Хочешь изменить мир? Начни с себя!

Apr 04, 2018 14:22


Если бы каждый понимал всю глубину смысла этой фразы, которую я выношу в заголовок данной статьи, то жить в нашей стране, да и в мире в целом было бы намного проще и лучше. Но пока понимания этого нет, и мы имеем то, что есть…
25 марта 2018 года в сибирском городе Кемерово произошла ужасная трагедия - десятки людей погибли в пожаре развлекательного центра, причем большинство из них - дети. Сразу после этого общественность буквально вскипела шквалом вполне справедливых и заслуженных обвинений в адрес как представителей власти различных рангов, так и общегосударственной системы управления в целом. Но! Тридцать и более лет назад у нас была совсем другая власть, другой общественно-политический строй, другая система управления, да и страна наша называлась по другому. Но вот катастроф и трагедий меньше не было: кораблекрушения теплоходов «Александр Суворов» и «Адмирал Нахимов», авария на Чернобыльской АЭС, давки на спортивных матчах, пожары, ДТП с автобусами, авиационные и железнодорожные катастрофы. Причем самая жуткая железнодорожная катастрофа произошла в ночь с 3 на 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области) на перегоне Аша - Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 Новосибирск - Адлер и № 212 «Адлер - Новосибирск произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Сибирь - Урал - Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них - дети, ранены более 600.  События развивались так: примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако, вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна поезда.
К чему это я? А вот к чему: большая часть техногенных аварий и катастроф обусловлена не «хорошей» или «плохой» властью, не злонамеренностью, а банальным разгильдяйством, глупостью, халатностью и некомпетентностью, т.е. всем тем, что скрывается под обобщенной формулировкой «человеческий фактор».
Можно сменить государственную систему сверху - через революцию, выборы или еще как-нибудь. Можно найти патриотов-государственников с высоким уровнем профессионализма в конкретных отраслях и составить из них правительство. Можно разработать идеальные программы социально-экономического развития, позволяющие стране занять лидирующие позиции в мире. Но катастрофы не исчезнут до тех пор, пока будут водители, нарушающие правила движения, пилоты, игнорирующие предупреждения о неблагоприятных погодных условиях, капитаны, выходящие в море на неисправном корабле. До тех пор, пока внизу будут царствовать «авось» и «так сойдет» никакие изменения «сверху» нам не помогут и мы так и будет периодически надевать траур.
Если говорить языком техники, то нельзя добиться улучшения характеристик электропривода сменив только блок управления. Нельзя поставить в «Запорожец» двигатель от «BMW». Изменения нужны и сверху, и снизу. Система, если утрированно, состоит из звеньев и винтиков. Нельзя улучшить работу системы, не проверив и изменив каждое звено, каждый винтик.
У нас всегда было принято ругать власть. И в царские времена, и в советские, и сейчас. Но ведь не власть  заставляет людей уродовать стены домов рисунками-граффити, бить лампочки в подъездах, поджигать кнопки в лифте, выбрасывать мусор из окон, выгуливать собак на детских площадках и жечь сухую траву, от чего погибают сотни гектаров леса и сгорают сотни домов. Все это делают самые обычные люди, которые ходят рядом с нами по этим же улицам. Эти люди, наверное, любят своих родителей и детей, жен и мужей, собак и кошек, покупают подарки по праздникам и ездят на пикники. Эти же люди бросают мусор на газоны, нарушают правила дорожного движения, и нередко, в работе используют  принцип «авось и так сойдет». А потом они приходят домой, где за вечерним ужином ругают мэра, губернатора и т.д…за то, что те, спустя рукава выполняют свою работу.  Но мэры, губернаторы и прочие начальники к нам не с Луны прилетают...
Аварии и катастрофы происходят не из-за хорошей или плохой власти, а из-за разгильдяйства и халатности конкретных людей, которые зачастую, вообще к этой власти отношения не имеют. Ну кто заставил охранника в кемеровском развлекательном центре отключить систему оповещения, которая, кстати работала? Кто заставил в августе 2006 года командира самолета Ивана Корогодина лететь, невзирая на сложнейшие метеоусловия? А кто повел 5 июня 1983 года в 21:40 пароход «Александр Суворов»  под несудоходный пролёт Ульяновского моста? Власть? Нет! Наше «авось»!
Подводя итог, хочу сказать, что парадокс ответственности состоит в том, что никакая власть не может «вложить» ее в голову гражданам - она лишь может наказывать за безответственность. Ответственность проистекает изнутри, из личного чувства осознанности, из понимания последствий своих поступков.
И пока граждане этого не поймут, что именно они - не президент, губернатор, мэр, директор, начальник, не сосед или случайный прохожий - а именно они сами отвечают за свое настоящее и будущее, а на многих должностях - и за настоящее и будущее всех окружающих, от катастроф и бардака нам не избавиться.

общество, Россия

Previous post Next post
Up