнаевская мечеть
построена в 1872г.
который передал мне много сведений о челябинском периоде жизни моего дедушки и его ближайшем окружении. Правда, в тот момент я ещё не знал расшифровки инициалов Г.Ф.Бурнаева. Зная, что среди мусульман Челябинска и Троицка, не только мой дедушка был выходцем из Казанской губернии, я заинтересовался фамилией Бурнаева и решил уточнить не является ли он родственником казанского рода Бурнаевых. Чей представитель, Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898) построил в Казани знаменитую Бурнаевскую мечеть. Как выяснилось впоследствие, Бурнаев - не родовая фамилия Гарифа Фатыховича. Потому он не был родственником казанских Бурнаевых. Но исследуя его биографию я столкнулся с очень интересной личностью, достойной тщательного описания.
Теперь известно, что Г.Ф.Бурнаев женился на младшей дочери Рабиге одного из троицких Яушевых. Жена Гарифа Фатыховича была младшей дочерью в семье Абдуллы Яушева и его жены Мафтухи. Породниться с троцкими Яушевыми, для человека с толикой инициативы, а у Г.Ф.Бурнаева её было предостаточно, как правило означало жизнь в достатке. Однако, революция побудила молодую семью Гарифа и Рабиги, уехать с нажитого места. Они уехали в Среднюю азию, но в Челябинске об этом уже никто не знал. Казалось следы Гарифа Фатыховича окончательно утеряны. Челябинским краеведам до недавней поры ничего не было известно о дальнейшей судьбе как Г.Ф.Бурнаева, так и ряда других известных мусульманах Челябинска: Ш.А.Ахметова, Галеевых, моего дедушки З.З.Ахунова.
Как-то во время изысканий сведений о моих старших родственниках, в архиве казанского ЗАГСа столкнулся с упоминанием о смерти в возрасте 73 лет некоего Гарифа Фатыховича Бурнаева, проживавшего в Приволжском районе г.Казани (тогда ещё не был введен в полную силу драконовский закон «защиты» персональных данных). Под впечатлением недавних просмотров материалов дореволюционного Челябинска, тогда сразу возникло предположение, что это может быть тот самый Гариф Бурнаев из Челябинска. Ведь совпадали не только инициалы, но и примерный год рождения. Хотя в то время мне ещё не был известен точный год рождения челябинского Г.Бурнаева, я рассчитал его лишь предположительно.
Узнать о дальнейшей судьбе Г.Ф.Бурнаева и уточнить, что найденная запись о смерти говорит именно о Челябинском Бурнаеве, помог интернет. Оренбургский историк, кандидат исторических наук Д.Н.Денисов размещал на форумах объявления поиска потомков известных мусульман Урала. Будучи заинтересованным в подобной теме и зная Дениса Николаевича, я активно участвовал в поддержке обсуждения, где упомянул о своём интересе к челябинскому Г.Ф.Бурнаеву. И вот, летом 2010 года нам в форумную «личку» и на e-mail пришли сообщения от внучки Г.Ф.Бурнаева, А.В.Махмутовой. Она подтвердила мои предположения о том, что последние годы её дедушка жил в Казани. Выяснилось и то, что живу не очень далеко от А.В.Махмутовой, почти в шаговой доступности, потому быстро удалось наладить с ней непосредственный контакт. Благодаря её доброй воле были отсканированы фотографии их семейного архива, и от неё же мы узнали, что Гариф Фатыхович женился на Рабиге Яушевой, породнившись таким образом с троицкой ветвью Яушевых. Были получены координаты родственников по линии брата Гарифа Фатыховича, Зарифа Фатыховича, которые в настоящий момент живут на исторической родине в селе Сая. К слову сказать, тетей Рабиги была небезысвестная Фатиха Аитова (в девич.Яушева), открывшая в Казани татарскую школу для девочек, в которой училась и тетя моего челябинского тр.брата, татарский соловей Биби-Сарá Садыкова.
На общей семейной вотографии:
2-й слева Зариф Фатыхович, 2-й справа, Гариф Фатыхович
Ф.З.Хуснутдинова и С.С.Хуснутдинов, деревня Сая
Село Сая расположено на склоне холма. Основные улицы этого села сформированы особенностями местности. Они идут по склону холма ярусами. Село это достаточно старинное, но пока не поднял все известные архивные документы.
Сейчас могу лишь сообщить, что в начале ХХ века магометанский приход деревни Сая насчитывала 601 прихожанина мужского пола, 575 женского, в числе которых было 203 домовладельца. Кроме селян Сая, к здешней махалля были приписаны 148 мусульман соседней деревушки Иске Юрт. В начале XX века в мектебе махалли обучалось 75 мальчиков и 58 девочек. Приход деревни Сая был «образован в незапамятные времена». На сегодняшний момент архивы сохранили сведения о ясашном татарине д.Сая Валите Ягоферове, который получил официальный указ на исполнение должности имама деревни Сая в 1814 году. Как отмечают наши историки Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов, он является одним из первых известных нам на сегодняшний день указных имамов махалля деревни Сая.
Мечеть с.Сая в 1920-е гг.
Дубъязский кантон Татреспублики
По просьбе Валита муллы в начале XIX века казанский 1 гильдии купец Якуб Мухаметович Габбязов построил в селе большую деревянную мечеть. Этот факт свидетельствует, что Валит Ягоферов был в то время авторитетным священнослу¬жителем и имел определенное влияние на богатое татарское купечество Казани. К сожалению, построенная по его инициативе мечеть не сохранилось, как и отстроенная впоследствие в 1896 году. В.Ягоферов умер в 1831 году, и это печальное событие, по словам Р.Р.Салихова и Р.Р.Хайрутдинова, стало причиной небольшого раздора в деревне. Его причина была в том, что на освободившееся место имам-хатиба высказывал свои претензии сын покойного Назмутдин Валитов. Однако, большинство населения деревни Сая по каким-то причинам не захотело видеть его во главе махалли и попросило перейти к ним в мечеть имамом приходского муллу д.Большой Битаман Ибатуллу Нигматуллина. Н.Валитов, понятно, возмутился и начал посылать письменные протесты в Казанское губернское правление. Но правление все же пошло навстречу мнению большинства сельчан и 4 февраля 1832 году утвердило в должности имам-хатиба деревни Сая Ибатуллу Нигматуллина.
вид на село Сая
Ведомости о магометанских приходах за 1896 год свидетельствуют о том,
Ведомости о
магометанских
приходах за 1896г.
что к этому времени имамами в деревне Сая, входившей тогда в состав Студено-Ключинской волости Казанской губернии одноимённого уезда, были 60 летний Шарафутдинъ Шагиахметовъ (р.25.07.1842) и 50 летний Сигадутдин Шагиахметовъ (р.27.11.1852). Они же оставались духовными наставниками мусульманской общины д.Сая и в 1915 году, что подтверждается сведениями из Адресъ-календаря и справочной книжки Казанской губернiи на 1915 годъ. Единственно Сигадутдин здесь записан как Сагадутдин. Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов высказывают предположение, что братья Шагиахметовы могли являться потомками имама Ибатуллы Нигматуллина (точных сведений пока не обнаружено). Оба брата благополучно прослужили в селе вплоть до 1917. Правда, в 1916 при¬хожане в помощь своим престарелым муллам избрали на должность указного муэдзина крестьянина д.Б.Битоман, с малолетства проживав¬шего в с.Сая Салахутдина Ахметлатыпова (р.18.06.1872). Он, кстати, приходился родным внуком Ибатулле Нигматуллину.
Уроженец с.Сая Г.С.Валидов в списке учителей Апаневского медресе, г.Казань 1914/15 уч.г.
Среди списка учителей Апанаевского медресе (г.Казань) за 1914 год, под №3 фигурирует некто Валидов Габдуррахман Сагдутдинович. Как помечено, родом из деревни Сая Студено-Ключинскогй волости Казанского уезда. Приходился ли родственником Низамутдину Валитову этот, ещё не женатый, преподаватель, выяснить пока не успел. Возможно, удастся разыскать его личное дело. Вообще, в списках медресе помечалось не место рождения учителей, а место их постоянного проживания. Но вряд ли Габдуррахман Валидов ездил каждый вечер в деревню Сая. Ведь для этой цели тогда был доступен только гужевый транспорт. А суметь на лошадке доехать из Казани в Сая за, за пару часов вечера, т.е. в тёмное время суток, дело абсолютно невероятное. Скорее всего, этот учитель снимал в Казани квартиру.
Переписка с селом Сая того времени мне не попадалсь. Возможно, такие документы помогли бы выяснить взаимоотношения и связи селян Сая с Казанью и другими местами. Но тогда в сёлах почтовые сообщения ещё не были широко распротранены. В дореволюционное время, пользоваться услугами казённой почты для этих мест было не просто. Ближайшее отделение даже земской почты, находилось в Казани. Уездная власть, поскольку уезд был Казанским, находилась в Казани. Земская Управа располагалась по адресу ул.Жуковского, в собственном доме. Волостная власть тоже находилсь не близко: Волостное Правление (4-й участок) располагалось в деревне Студеный Ключ, там же проживал и господин уѣздный урядникъ. Волостным старшиной в 1915 году числился Шакиръ Сахиповъ, в должности писаря был Дмитрiй Мироновъ.
В селе Сая
выпас у с.Сая
Издавна в селе Сая имеется священное место и священный источник. Первая достопримечательность находится на высоком холме на окраине села, ключ находится под этим холмом. С дочерью З.Ф.Бурнаева, которой уже за восемьдесят, сходили к тем местам, часть пути преодолев на машине. Но оказывается, не сфотографировал священное место, а только подъём к нему. На фотографии видно лишь часть деревянной постройки на священном месте.
Подъем к священному месту.
Виды с холма на место где выходит источник
(там где раскидистые деревья)
Со слов дочери З.Ф.Бурнаева, Филзя-апа, на холме имел место некий случай, когда какого-то человека поглотила земля и сошлась над ним так, что и следов не осталось. Полностью так и не понял, что это было за событие.
Виды с холма
Ключ же, обустроен как это делается в большинстве татарских селений. Филзя Зарифовна захватила с собой пару бидонов, у меня в арбе была припасена 5-литровая бутыль, и мы пошли с ней за целебной священной водой.
Приходящие сюда за водой люди хотят сделать доброе дело. По традиции для этого можно оставить ковшик, ведро, кружку и т.п., чтобы путник пришедший сюда напиться с удобством. Желающих сделать доброе дело немало, потому немало здесь таких вещей.
На дне, под струей воды выливающейся из источника, видно множество монеток. Это тоже традиция. Вместо монетки, можно бросить кусочек травы.
Филзя апа, помолилась за здоровье, в т.ч. и сопровождавшего её Рустум-пашú. Можно считать, что Филзя-апа местная
абыстай.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Информационная поддержка: В.С.Боже (Челябинск), Д.Н.Денисов (Оренбург), Ислам.Хабибуллин (Казань).
Семейный архив и консультация А.В.Махмутовой - внучки Г.Ф.Бурнаева.
Семейный архив и консультация Ф.З.Хуснутдиновой - дочери З.Ф.Бурнаева.
Материалы НА РТ и консультация главного специалиста, зав.читальным залом Ляли Җаудатовны (сейчас на пенсии)
Статья Р.Р.Салихова и Р.Р.Хайрутдинова «История мусульманских приходов Высокогорского района» в сборнике «Страницы истории Высокогорского района».
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.
Энциклопедический словарь ИСЛАМ НА УРАЛЕ. ИД Медина, Н.Новгород 2009.
Ильдус Загидуллин. Исламские институты в Российской империи. ТКИ 2007
Фотокопирование иллюстрации мечети Сая из книги И.К.Загидуллина “Исламские институты в Российской империи” - Саид Дамир Шагавиев имеющий родовые корни в с.Сая.
Татарская энциклопедия. Т1. Казань, Институт татарской энциклопедии 2002
Официальный сайт Высокогорского муниципального района, ни по одному из приведённых там телефонов которого, я так и не смог дозвониться.
По материалам публикаций от 01 октября 2010 г. на одном из моих старых народных сайтов и последней поездки от 30 июля 2016 г.
ВНИМАНИЕ! При использовании данных материалов ссылка на Источникъ обязательна.