Ралли-марафон "1000 Вёрст" осень 2021 на мотоцикле

Oct 06, 2021 13:16




2 и 3 октября 2021 г. прошло "Самое протяжённое дорожное ралли России" - марафон "1000 Вёрст". Впервые участвовал в нём на мотоцикле и без штурмана. Стартовый номер 14, зачёт "Мото". Всего было заявлено 42 экипажа, из них 5 не стартовали, 3 сход. Результат: 2-е место в зачёте "Мото" и, как ни странно 24-е в абсолютном зачёте. Хотя к результату стремился менее всего (о чём будет сказано ниже), от 1-го места в "Мото" отстал всего на 4 позиции, при том, что мой мотобрат стремился считать все РД и нормативы. Выходит, в "Марафоне" лёгкий пофигизм иногда достигает не таких уж и плохих результатов.
Мечта. План подготовки. Тех.проверки. Доп.фары. Штурманское оборудование. Окончательное решение.
Прогноз погоды. Тренировки. Заявка. Вещи. Тактика. Первый день. Виды вокруг.
Второй день. Дороги. Финиш. Результаты. Итоги.

Мечта стартовать на "Марафоне" в мотозачёте родилась практически одновременно с самим мотоувлечением. Можно сказать, что эта мечта стала одной из причин для покупки мотоцикла. Но существовали и возражения: это мой первый мотосезон и как байкер я - начинающий, а как штурман Р3К - бестолковый. Несмотря на набранный опыт длинных мотопрогулок, испытание предстояло непростое. Поэтому не торопился подтверждать свою заявку на соревнование до самого последнего момента.


На трассе ралли. Фото А.Левина.

Первое, с чего начал подготовку к ралли - всё с тех же вещей, многократно пройденных в разные времена и с разными автомобилями: с установки штурманского оборудования, дополнительного света и с технической проверки транспорта. Это надолго переселило меня в гараж.



Рабочий момент настройки света.
В плане технической подготовки углублялся не сильно. Общая проверка и осмотр, контроль уровней масла, мойка, протяжка. Здесь посчитал нужным заменить масло в вилке и пыльники. Комплектация инструмента и ЗИПа: со мной всегда хороший набор инструмента для BMW - как водительский, так и ремонтный, а также мультитул, армированный скотч, хомуты, саморезы-гайки-болты, моторное масло, средства для чистки визора. Докупил только грибки и инструмент для ремонта бескамерных шин. Заменил штатные лампы ближнего и дальнего света на новые, с увеличенной светоотдачей, т.к. фары не новые, потускнели. Наклеил жёлтые и красные светоотражающие полоски на кофры для лучшей заметности сзади.



Кронштейны доп.фар.

Из-за того, что штатный свет стал подслеповатым, необходимость в дополнительных фарах назрела давно. А на ралли без них точно не обойтись. Судя по расписанию, мы обязательно зайдём в темноту (расчётное время финиша 19:30, если без задержек), а осенью темнеет с каждым днём всё раньше - специально следил за этим по часам. Выбор был долгим и непростым. Спор шёл между LED и галогенками. Я выбрал галогенные противотуманки HELLA Micro DE, самые маленькие в серии. Причина: наличие чёткой светотеневой границы светового пучка и качество изготовления. У LED-фар такая опция есть только у дорогих моделей, а дешёвые варианты будут просто слепить встречных водителей и могут не прослужить долго. Было сомнение, осилит ли генератор такую нагрузку, всё-таки 2x55W. Но после консультаций с опытными владельцами 1150-х этот вопрос отпал. Фары стоят на нижних краш-барах на китайских кронштейнах для труб, которые оказались неплохими, из толстого металла. Фары настраивали вместе с Ксенией, в тех же гаражах.



Штурманское оборудование. Фото А.Меньшенин.

По штурманскому оборудованию последовал совету Антона Петухова, который третий раз выступает на "Марафоне" на мотоцикле. Один телефон - для дорожной книги, которую орг выдает тебе в виде PDF-файла. Для этого я взял телефон побольше, чтобы шрифт был покрупнее, и поставил под левую руку, чтобы листать. Второй телефон - для GPS-одометра с разрешением до метров. Скачал несколько таких приложений и запускал одновременно - на случай пробивки интервалов, когда "абсолют" не обозначен, а также на случай блудилова. Однако в итоге работал только с одним. Он не тарируется, но тарировка работала в голове. Также поставил на руль розетку с двумя USB-портами для питания телефонов. Держалки для телефонов - китайские непромокаемые чехлы для велосипедов. С одним таким я проездил всё лето, а накануне гонки случилось проверить, что они действительно не промокают. Часы есть на приборке. Был вопрос, как следить за расписанием, ведь у штурмана в автомобиле маршрутный лист под рукой и он может записать расчётное время прямо в дорожной книге рядом с любой позицией. Мотоциклист на рулём ничего не может записать. Поэтому придумал так: приклеил скотчем на бензобак небольшую папку-конверт на zip-молнии. В него вставил лист бумаги и на нём записывал расчётное время явки на судейские пункты в порядке их следования. Время для этого между получением ДК и стартом есть. Под этот же конверт очень удачно помещались листки с изображениями ФотоКП (их нужно находить на местности и фотографироваться на их фоне). Насчет ДС Антон верно заметил, что на байке их проще ехать "по глазам", т.к. при смене скорости разгон или торможение мотоцикла занимают доли секунды. Для ФотоКП положил в карман маленький фотоаппарат "мыльницу" - что-то такое из прошлого века, да? Но телефоны-то все закреплены на руле... Так что фотографироваться пришлось, как Волку из "Ну, погоди!" - наощупь.


Бумажная дорожная книга.

Для окончательного решения об участии в ралли были важны две вещи: прогноз погоды и понимание, что сам я смогу вести мотоцикл, поглядывая на телефон с ДК. Ведь я, как первосезонник, специально не езжу с навигаторами и телефонами, чтобы не отвлекаться от вождения.


Запись "шпаргалки" с временами перед стартом. Фото А.Левина.

Прогноз погоды мониторил постоянно, т.к. даже с современными технологиями он всё время меняется. За две недели до ралли целая неделя была дождливой. Не было просвета даже съездить на небольшую тренировку. Однако на само ралли и на неделю перед ним обещалась сухая, хоть и холодная, осень. Температуры меня не страшили, так как подходящая одежда для этого имелась. Главное - отсутствие осадков. И это, к счастью, оправдалось. Ибо местами на маршруте встречались грунтовые дороги, скользкие в дождь. А ещё в глубинке сельхозтехника натащила с полей на асфальт огромное количество глины, которая в дождь превратилась бы в каток без правил. Температура обещалась от +3 ночью (т.е. без заморозков и без льда на дороге по утрам) до +12 днём, и даже местами солнце. С такими температурами я уже был знаком. Не знал только, каково по ним ехать целый день. По книгам, по опыту и по совету Ксении и Наталии набрал такой экип: трёхслойная "мембрана" и зимнее термобельё у меня уже были. Шлем и так не продувает, знаю по зимним ралли. Под куртку одевал флиску, на шею бафф, на ноги шерстяные носки. И это работало, не было ни холодно, ни жарко. Перчатки кожаные с утеплением, но не зимние. Сначала было поддел под них ещё одни тонкие перчатки, но это оказалось лишним. И всё же с собой был дождевик, весь комплект с бахилами и перчатками. Если мёрзнешь, он сработает и как утеплитель.



Перчатки.

Для подготовки к ралли планировал две поездки: одну на два дня с ночёвкой, чтобы узнать, как поведу себя в таком режиме езды; вторую - тренировку по дорожной книге какого-нибудь прошлого ралли, чтобы понять, смогу ли я ехать на байке по ДК. Двухдневная поездка так и не состоялась (хотя найденные для неё маршруты могут пригодиться в следующий раз). Проверку себя на "режим ралли" пришлось проходить на самом ралли. А для тренировки по ДК удалось-таки найти просвет в сплошных дождях, пол-дня без осадков. Алексей Меньшенин прислал PDF-ДК от УТР ноября 2020 года. Я только уточнил, где находилось КВ-2, на случай, если заблужусь. Погоды как раз выдались подходящие - мокро и холодно. К счастью, во время тренировки небо не плакало, но дорога домой - два часа - вся прошла под проливным дождём. Более обстоятельной проверки не придумать! Оборудование сработало как надо, ничего не промокло и не сломалось. Выяснилось, что ехать по ДК не так уж трудно. Более того, по "слепым" позициям даже проще, потому что не надо следить за расстоянием. Внёс только два улучшения, не очевидных до тренировки: выбрал одометр с цифрами покрупнее и развернул телефон с ДК по верикали, а не по горизонтали. Сначала поставил ДК горизонтально, чтобы шрифт был крупнее, но потом повернул её вертикально, чтобы на экран вмещалось больше позиций. Это полезно на "коротких", часто сменяющихся позициях.


Четыре колеса, два человека - всё по правилам! Фото А.Меньшенин.
И только после этой тренировки подтвердил свою заявку на соревнование. И Антон, сомневавшийся было из-за самочувствия, тоже подтвердился. Да и мне до старта пришлось срочно пролечиваться от сезонного ОРВИ. Для меня ралли - лучшее лекарство. А мы еще совещались насчет экипировки и перчаток - больше ни с кем из канала о таком не поговоришь!


На старте. Фото А.Меньшенин.

Для всей поездки у меня с собой были мотоцикл со своим ЗИПом, экипировка на мне да небольшой рюкзак с личными вещами, который легко вошёл в верхний кофр. Ещё с собой был НЗ: термос с чаем и несколько бутербродов на случай, если опоздаю на обед или станет совсем нехорошо.


Мотозачёт. Фото А.Петухов.

По поводу тактики в ралли решил никак не заморачиваться. Штурман из меня плохой и главная моя задача - не заблудиться и вовремя прибыть на обед и на ужин. Для этого решил на свои Р3К-способности не очень-то полагаться, а упасть кому-то из друзей на хвост и держаться за ним, особенно на блудильных участках. На соблюдение графика, на время на КВ, на ВКВ, на РД и прочие ДС тоже решил не обращать внимания и не пытаться их выполнить. Получив ДК, просмотрел её внимательно (как делают все штурманы), в том числе на предмет - где находятся КВ и какие там есть ориентиры. Если пойму, что заблудился или что опаздываю - брошу трассу и рвану прямо к ним по навигатору. По сути, второе место в зачёте "Мото" мне гарантировано, т.к. заявилось всего двое байкеров. Главное - суметь добраться до финиша!


Где-то на трассе ралли. Фото А.Петухов.

Поэтому в первый день спросил у Антона разрешения следовать за ним. Он не был против, но уже в первой половине трассы мы разошлись в дорожном трафике. Это было даже хорошо, потому что тупо ехать за кем-то - в чём тогда смысл участия в ралли? Так что бо́льшую часть дня ехал один и это было классно. Правда, однажды чуть не "обсох" (хотя в ДК для таких, как я, указаны заправки), зато на АЗС встретил других байкеров, целую колонну. Ещё знал, что плохо разгадываю "блудилки", которые обычно устраивают в населённых пунктах, поэтому в них старался придерживаться кого-то из знакомых экипажей. Хотя не обязательно - мог оторваться, если был уверен. В Кесовой Горе, например, нашёлся только благодаря тому, что случайно наткнулся на ФотоКП и сориентировался, а другие знакомые всё ещё плутали. У вокзала в Кашине вообще поехал по кругу в другую сторону... В другой раз, в Калязине, понимая, что не могу найтись и что время на обед скоро уйдёт, просто рванул кратчайшим путём в Углич, где был перерыв по расписанию, и пропустил пару-тройку судейских пунктов. К счастью, собрал все ФотоКП, что для меня было интереснее. Послеобеденная часть прошла значительно спокойнее. Вообще, другие экипажи встречались по пути нередко. Но это другое, когда вы едете по трассе "параллельно". Если вы все "в своём режиме", то это даже красиво. В Рыбинск на финишный КВ дня прибывали уже в темноте и я признателен экипажу N 11 за проводку, поскольку в конце маршрута улицы были не освещены, разметки не было и не видно было вообще ничего.


Отсутствующий КВ.

Утром в день старта было очень пасмурно. Но километрах в 60-ти от Москвы начало проясняться, а у Волги мы увидели солнышко и голубое небо в просветах облаков! Чудесных видов по маршруту хватало с избытком: и золотые леса, совсем без зелёного, и чистые дороги, и бескрайнее небо, и широкая Волга, и высокие мосты, и белые корабли, и золотые церкви... Вечером полыхал мощнейший алый закат. Очень не хватало путевой фото- или даже видеосъёмки. Во второй день решил было щёлкнуть на ходу фотиком на спокойном шоссе. Но только потащил его из кармана, как из него посыпались батарейки! К счастью, они застряли у колена и не улетели на дорогу. Намёк был более чем понятный и я спрятал фотик обратно. По опыту других экспедиций, чаще снимал на редких остановках. А то столько всего произошло, а в конце оказывается, что фотографий слишком мало...


Углич.

На второй день уже был больше уверен в своих силах. Но всё-таки договорился с экипажем N 13 - женским между прочим, очень опытным и обычно приходящим "в призы" - что буду придерживаться за ними. И правильно сделал, потому что первая часть трассы оказалась "блудилкой" по центру Рыбинска, в чём я совсем не силён. А город красив! И куда дешевле Углича. Девушки провели меня по всем "покупкам" без проблем, хотя пару раз мы останавливались прямо на дороге и советовались насчёт дальнейшего пути. Они тоже иногда сомневались, потому что в первый день допустили досадную ошибку на ориентировании и потеряли много времени. Шутили потом, что нам надо было оба дня ехать вместе, тогда никто бы не заблудился. И затем в Ярославле тоже лучше было держаться за ними, а то бы запутался, как многие. И ведь стоило оторваться от них (на светофорной пробке ушёл вперёд), как сразу пропустил ВКП. В этом месте была "покупка"! Я её не разгадал, а девушки не ошиблись.



На редкой остановке.

Во второй день мне очень понравились две дороги: от Рыбинска до Тутаева по левому берегу Волги, на которой я ни разу не был, и "старая Ярославка" от Ярославской окружной до впадения в автобан М-8. Обе ровные, малозагруженные и со множеством виражей, только ухх! - успевай наклоняться. Как потом выразился Антон: «в общем и целом дороги можно разделить на 3 типа: 1) хорошие дороги, прям кайф; 2) заплатка на заплатке (для моего мота это просто стиральная доска, хоть вешайся); 3) полное УГ с ямами в колесо мотика, где ехать быстрее 30 км/ч оч сложно. К сожалению, ввиду обилия дорог 2 категории (большинство попалось на второй день - Г.М.), третья категория уже не так сильно бросалась в глаза...». К счастью, летние тренировки не прошли даром, так как в моём районе большинство дорог второй и третьей категории, а то и вовсе - глинистая колея, которую не объехать. Да и байк выбран как раз под такие направления. И если я раньше опасался ехать на Селигер к Прокопычу на мотоцикле, где 200 километров "заплатка на заплатке", или на Волговерховье, где грейдер 20 км (а с возвратом - 40), то теперь точно знаю, что это такое, и не опасаюсь.


Разные дороги ралли.

От Ярославля до Переславля-Залесского был простой доезд по автобану и было время остановиться, заправить мотоцикл, размять ноги и выпить кофейку. Но всё равно, на финиш прибыл уже в сумерках. Другие экипажи тоже потихоньку прибывали, хотя и опаздывающих хватало. Но здесь нас ждало светлое и тёплое кафе с заранее заказанным ужином и самая сладкая часть ралли - обмен впечатлениями с другими участниками (кто о подвигах, кто о приключениях, кто о расчетах, кто об ошибках, и т.д.) и награждение! Девушки из 13-го экипажа прибыли раньше меня и, поскольку Оксана сама байкер, тут же взяли меня под опеку - вот тебе чай, вот тебе мёд, вот блины, грейся и отдыхай. К счастью, знал, где нарвать для них полевых ромашек.



Финиш!

Свой приз я получил, но думаю так: это не за спортивные достижения, которых нет. Это за то, что не побоялся выйти на старт на мотоцикле и сумел добраться до финиша. Поэтому 2-е место - самое то. Антон ведь ехал соревноваться с лидерами, ему интересно решить все раллийные задачи. Потом, на следующей неделе, в обсуждениях Алексей Меньшенин обронил, что у мотоциклистов получилось пройти ралли лучше, чем у многих экипажей со штурманами. Я как-то не воспринял это всерьёз, пока не сделал таблицу с итоговыми суммами штрафных очков и не увидел, что это правда: у мотоциклистов 20-е и 24-е места в абсолюте, а пенализаций в 2, а то и в 3 раза меньше, чем у остальных. И это при всех наших ошибках и заблуждениях! Мне подумалось: при этой моей беззаботной езде я насобирал 8965 штрафных секунд, а когда мы с Ксенией ездили старались на предыдущих "Марафонах", у нас бывало по 12-15 тысяч! Вот ведь ирония.


Переславль-Залесский.

Награждение проходило с 20:00 до девяти вечера примерно. Как правило, после ралли все возвращаются домой в тот же день. Но я решил не ехать, а остаться переночевать и возвращаться с утра. В Рыбинске как-то не удалось отдохнуть, накопленная усталость чувствовалась во второй день. К тому же ночь. Не стал рисковать. Доехал в понедельник с утра. Всего намотал от старта ралли до дома 1220 км. За минусом 230 км по автобану до дома, все прочие километры прошли в режиме ралли и по раллийным дорогам. Как говорил А.Ершов, спортсмен должен уметь ездить по любым дорогам. Это не сравнить ни с какой другой мотопоездкой. На байке ты сам себе планируешь маршрут и остановки, а при желании можешь что угодно изменить. Здесь тебе маршрут и график задаёт организатор. На одном мото-форуме я написал, что в первый день в седле прошло 7 часов от старта до обеда, затем ещё 4 часа до ужина; во второй день 6 часов от старта до финиша - и всё без остановок и без перерывов, которые рекомендуются мотоциклистам. В чём-то оказалось труднее, чем на автомобиле. Например - чаю с бутером на ходу не попьёшь, печку не включишь, да и физические нагрузки побольше. А в чём-то и легче - по плохой дороге, например, байк пройдёт быстрее автомобиля. Или почти мгновенная смена скоростей на мотоцикле, проходимость в трафике, манёвренность, динамика. Во всяком случае, на мотоцикле меня не клонит в сон, как часто случается в автомобиле, и не устаёт спина, а без чая с бутером вполне легко обхожусь. Из специфических неудобств только стало сводить ноги после 500 км пробега, но быстро понял причину и больше не повторялось. Надо попробовать хлопнуть стакан на ночь, чтобы снять напряжение в таких многодневных поездках. Посмотрим!


Пробег на первый день.


Пробег на второй день.


Пробег на третий день.

В общем, интересный опыт и интересные выводы для самого себя. На правах старшего, делюсь воспоминанием, что моя автокарьера тоже началась с трудностей (зима, снег, темень, запотевшие стёкла), а не с лёгких и простых дорог. Можно сказать, что с мотоциклом история повторяется. В целом могу сказать, что своих целей достиг - проехал "Марафон" на мотоцикле, увиделся с друзьями, единомышленниками и однополчанами по ралли и получил массу хороших впечатлений от этого.



ФотоКП, Тутаев.



Заправка.

Бонус тем, что сумел дочитать до конца :) Ралли-Марафон "1000 Вёрст" оказалась очень многогранной штукой. Каждый может найти в ней что-то своё. Кто-то первый раз пробует свои силы в Дорожных ралли. Кто-то накатывает опыт и практику. Кто-то соревнуется за результаты. Кто-то, вроде меня, вообще использует это ралли для мотопутешествия и как повод для тусовки. Полагаю, даже сами организаторы не предполагали столько способов применения их детища. Вывод - в ралли каждый может найти себя!


До встречи на трассах!

Р3К, Мото, Тутаев, Переславль-Залесский, Кашин, Калязин, Ралли, Путешествия, Фото, 1000 вёрст, Ярославль

Previous post Next post
Up