После революции и гражданской войны начинается советский период истории города. И хотелось бы писать про те времена в позитивном ключе, однако и здесь не обошлось без ложки дегтя, а если точнее, то без горечи и обиды от несправедливости. Сначала о хорошем. Новый виток экономического развития Архангельска связан с его превращением во Всесоюзную лесопилку. С 1921 г. начинается экспорт леса. Отныне Архангельск - главный лесоэкспортный порт СССР, а возглавляемая им территория - «валютный цех» страны. Связано это было с тем, что молодой советской стране нужно срочно было встать на ноги. Нужна была индустриализация, а для нее нужны были оборудование и специалисты. Где это все взять? Разумеется, за рубежом. Только вот платить-то надо было твердой валютой. И такой валютой стал северный лес. В те времена на Северной Двине было тесно от зарубежных лесовозов и плотов. Модернизировались старые и создавались новые деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные и лесохимические предприятия. В общем, так или иначе, но на валюту, вырученную от продажи архангельского леса и была проведена вся советская индустриализация.
В годы индустриализации Архангельск развивается и как морской порт - транспорт, научные исследования, судостроение и судоремонт, рыболовство, и как центр лесной и деревообрабатывающей промышленности - лесосплав, лесопиление, лесоэкспорт, целлюлозно-бумажное производство, машиностроение для нужд лесозаготовительной промышленности, а также и как научно-образовательный центр (в 1929-1930-х годах появились педагогический, медицинский, лесотехнический институты и многие техникумы), научные исследования (НИИ леса и лесохимии, ЦНИИ механической обработки древесины и т.д.).
В те времена имя нашего города не сходило с полос центральных газет. Все это, безусловно, подчеркивает достаточно значимую роль нашего города на карте СССР. И все бы хорошо, если бы не одно но…Что получили самоотверженные труженики-северяне от казалось бы, народной власти? В Архангельске (на тот момент краевой и областной центр) в тот период было всего 2 благоустроенных улицы с каменными многоэтажными домами.
Все остальное - это неблагоустроенные или частично благоустроенные деревянные дома. Тротуары и мостовые - тоже из дерева. Это справедливо? Город, который поставил на ноги всю страну сам остался без всего. В прошлом году была в Новороссийске - зашла в краеведческий музей - на одном из плакатов - до войны Новороссийск был самым благоустроенным городом РСФСР. Была в краеведческом музее в Волгограде - так тоже в разделе «Довоенный Сталинград» показаны новые веянья в архитектуре, знаменитый сталинский ампир, да и город также считался до войны одним из самых благоустроенных. Обидно до слез. Нет, я понимаю, и Сталинград, и Новороссийск тоже внесли немалую лепту в созидательный труд всей великой державы...Но все же Архангельск сделал для страны намного больше. И об этом нужно не бояться говорить открыто и прямо.
Изменения в облике города и его благоустройстве начались с визитом Н.С. Хрущева. Можно по-разному оценивать личность этого правителя и то, что он сделал, однако для Архангельска это скорее в позитивном ключе.Визит Никиты Хрущева в июле 1962 года был связан с тем, что Архангельская область в те годы становилась одним из ключевых регионов в системе обеспечения безопасности страны и развития военно-промышленного комплекса. Здесь находился первый военный космодром «Плесецк» (объект «Ангара»), на котором развертывались межконтинентальные ракеты, способные поразить территорию США. На Новой Земле интенсивно проводились испытания ядерного оружия, в том числе и крупнейшей в мире водородной бомбы мощностью свыше 50 мегатонн. В Северодвинске разворачивалось строительство атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.
Во время визита в Архангельскую область на военно-морском ракетном полигоне в селе Ненокса Никите Хрущеву продемонстрировали испытания новейших баллистических и крылатых ракет для подводных лодок. Побывал первый секретарь ЦК КПСС и в Северодвинске, в цехах Северного машиностроительного предприятия. Однако не только достижения оборонной промышленности поразили главу правительства. Никита Сергеевич обратил внимание на то, в каких условиях живут простые северяне, и, по воспоминаниям современников, выразил недоумение большим количеством не расселенных бараков.
Итоги посещения лидером компартии нашей области не замедлили сказаться, отметили в пресс-службе городской администрации. Совет Министров СССР 28 февраля 1963 года принял важное для региона постановление «О развитии города Архангельска». В этом директивном документе особая роль отводилась развитию в столице Поморья базы строительных организаций, наращиванию их мощностей. Было создано Главное управление по строительству в городе Архангельске и Архангельской области («Главархангельскстрой»). На территории Архангельска одна за другой возникали новостройки. Возводились промышленные предприятия и животноводческие комплексы, школы и поликлиники, энергично велись работы промышленного, жилищного, коммунального и культурно-бытового характера.
Преобразования в Архангельске продолжил назначенный в 1967 году на должность первого секретаря Архангельского областного КПСС Борис Вениаминович Попов. О нем в честь столетия со дня его рождения в 2009 году была выпущена книга с говорящим названием «Так много сделал, как никто другой». В этой книге есть воспоминания самого Б.В. Попова о том, как он ходил по центральным кабинетам, выбивая деньги на строительство современных благоустроенных домов и дорог, как в Архангельске так и в области. Вот цитата из этой книги: «Беда в том, что строительство на Севере в 3-4 раза дороже, чем в центре. Охоты давать деньги на строительство у центральной власти не было…Приходилось ставить вопросы перед первыми лицами в стране…». Эта цитата наглядно демонстрирует потребительское отношение центра к русским регионам «давай-давай, потом посмотрим». Но региону повезло, что у руля оказался человек, который не только отсылал отчеты о кубометрах древесины, тоннах целлюлозы и отремонтированных кораблях. Ему было не все равно, как живут простые северяне. Безусловно, личность Б.В. Попова и все его преобразования заслуживают высокой положительной оценки. Так, в 1980-х годах объем жилищного строительства в Архангельске доходил до 250 тысяч квадратных метров в год.
Однако роль валютного цеха - всесоюзной лесопилки сослужила Архангельску двоякую службу. То, что было хорошо вначале 20-века, во второй половине нужно было сильно корректировать, т.е. диверсифицировать экономику города с переходом от лесопильно-сырьевой промышленности к высокотехнологичному машиностроению для дальнейшего развития и роста города. Тем более, что в Архангельской области во второй половине 20 века стали появляться мощные объекты военно-промышленного комплекса: космодром «Плесецк», предприятия Северодвинска, испытательный полигон «Новая земля» и т.п. В этой связи мне кажется странной недальновидность местных руководителей, правивших в то время, и не включивших Архангельск в сферу влияния ВПК. На мой взгляд, в наш город очень просится современное высокотехнологичное производство в сфере ракетостроения или двигателестроения для кораблей и подводных лодок. И это серьезный задел на будущее, который нужно пробивать на всех уровнях, говоря о дальнейшем промышленном развитии города.