В. Серкин - Хохот шамана

Jun 15, 2020 08:30





Методологический тупик формулировался просто: «Как исследователь может изучать то, что сложнее его?».

Лишь через несколько месяцев удалось «вспомнить», что выход находится «в другом туннеле», в рамках СМД-подхода. Подсказал этот выход много лет назад необычайно одаренный психолог, методолог и авантюрист Вячеслав Евгеньевич Сиротский при подготовке совместной статьи: «… замещение описания объекта моделирования описанием процесса моделирования как организации мыслительной деятельности - ход для ситуации, когда сложность описания объекта превосходит интеллектуальные способности исследователя, но он не отказывается от осмысленной последовательности действий по развитию описания модели».

- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.

- От чего зависят подъемы?

- От силы отдельных людей.

- Как узнать сильных людей?

- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.

- Раньше людям не нужны были уголь, нефть или другие энергоносители. Сегодня они тратят на это большую часть заработка и мерзнут.

- Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.

- Кто это - варвары?



- Варвары - люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.

- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.

- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.

- Из чего же он состоит?

- Из того, что ты о нем думаешь.

- Я спрашиваю о реальности.

- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.

- А как думать о другой реальности?

- Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка летит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.

- А есть единая реальность для всех?

- Только на уровне совпадения практик.

- Как ты решаешь, когда отвечать?

- Не решаю. Вопрос должен «перевариться». А ответ должен «придти». Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.

- Как увидеть знаки?

- Сначала тебе нужно научиться смотреть.

- Как ты научился?

- Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.

- Но я - преподаватель.

- Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.

- Как они передают опыт?

- В смысле?

- Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?

- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.

- То есть даже мастеров специальных нет?

-  Главное - не умение, а целеполагание.

- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.

- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.

- «Куры» помешают бороться?

- Должна быть стабильность борьбы. «Куры» позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла «помощь» западной цивилизации.

- И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?

- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять-двенадцать.

- Десять дней кормят год?

- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.

- Теперь призадумаюсь. Почему так?

- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки… Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.

- Большинство болезней присходит из-за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.

- А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как стлаником?

- Они сказали мне.

- Что-то мне они ничего не говорили.

- Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.

- Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина - забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.

- Как это понимать: «обратная временная реакция»?

- Твоя наука еще до этого не дошла.

- Может ты объяснишь мне?

- Время окружает человека, как твои руки паука.

- Не понимаю.

- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.

- Правильно.

- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.

- Но человек не знает, что будет завтра.

- Умом не знает, а реакциями знает.

- То есть завтрашний день предопределен?

- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.

- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?

- Это - вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из-за завтрашних событий.

- Человек может чувствовать будущее?

- Чувства не подчинены социальному календарю.

- Не понимаю.

- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств - нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.

- Человек может как-то повернуть свое время назад, помолодеть?

- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.

- Что за практика?

- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.

- Но человек не может помнить все воспринятое.

- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.

- В чем секрет?

- У нас разные действия.

- В чем разница?

- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.

- Какими частями?

- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?

- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.

- Но как?

- Начни это.

- Кто учит нагонять волну своей жизни?

- Человек учится сам.

- С чего начинать?

- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.

- Начинать с асоциальности?

- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?

- Нужно сделать карьеру, добиться признания?

- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.

- Но потом практически невозможно отказаться.

- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.

- Как же жить, отказавшись от себя?

- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.

- Другого пути нет?

- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.

- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.

- Как?

- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.

- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?

- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.

...

- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.

Творчество помогает понять идею самого себя.

- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.

- Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что-то делать, будет иметь доход.

- Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в развитие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь больше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.

- Если будет развиваться экологическое сознание…

-  Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.

- И пусть все засоряется?

-  Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.

- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?

- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.

- Но социум часто заставляет человека ускоряться.

- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.

- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?

- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.

Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.

- Что ты делаешь в это время?

- Соответствую идее самого себя.

- Что за «идея себя»?

- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров…

- И что?

- Чем больше реальные Иванов-Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.

- При чем здесь идеи?

- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.

- Но мне удобнее сидя.

- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.

- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание-то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.

- У человека какой-то ограниченный ритм?

- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.

...

- Смотри. (Шаман исчез и в тот же момент похлопал меня по плечу сзади.).

- Я не ожидал. Ничего не заметил.

- Так и должно быть. (Шаман захохотал.). Ты и не можешь заметить ничего вне своего спектра ритмов. Иногда лишь смутное мелькание в воздухе.

-  Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.

-  Ты когда-нибудь делал выбор: «Бросить или сделать волевое усилие?»

- Нет, но я понимал необходимость продолжения.

- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?

...

-  Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой «самолет» не улетит дальше обычного радиуса.

Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.

- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?

- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.

- Аллегория?

- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.

- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?

-  Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.

- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?

- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.

- Я думаю, могла быть такая заповедь: «Не бойся».

- Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше-выше, сам должен придумать смысл.

- Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом.

- Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.

- Язык - коллективный ум.

«Перед важным действием Шаман потирает руки над пламенем.

- Что ты делаешь?

- Увидел это у местных шаманов, сразу понял смысл и с тех пор делаю так.

- В чем смысл?

- Очищаю руки от остатков других дел».

- Ты утверждаешь, что можешь существовать одновременно в разных точках пространства?

- Для твоей реальности.

- Как это?

- Вот ползет паук. Ты ставишь на его пути руку, паук разворачивается. Ты ставишь другую руку. Для паука твои руки - два разных существа, но это - ты один: и спереди, и сзади одновременно.

- Если на меня нападают два волка, это два волка или одно существо?

- Волки, медведи и все звери - могут быть руками Духа местности. Не раздражай его, и никто не нападет.

- Человек со своей геометрией и энергетикой может передвигаться только по определенным туннелям на Земле, хотя ему кажется, что он передвигается свободно.

- Знаешь, я читал «Книгу песчинок[36]». Там сказано о туннелях, сокращающих географические расстояния.

- Неудивительно. Все хорошие фантасты-экстрасенсы. А в твоей книге сказано, что эти туннели населены?

- Нет.

- Видишь. Да люди и не могут попасть в туннели других существ просто так.

- Помнишь, ты кружил вокруг своей избушки?

- Помню. Досадно.

- Это Леший развлекался. В моменты, когда ты впадал в прострацию, он проводил тебя по своему туннелю к началу круга.

- Я, наверное, не совсем человек.

- Что ты имеешь в виду?

- Человек - член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я - член другого общества.

- Какого другого?

- Я - Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей.

- Человек постоянно думает о своих делах, потому что у него нет другой практики бытия.

- Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней?

- Нет.

- А как же ты ее строишь?

-   Она сама строится моими действиями.

- Но ты же обдумывал цели своих действий.

- Только общую.

- Человек так не может.

- Естественно, потому что обычный человек думает словами.

- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на Земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны.

- Почему мы не берем ружья?

- Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо.

- Почему?

- Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчитывать только на петли.

- Всегда нужно иметь один вариант?

- Нет. Тогда ты будешь упускать шансы.

- Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один?

- Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации - не взять было бы слабостью.

- Как узнать, какая ситуация?

- Человек всегда знает это, если прислушается к себе.

- Откуда?

- Все так называемое новое знание - проявление того, что ты знаешь всегда.

- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми?

- У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.

-  Лишний вес оттого, что нет полноценного общения?

-  Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.

- А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.

- Это - следствия.

- Когда ты читаешь контрольные своих студентов, видишь, где неправильно?

- Вижу, но студенты не видят.

- Перестань быть студентом и в этом направлении.

- Как это?

- Просто используй все возможности своего сознания.

- Но как?

- Сам знаешь. Усваивай то, что реально, и отбрасывай то, что нереально.

-   Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.

- Мистика какая-то.

- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.

- Но если мне не нужен результат?

- Не нужно было действовать.

- Что же делать?

- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.

- Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно.

- Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.

- Что делать, если ненужное действие уже совершено.

- Иногда помогает обратное действие, но редко.

- А что-нибудь помогает часто?

- Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.

- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?

- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.

- Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.

- Тогда сделай это постепенно.

- Как?

- Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.

- До каких пор?

- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.

- Сколько ждать этого?

- Думаю, что в твоем случае два-три дня.

- И что потом?

- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.

- Это дерево растет и через мир твоих предков, и через мир твоих правнуков. Потащишь туда кого-нибудь?

- Если так, то нет. Как же оно так растет во всех мирах?

- Сквозь все миры. Это и дерево твоего рода.

- Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.

- Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.

- Ты ни разу не выполнил ритуал[45] планирования.

- Возьми из пачки лист и напиши на нем «Паркером» сверху «Планирование реальных действий».

- Вы смеетесь.

- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- Что это даст?

- Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- Что мне думать о линии жизни?

- Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

- И что это даст?

- Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.

- Зачем ты его ударил?

- Он был в естественном беспределе. Никто его не остановил до меня.

- Будет бояться из-за боли?

- Теперь знает, что любой человек может вдруг обернуться «своею азиатской рожей».

- Наркотики могут повышать остроту восприятия?

-  Все связано. Такое повышение остроты опасно.

- Чем?

- В нормальном состоянии им в голову не пришло бы окликать нас. Инстинкт самосохранения заставил бы не обращать внимания. А так, старый инстинкт не уследил за новым восприятием.

-  Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.

- Но он все более хорошо решает привычные задачи.

- Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…

- Новые задачи нужны для мышления?

- Для всего: ума, тела, чувств.

- А тебе не тревожно?

- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.

Таким образом, ритуальные танцы, предназначение которых осознавалось как вид сотрудничества с духами, являлись, кроме этого, распространенным средством партиципативного обучения и передачи опыта.

Метод, предложенный Шаманом, был не менее прост и эффективен, чем стилевые методы бригады. Он предложил не бороться с неверным мифом, а дополнить его. С нашим дополнением миф звучал так: «Месяцы интенсивной физической работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на мужскую потенцию. Но если в это время и в первые дни в городе делать специальную гимнастику, потенция, наоборот, накапливается».

Шаман «лечит» весьма своеобразно. После снятия тяжелых симптомов он уже не лечит в традиционном смысле слова, а учит человека новому образу жизни. Такому, чтобы в нем не было места болезни. Это часто требует изменения привычек, круга общения, иногда даже изменения профессии, на что не все готовы.

отжим, книги

Previous post Next post
Up