Какой социализм нам нужен?

Feb 19, 2017 16:57

В бесконечной череде экономических кризисов, вызывающих падение уровня жизни народа, все больше и больше людей в нашей стране отворачивается от непонятного общественно-экономического строя, который я называю бандитско-базарный капитализм. Чувствуя народные настроения, в предвыборный период всевозможные политические партии от псевдооппозиционных и заканчивая радикальной оппозицией, в своих политических программах указывают на переход к обновленному социализму. Что за штука такая - обновленный социализм? Разумеется, кое-чего можно взять из советского прошлого. На мой взгляд, безусловными плюсами в советское время были: безопасность, качественное и доступное образование, научно-технический прогресс, отсутствие безработицы, цензура на телевидении (и это тоже надо!), доступная медицина, включающая в себя профилактику и санаторно-курортное лечение (за исключением стоматологии - стоматология в те времена - филиал гестапо). Можно, привести и еще ряд факторов, однако я решила остановиться на том, что на мой взгляд, является главными плюсами.
Однако, слушая мнение людей, все характеристики советского времени, сводятся к двум, весьма противоположным: «развитой социализм» и «унылый совок».
Для начала о развитом социализме. Это в полной мере было в республиках Прибалтики. Вот при таком социализме я хочу жить! Поэтому может и не нужно изобретать велосипед, рассказывая про обновленный социализм, может имеет смысл послушать латышей, литовцев и эстонцев старшего поколения, поднять архивы.
Прибалтику называли «витриной Советского Союза». Это был своеобразный островок Европы на территории Советского Союза. Поездка туда по эмоциям приравнивалась к поездке за рубеж. Не случайно поэтому заграницу в советских фильмах снимали именно в Прибалтике.




Также здесь закрывали глаза на те вещи, которые в РСФСР были под запретом. Например, здесь активно развивалась рок и панк-культура. Эстонские панк-группы Propeller и Para Trust появились ещё в 1979 году, в 1980-е в Латвии была создана группа «Конец капитализма», в 1986 году в Эстонии - группа «J.M.K.E.». Она до сих пор существует.
Такое раздолье в Латвии, Литве и Эстонии было вызвано целым рядом факторов.  В первую очередь - особыми условиями, которые были предоставлены прибалтийским странам уже после войны.
21 мая 1947 года закрытым постановлением ЦК ВКП (б) было предписано учесть исторические и экономические традиции этого региона и замедлить в нем темпы коллективизации. (Исторически так сложилось, что к примеру, веками латыши жили уединенно, на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде). Такая преференция в Прибалтике продолжалась вплоть до распада СССР. К концу 1980-х годов больше 70 % сельскохозяйственной продукции в Прибалтике производилось и сбывалось личными хозяйствами («единоличниками»).
Также нужно отметить, что в 1940-1960-х у прибалтийских колхозников не изымались паспорта (как в большинстве республик СССР, кроме регионов Закавказья).
Уровень заработной платы в Прибалтике также отличался от средней по Союзу. С конца 1940-х до 1990 года зарплаты прибалтийских рабочих, колхозников и инженеров были в 2-3 раза выше, чем в большинстве республик и в среднем по Союзу, а цены, тарифы на квартплату и электроэнергию - ниже.
По статистическим данным, в 1988 году латыши, литовцы и эстонцы потребляли за год мяса и мясных продуктов 84, 85 и 90 кг соответственно. В среднем по СССР этот показатель составлял не более 64 кг.
Потребление молока и молочной продукции: Литва - 438 кг/чел в год, Латвия - 471 кг/чел в год, Эстония - 481 кг/чел в год. Средний показатель для СССР - 341 кг/чел в год.
Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%, построенные ещё в советские годы порты продолжают приносить доход прибалтийским странам.
В 70-80-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье - Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте (из 15!).
Однако высокий уровень жизни в прибалтийских республиках напрямую связан и с особенностями менталитета. В одной из своих прошлых статей, я писала сравнительные характеристики латышского народа, и здесь, пожалуй, самое время их повторить. Результаты работы отечественных этнографов и социологические исследования позволяют сделать вывод, что прибалтийским народам свойственны психологические черты, обусловленные средством социально-психологического развития, территориальной близостью, одинаковыми экономическими условиями. К числу таких общих особенностей можно отнести сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике; уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях; терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности; приверженность логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов; пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей; исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело; умение доводить дело до конца; способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни; некоторую замкнутость во взаимоотношениях с представителями других национальностей. Так вот, разве могут люди, обладающие столь важными качествами жить плохо? Мой отец помнит своего первого наставника, мастера цеха на Рижском вагоностроительном, его коронную фразу: «Социализм начинается с порядка на рабочем месте». Действительно, после того как отец переехал в Ленинград, устроился на ЛМЗ для него шоком были грязь и бардак в цеху. «И они еще борются за производственные показатели?». Действительно, при бардаке на рабочем месте, когда тратятся десятки минут, а то и часы на поиск и подготовку нужного инструмента, говорить о повышении производительности труда, качестве выпускаемой продукции и победе в соц. соревнованиях просто нелепо. Ну и еще - все, кто знаком хотя бы с азами философии, прекрасно знают мудрую фразу: «Бытие определяет сознание». Может быть поэтому в прибалтийских республиках не стояла проблема пьянства, и как следствие, семейного насилия и преступности?
Качество прибалтийских товаров и продуктов было одним из лучших в СССР. Латвия времен СССР была знаменита своими брендами. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички ЭР-1 и ЭР-2, которые кстати вовсю ездят до сих пор. У нас рижский магнитофон проработал 12 лет с 1991 по 2003-й. Может быть, работал бы и до сих пор, только когда снесли его в ателье ремонта - сказали, что нет деталей. А так, качество было на высоте - не чета китайчатине! Одежда и обувь, выпускаемые в Латвии были на много лучше тех «шедевров», что выпускала швейная и обувная промышленность РСФСР.
Прибалтика была настоящей экспериментальной кузницей кадров для советского и мирового спорта. Там активно развивался хоккей, футбол, баскетбол, парусный спорт. Литовский футбольный клуб «Жальгирис» выступал на Универсиаде 1987 года как Сборная СССР по футболу и уверенно занял первое место.
На рижском «Динамо» великий Виктор Тихонов отрабатывал свои знаменитые схемы и тренировочную систему.
Именно в годы своей работы в Риге Тихонов придумал свое ноу-хау: игру в четыре звена, и довел свою команду из второй лиги до четвертого места в первенстве СССР.
В рижском СКА ковал свое тренерское мастерство Александр Гомельский. Его команда трижды становилась чемпионом СССР и трижды - обладателем Кубка европейских чемпионов. В Таллине проводились соревнования по парусному спорту на Олимпийских играх 1980 года. Сборная СССР по парусному спорту на той Олимпиаде заняла почетное второе место.
Действительно, Латвия, Эстония и Литва были "витриной" Советского Союза и уровень жизни там был намного выше, чем в среднем по стране. Так может быть в то время нужно было почаще привозить руководителей краев, областей, республик и пардон за грубость - тыкать носом в эту витрину? Чтобы люди понимали, что «Все для блага человека» может быть не только на бумаге или плакате, но и на деле. А для этого нужно лишь повышать уровень бытовой культуры (через не могу), также включающий в себя ответственность и отношение к труду. Вот, кстати и пример, как повлияла работа в Литве на личность руководителя. Социально-экономический подъем Архангельской области в 1960-1980-х годах связывают с именем Б.В. Попова. В книгах и статьях о нем, отмечают его личностные качества, как человека и руководителя. Это, безусловно, важно, но важней другое - он был назначен в наш регион после работы в Литве. Теперь вспомним, ту самую избитую философскую мысль про бытие и сознание. В Литве он увидел реальное воплощение в дело советского лозунга «Все для блага человека» и стал воплощать этот лозунг на территории Архангельской области. Да, сделал он много, но, к сожалению, не все успел. Вот только возникает вопрос, а если бы Попов до назначения в Архангельскую область руководил в соседних Кирове и Вологде, получился бы из него столь масштабный преобразователь? Или все-таки Литва с ее настоящим социализмом повлияла?
Но, как бы то ни было я хочу в прибалтийский социализм!
Второе мнение, про «унылый совок» характерно не только для дельцов и нуворишей, сколотивших состояния в 1990-е и 2000-е, а также всех тех, кто страдает либерализмом головного мозга типа известного блоггера Варламова. Увы, но разговоры про «унылый совок» очень часто слышишь от тех, кому «посчастливилось» жить в исконно русских областях, составляющих так называемое Нечерноземье - а именно, Вологодская, Тверская, Новгородская, Псковская, Кировская, Костромская, Ивановская и т.д. области. Да, люди признают - что тогда была работа (т.к. работали все предприятия), и зарплату платили за одну и ту же работу, такую же как в Москве, но уровень быта и снабжения был весьма убог. Поэтому и царило в этих краях пьянство (опять-таки старая философская мудрость - бытие определяет сознание), и основной валютой была бутылка водки. Не знаю, почему, при всех разговорах о равенстве и братстве на просторах СССР как такового равенства не было. Да, в СССР не было дворян и князей, не было олигархов с яхтами и виллами, но были привилегированная Москва, национальные республики и нищее Нечерноземье. Да, именно они, жители Нечерноземья и составляли основной костяк московской и ленинградской лимиты. Да, те, кому не по зубам были интегральное исчисление и «Критика чистого разума» И.Канта, ехали в Ленинград, Москву, Киев, устраивались на тяжелые работы на стройки и заводы, так как это был единственный путь в цивилизацию от бездорожья, ватников и резиновых сапог. Конечно, эти люди от коренного населения столиц слышали брезгливое «Лимита», «Понаехали» и т.п. Но, что им оставалось делать…Хорошо жить хотят все, но вот своим разделением населенных пунктов по категориям снабжения (особая - Ленинград, Москва, столицы республик СССР, города - ЗАТО, первая - для городов с тяжелой промышленностью, вторая - большинство областных центров РСФСР и третья - районные центры, поселки и деревни РСФСР). Это разделение по категориям снабжения напрочь убило понятие «равенство». Причем различие было не только в снабжении. Очень велик был уровень различия и в инфраструктуре. Вот, например, для работников Сталинградского тракторного завода в 1930-е был построен микрорайон с полностью благоустроенными квартирами.




А для северян, к примеру работников Соломбальского ЦБК, понастроили убогих деревянных двухэтажек без удобств. И где справедливость? Ничего, что благодаря труду северных лесопильщиков в СССР появилась иностранная валюта, на которую первоначально закупали оборудование, да и конвеерную сборку тоже ездили изучать за рубеж. Однако советское государство видимо, посчитало, что блага социализма для исконно русских областей можно ограничить. И таких примеров можно привести довольно много. Или вот еще. В ностальгических группах социальных сетей, посвященных периоду СССР довольно часто крутят ролик, посвященный жизни простой рабочей семьи. Там вроде глава семьи - рабочий завода ЗИЛ, дочь - студентка техникума, мать семейства - служащая. Все хорошо, вот только ради правды и справедливости нужно сделать акцент на том, что эта рабочая семья жила в Москве! А почему бы не снять ролик о жизни рабочей семьи, в каком-нибудь городке Вологодской области, ну или в самой Вологде? Где и в 1970-1980-е люди жили в неблагоустроенных деревянных двухэтажках, с ежедневным бытовым двоеборьем - принести воды, натопить печь… Честное слово, хотелось бы расстрелять того архитектора, который придумал это типовое убожество, которое и жильем-то назвать язык не поворачивается. Не то чтобы я против деревянной архитектуры - ее много и в Риге, и в Таллине, но вот только там все дома благоустроенные и не только в городах, но и в сельской местности.
Лично для меня, опираясь на мои детские воспоминания эталоном развитого социализма была и остается Латвия (в Ригу в советские времена ездили чуть ли не каждый месяц - на выходные и было это как праздник), а вот про Вологодскую область в этом плане ничего хорошего сказать не могу. Не столь давно предавалась воспоминаниям - вспомнились наши поездки с мамой к бабушке в г. Сокол Вологодской области. Город в советское время имел население около 40 000 человек, 2 ЦБК, лесопильно-деревообрабатывающие заводы, пищевое производство и речпорт. Но при всем при этом порядка 60-70% жилого фонда было неблагоустроенным, да и асфальтом могли похвастаться только разве что пара центральных улиц. Конечно, в плане еды никто не голодал, но вот уровень одежды, обуви, игрушек и т.п. оставлял желать лучшего.
Вот пара эпизодов из моего детства. На первом десятке моей жизни одевали меня за редким исключением в основном в Латвии. Там же, в рижском детском мире покупали игрушки. Рижский детский мир - это сказка! Ленинградский ДЛТ и то выглядел на порядок беднее! Эпизод первый - была у меня в возрасте 5-6 лет желтая махровая кофточка с капюшоном, как сейчас сказали бы толстовка. Ну а когда я вырастала, то мои вещи переходили по наследству мои младшим родственникам. Девчонки-погодки из-за этой кофточки устроили драку с истерикой. Судьей стала моя мама, увезя кофту и отдав ее дочери коллеги по работе. Эпизод второй - в детстве я предпочитала дружить с мальчиками и играть в солдатики. Купили мне тогда в Риге набор индейцев, ковбоев и пиратов. Красивые были! Я по натуре всегда была добрым и не жадным человеком - всем давала поиграть. Только вот один из моих тех временных приятелей - как-то улучшив момент, все украл. Конечно, ему тогда здорово досталось от родителей. Но сейчас, через призму возраста я эти эпизоды могу назвать своеобразным детским протестом моих родственниц или того мальчишки. Дети ведь не виноваты, что взрослые дяди в костюмах с галстуками решили, что не все достойны хороших игрушек и яркой одежды. Или вот еще - с 3-го класса я стала заниматься в ДЮСШ по лыжному спорту - так эстонские костюмы, ботинки и лыжи, которые выдавали лучшим были для нас предметом воздыхания. Тренировались до изнеможения, но ни ради результатов, а ради, того чтобы получить все эти яркие красивые вещи, которые опять же превращали спортивные соревнования в праздник! А как же, смотрели олимпиаду, видели в чем и на чем катаются наши звезды и мы хотели быть на них похожими.
В тех же ностальгических группах соц. сети «Вконтакте» вспоминаются еще и посты о деревне с бабушкой и пирожками. Да, в детстве это было здорово! Потому как не задумывались о том, сколько усилий надо было потратить нашим бабушкам чтобы испечь эти самые пирожки - сходить принести воды, натопить печь. Поэтому-то в русской глубинке, после 40 лет все сливались в единый серо-пожилой фон, а у столичных и прибалтийских дам «В 40 лет жизнь только начиналась».
Не думаю, чтобы сидящие у власти люди этого не понимали. С точки зрения идеологии крайне важным являлось выравнивание уровня жизни разных республик великого СССР. Вот только изначально он сильно отличался, потому требовались большие вложения. Но, к сожалению, не успели.
И опять про те же самые ностальгические группы. Был в одном из них такой опрос «А что бы сделал (а) ты, если бы была возможность хоть на один день вернуться в СССР?». Там была пара ответов на тему: «Встретил бы маму Горбачева/Ельцына и уговорил бы сделать аборт», «Застрелил бы Горбачева» и т.д. Ну а мой ответ был бы таким - 1985 год - в Политбюро ЦК КПСС набираем латышей, эстонцев и литовцев, а так же тех, кто работал в этих республиках и перестраиваем Союз на прибалтийский лад, с той самой высокой культурой труда и быта, без пьянства и лени пойдем  к тому самому обновленному социализму или социализму с человеческим лицом.

общество, Россия

Previous post Next post
Up