Этот кусок жизни можно назвать отдельным проектом, который был начат и трудами и скорбями многими доведён до логического завершения. Это не чисто мой проект. В него были вовлечены многие мои друзья-байкеры, а больше всех - моя семья: супруга Наталия и дочери Ксения и Елена. Надеюсь, они оценят достигнутый результат.
В отличие от многих друзей и знакомых, я не грезил о мотоциклах и не катался на них в юности. Так, без горя и хлопот жил я до начала 2020 года. В то время в самом разгаре были
поиски избушки отшельника Тимофеюшки в районе Волговерховья. Там в глухом лесу есть остатки насыпи военной узкоколейной железной дороги, которая представляет из себя хорошую тропу через чащобу. Но она во многих местах завалена
ветровалом и двигаться по ней по прямой невозможно. И вот мой друг, с которым мы ведём эти поиски уже несколько лет, предложил: если бы у нас были скутеры, то мы могли бы брать с собой бензопилы и прорезать себе тропы в любом направлении. Скутер, по его опыту, в лесу удобнее мотоцикла, потому что защищает ноги, а через промоины и другие препятствия его можно перетаскивать руками. Так в рамках наших поисков возникла задача приобрести пару дешевых японских скутеров на вторичном рынке.
После некоторых поисков, в начале июня 2020 года я приобрёл себе скутер с пробегом из Японии: Suzuki Let's II с объёмом двигателя до 50 куб.см. Выбор пал на самый маленький и лёгкий скутер. К тому же, категории «А» на правах у меня не было и на такой технике я мог ездить без неё. Скутер помещается в багажник моей Subaru, погрузить его можно вдвоём. Поэтому его легко будет перевозить в Волговерховье и там выполнять наши планы по поискам. Сначала, конечно, я повёз его в Чаусово (напомню, что в то время с марта месяца вся наша семья сидела на домашнем карантине и нам за городом было очень хорошо). И, конечно, грохнулся с него сразу же, как только сел и поехал. Отшиб себе коленку и с месяц хромал. Позже, занимаясь разбором ошибок, определил, что это был так называемый «
lowside» - одна из разновидностей падения мотоцикла. Однако же в тот раз встал с земли, поднял скутер и завершил проезд. Позже это не помешало мне подружиться со скутером получше. Хоть в том году мы с ним не ездили на поиски в Волговерховье, однако я готовился к этому, заменил асфальтовые шины на внедорожные и совершал разные вылазки по местным просёлочным и полевым дорогам, по улицам и шоссе, на дальность до 30 км. Детям скутер тоже понравился. Лена часто ездила на нём пассажиром, а Ксения со временем научилась управлять им самостоятельно, заводить и обслуживать.
Так, весело и приятно, пролетело лето. По мере разных поездок на скутере мне стало нравиться это дело. И я подумал, что надо открыть категорию «А» на правах, чтобы не бояться никакой полиции. На решение также повлиял другой момент. У меня была возможность покататься на мотоцикле друга (на старом «Минске»). И по своим ощущениям, и по словам друга мотоцикл более проходимый по плохому покрытию, чем скутер. Этого трясёт на каждой ямке, того и гляди поскользнётся, а мотоцикл более стабилен. В этот момент приятное времяпрепровождение уже стало обретать черты систематизированного проекта. Цель уже была довольно чётко видна, осталось пройти путь до неё. Нужно было учесть, что «покупать» права я не буду, потому что хочу научиться водить, то есть нужна мотошкола; что наступает сентябрь и моя семья переедет в город, ближе к школе; что в любой момент меня самого могут перевести с удалённого режима работы на офисный, и тогда прощай свободное время.
Откладывать было нельзя и уже в начале сентября была оформлена медсправка и найдена мотошкола для обучения на категорию «А». Критерии были такие: чтобы недалеко от дома, чтобы были неплохие отзывы об инструкторах и технике, чтобы не было слишком мало часов занятий. Так как удаленная работа пока сохранялась, я занимался по утрам и достаточно интенсивно, по 2-3 раза в неделю, чтобы максимально использовать свободное время. К тому же, по утрам реже звонят по работе. Влияло еще то, что осенью ГИБДД может прекратить приём экзаменов на категорию «А» по погодным условиям. Поэтому нужно было спешить, пока стояла тёплая и сухая погода.
По мере занятий я стал проникаться всё большим чувством к мотоциклам. Особенно, когда начало получаться. Пожалуй, на этом этапе и пришла в голову мысль, что мало одного скутера для поисков. Надо завести недорогой мотоцикл для полноценной езды. Как раз в сентябре-октябре я начал интересоваться покупкой мотоцикла, стал изучать рынок и ездить по мотосалонам. Моим энтузиазмом заразились и дети, которые тоже ездили со мной смотреть мотоциклы, рисовали их на картинках и вообще увлеклись темой. Очень помогли советы Константина Мотовилова, который сам байкер и в своё время прошёл тот же путь, что и я теперь. Так появилась новая цель.
В течение сентября удалось без помех отучиться на мотоцикле в мотошколе. С погодой везло. То время, которое находился дома, тратил на подготовку к сдаче теоретического экзамена ГИБДД. Экзамен был назначен на начало октября. «Компьютер» (теорию) сдал без проблем, а «площадка» с первого раза не далась. Повторный экзамен был назначен на конец октября, и тут случился «переломный момент». В один из выходных, тренируя «площадку» на скутере за городом, сильно навернулся («
highside») и получил небольшой перелом. Пришлось ехать в столичную больницу и ремонтировать перелом металлической пластиной.
Этот случай сильно подорвал доверие супруги к моим способностям и она из вялого сторонника превратилась в решительного противника всякой мототехники. Но тот же случай привёл и к изменению стратегии и к новому тактическому выводу. Тактический вывод: «без разминки нельзя», как в спорте. Стратегически: ясно, что все эти ошибки - следствие недостаточного умения управления техникой. Значит, надо учиться. И я решил пройти курсы контраварийной подготовки на мотоцикле - то же, что настоятельно рекомендуется и для автомобилистов. Так появилась третья цель.
«Площадку» я сдал в конце октября (гипса не было, управлять не мешало) и открыл категорию «А» на правах. Радость, разумеется, была. Все мои меня поздравляли. Но это был только первый этап. Боюсь, что жене не нравилось всё остальное, что я делал в сфере мототехники.
Дальше параллельно шло движение к двум оставшимся целям. Но, поскольку это движение было разделено во времени, можно рассказать об этом по порядку.
Сначала был выбор мотоцикла и экипировки. В конце 2020 года много ездил по мотосалонам, разговаривал с друзьями, специалистами и мастерами. Не брезговал и дельными советами из интернета. То, что покупки приходились на осень, в моём плане было хорошо. Конец года - это скидки и распродажи. Тот минус, что после покупки придётся ждать начала следующего сезона, был приемлем - нужно было подучиться. Я не торопился и копил деньги, чтобы не подкосить семейный бюджет.
Первой была приобретена экипировка, причём в такой последовательности: шлем и перчатки, затем куртка и брюки, затем сапоги и еще одни перчатки. Всё по распродаже с неплохой скидкой. Экип я подобрал для мотопутешествий: шлем LS2 модуляр, куртка и брюки Macna из топовых мембранные, сапоги Dainese мембранные. Сапоги и перчатки не супержёсткие, а помягче и поудобнее для долгих поездок. Со всеми мелочами, типа подшлемника, защиты спины и прочим необходимым вписался в 50 тысяч рублей.
Туристическую одежду я выбирал, уже зная, какой тип мотоцикла буду покупать -
туристический эндуро. Почему такой? Долго разговаривал с самим собой и сам для себя решил, что мне этот тип нравится и я буду ездить на нём. Поиски самого мотоцикла были посложнее и мнение менялось много раз. Особенно нелегко было определиться с объёмом двигателя, потому что дилемма примерно такая: «я ещё начинающий, надо объём поменьше» - «на вторичном рынке ценятся большие мотоциклы». В конце концов выбор остановился на
BMW R1150GS из Японии, без пробега по России, в очень хорошем состоянии и по карману. Покупка состоялась в начале декабря. Сезон уже закончился и мотоцикл встал на хранение до весны.
За это время были спланированы занятия по контраварийной подготовке. Еще осенью была выбрана крытая мотошкола с хорошими инструкторами и недалеко от дома. Занятия были расписаны с января по апрель, по выходным, с тем, чтобы не мешали работе и чтобы к началу сезона не было перерыва и навыки не забылись. Занимаясь своей подготовкой, подумал: пусть знающие люди научат и Ксению? Всё равно она будет ездить на скутере, а после того, как её научат ездить правильно, родителям будет спокойнее. Мама не была против, а Ксении эти занятия очень нравились!
Также зимой много времени было уделено теории - изучены книги Ли Паркса, Дэвида Хафа, просмотрены курсы Джерри Палладино и русского ресурса Moto Control. Не имея возможности совмещать чтение и практику, оставил проверку этих советов на потом, но обязательно буду применять их на практике. Также было пересмотрено множество «байкерских» фильмов. Не все из них, в том числе считающиеся «культовыми», мне понравились. На меня наибольшее впечатление произвели «Самый быстрый Индиан» (The World's Fastest Indian, 2005) и «Всё круто» (Running Cool, 1993). Фильм «Реальные кабаны» (Wild Hogs, 2007) я бы даже показал детям, чтобы вместе посмеяться, если бы не американский непристойный юмор. А вот сцены байкерского фестиваля из фильма «Всё круто» дети смотрели много раз и им понравилось, какие конкурсы устраивают байкеры, когда собираются семьями.
Мотоцикл мне уже прочно нравился. Друзьям теперь легко выбрать подарок мне на день рождения. К слову, с мотоциклами у меня никаких инцидентов не было. Да, на тренировках я ронял его пару раз, но на то это и тренировки. Само обучение мне давалось, то есть не всё плохо!
В начале апреля, когда резко нагрянула весна, сошёл снег и стало очень тепло, несколько дней потратил на перевозку мотоцикла с зимнего хранения в свой гараж и на постановку его на учёт в ГИБДД. Странно, но сложнее всего было оформить ОСАГО. Занимался этим вопросом с марта месяца и с трудом решил его в первых числах апреля. И вот могу доложить: мотоцикл на номерах и я могу в любой момент садиться на него и ехать куда захочу. Это я считаю итогом и результатом, к которому шёл так долго.
Само собой, теперь есть следующая цель. Как раньше, когда я только начинал водить автомобиль, нужно пройти тот же путь и с мотоциклом - набирать опыта и навыков. Нужно будет тренироваться - найти свободную площадку и отрабатывать упражнения, которые запомнил на контраварийной подготовке и прочитал в правильных книгах. Нужно ездить по настоящим дорогам, «налётывать часы», совершенствовать опыт. Этим и буду теперь заниматься. Очень надеюсь, что моя семья меня поймёт.