Методологический тупик формулировался просто: «Как исследователь может изучать то, что сложнее его?».
Лишь через несколько месяцев удалось «вспомнить», что выход находится «в другом туннеле», в рамках СМД-подхода. Подсказал этот выход много лет назад необычайно одаренный психолог, методолог и авантюрист Вячеслав Евгеньевич Сиротский при подготовке совместной статьи: «… замещение описания объекта моделирования описанием процесса моделирования как организации мыслительной деятельности - ход для ситуации, когда сложность описания объекта превосходит интеллектуальные способности исследователя, но он не отказывается от осмысленной последовательности действий по развитию описания модели».
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.
- От чего зависят подъемы?
- От силы отдельных людей.
- Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.
- Раньше людям не нужны были уголь, нефть или другие энергоносители. Сегодня они тратят на это большую часть заработка и мерзнут.
- Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
- Кто это - варвары?
- Варвары - люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.
- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.
- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
- Из чего же он состоит?
- Из того, что ты о нем думаешь.
- Я спрашиваю о реальности.
- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.
- А как думать о другой реальности?
- Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка летит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.
- А есть единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.
- Как ты решаешь, когда отвечать?
- Не решаю. Вопрос должен «перевариться». А ответ должен «придти». Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.
- Как увидеть знаки?
- Сначала тебе нужно научиться смотреть.
- Как ты научился?
- Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.
- Но я - преподаватель.
- Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.
- Как они передают опыт?
- В смысле?
- Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?
- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.
- То есть даже мастеров специальных нет?
- Главное - не умение, а целеполагание.
- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.
- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.
- «Куры» помешают бороться?
- Должна быть стабильность борьбы. «Куры» позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла «помощь» западной цивилизации.
- И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?
- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять-двенадцать.
- Десять дней кормят год?
- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.
- Теперь призадумаюсь. Почему так?
- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки… Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.
- Большинство болезней присходит из-за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.
- А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как стлаником?
- Они сказали мне.
- Что-то мне они ничего не говорили.
- Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.
- Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина - забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.
- Как это понимать: «обратная временная реакция»?
- Твоя наука еще до этого не дошла.
- Может ты объяснишь мне?
- Время окружает человека, как твои руки паука.
- Не понимаю.
- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.
- Правильно.
- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.
- Но человек не знает, что будет завтра.
- Умом не знает, а реакциями знает.
- То есть завтрашний день предопределен?
- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.
- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?
- Это - вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из-за завтрашних событий.
- Человек может чувствовать будущее?
- Чувства не подчинены социальному календарю.
- Не понимаю.
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств - нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
- Человек может как-то повернуть свое время назад, помолодеть?
- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.
- Что за практика?
- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.
- Но человек не может помнить все воспринятое.
- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.
- В чем секрет?
- У нас разные действия.
- В чем разница?
- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
- Какими частями?
- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.
- Но как?
- Начни это.
- Кто учит нагонять волну своей жизни?
- Человек учится сам.
- С чего начинать?
- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
- Начинать с асоциальности?
- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
- Нужно сделать карьеру, добиться признания?
- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.
- Но потом практически невозможно отказаться.
- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
- Как же жить, отказавшись от себя?
- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
- Другого пути нет?
- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.
- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.
- Как?
- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.
- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?
- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.
...
- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.
Творчество помогает понять идею самого себя.
- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.
- Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что-то делать, будет иметь доход.
- Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в развитие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь больше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.
- Если будет развиваться экологическое сознание…
- Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.
- И пусть все засоряется?
- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.
- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?
- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.
- Но социум часто заставляет человека ускоряться.
- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.
- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?
- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.
Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.
- Что ты делаешь в это время?
- Соответствую идее самого себя.
- Что за «идея себя»?
- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров…
- И что?
- Чем больше реальные Иванов-Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
- При чем здесь идеи?
- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.
- Но мне удобнее сидя.
- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.
- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание-то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.
- У человека какой-то ограниченный ритм?
- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.
...
- Смотри. (Шаман исчез и в тот же момент похлопал меня по плечу сзади.).
- Я не ожидал. Ничего не заметил.
- Так и должно быть. (Шаман захохотал.). Ты и не можешь заметить ничего вне своего спектра ритмов. Иногда лишь смутное мелькание в воздухе.
- Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.
- Ты когда-нибудь делал выбор: «Бросить или сделать волевое усилие?»
- Нет, но я понимал необходимость продолжения.
- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?
...
- Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой «самолет» не улетит дальше обычного радиуса.
Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.
- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?
- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.
- Аллегория?
- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.
- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?
- Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.
- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?
- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.
- Я думаю, могла быть такая заповедь: «Не бойся».
- Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше-выше, сам должен придумать смысл.
- Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом.
- Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.
- Язык - коллективный ум.
«Перед важным действием Шаман потирает руки над пламенем.
- Что ты делаешь?
- Увидел это у местных шаманов, сразу понял смысл и с тех пор делаю так.
- В чем смысл?
- Очищаю руки от остатков других дел».
- Ты утверждаешь, что можешь существовать одновременно в разных точках пространства?
- Для твоей реальности.
- Как это?
- Вот ползет паук. Ты ставишь на его пути руку, паук разворачивается. Ты ставишь другую руку. Для паука твои руки - два разных существа, но это - ты один: и спереди, и сзади одновременно.
- Если на меня нападают два волка, это два волка или одно существо?
- Волки, медведи и все звери - могут быть руками Духа местности. Не раздражай его, и никто не нападет.
- Человек со своей геометрией и энергетикой может передвигаться только по определенным туннелям на Земле, хотя ему кажется, что он передвигается свободно.
- Знаешь, я читал «Книгу песчинок[36]». Там сказано о туннелях, сокращающих географические расстояния.
- Неудивительно. Все хорошие фантасты-экстрасенсы. А в твоей книге сказано, что эти туннели населены?
- Нет.
- Видишь. Да люди и не могут попасть в туннели других существ просто так.
- Помнишь, ты кружил вокруг своей избушки?
- Помню. Досадно.
- Это Леший развлекался. В моменты, когда ты впадал в прострацию, он проводил тебя по своему туннелю к началу круга.
- Я, наверное, не совсем человек.
- Что ты имеешь в виду?
- Человек - член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я - член другого общества.
- Какого другого?
- Я - Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей.
- Человек постоянно думает о своих делах, потому что у него нет другой практики бытия.
- Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней?
- Нет.
- А как же ты ее строишь?
- Она сама строится моими действиями.
- Но ты же обдумывал цели своих действий.
- Только общую.
- Человек так не может.
- Естественно, потому что обычный человек думает словами.
- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на Земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны.
- Почему мы не берем ружья?
- Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо.
- Почему?
- Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчитывать только на петли.
- Всегда нужно иметь один вариант?
- Нет. Тогда ты будешь упускать шансы.
- Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один?
- Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации - не взять было бы слабостью.
- Как узнать, какая ситуация?
- Человек всегда знает это, если прислушается к себе.
- Откуда?
- Все так называемое новое знание - проявление того, что ты знаешь всегда.
- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми?
- У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.
- Лишний вес оттого, что нет полноценного общения?
- Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.
- А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.
- Это - следствия.
- Когда ты читаешь контрольные своих студентов, видишь, где неправильно?
- Вижу, но студенты не видят.
- Перестань быть студентом и в этом направлении.
- Как это?
- Просто используй все возможности своего сознания.
- Но как?
- Сам знаешь. Усваивай то, что реально, и отбрасывай то, что нереально.
- Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.
- Мистика какая-то.
- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.
- Но если мне не нужен результат?
- Не нужно было действовать.
- Что же делать?
- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.
- Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно.
- Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.
- Что делать, если ненужное действие уже совершено.
- Иногда помогает обратное действие, но редко.
- А что-нибудь помогает часто?
- Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.
- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?
- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.
- Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.
- Тогда сделай это постепенно.
- Как?
- Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.
- Сколько ждать этого?
- Думаю, что в твоем случае два-три дня.
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.
- Это дерево растет и через мир твоих предков, и через мир твоих правнуков. Потащишь туда кого-нибудь?
- Если так, то нет. Как же оно так растет во всех мирах?
- Сквозь все миры. Это и дерево твоего рода.
- Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.
- Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.
- Ты ни разу не выполнил ритуал[45] планирования.
- Возьми из пачки лист и напиши на нем «Паркером» сверху «Планирование реальных действий».
- Вы смеетесь.
- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что это даст?
- Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что мне думать о линии жизни?
- Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- И что это даст?
- Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.
- Зачем ты его ударил?
- Он был в естественном беспределе. Никто его не остановил до меня.
- Будет бояться из-за боли?
- Теперь знает, что любой человек может вдруг обернуться «своею азиатской рожей».
- Наркотики могут повышать остроту восприятия?
- Все связано. Такое повышение остроты опасно.
- Чем?
- В нормальном состоянии им в голову не пришло бы окликать нас. Инстинкт самосохранения заставил бы не обращать внимания. А так, старый инстинкт не уследил за новым восприятием.
- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
- Но он все более хорошо решает привычные задачи.
- Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
- Новые задачи нужны для мышления?
- Для всего: ума, тела, чувств.
- А тебе не тревожно?
- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.
Таким образом, ритуальные танцы, предназначение которых осознавалось как вид сотрудничества с духами, являлись, кроме этого, распространенным средством партиципативного обучения и передачи опыта.
Метод, предложенный Шаманом, был не менее прост и эффективен, чем стилевые методы бригады. Он предложил не бороться с неверным мифом, а дополнить его. С нашим дополнением миф звучал так: «Месяцы интенсивной физической работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на мужскую потенцию. Но если в это время и в первые дни в городе делать специальную гимнастику, потенция, наоборот, накапливается».
Шаман «лечит» весьма своеобразно. После снятия тяжелых симптомов он уже не лечит в традиционном смысле слова, а учит человека новому образу жизни. Такому, чтобы в нем не было места болезни. Это часто требует изменения привычек, круга общения, иногда даже изменения профессии, на что не все готовы.