8000 по земле. Ч. 3

May 29, 2010 21:55

На утро, когда я встал (а погода выдалась на радость хорошей, солнечной), чуть поодаль крестьяне косили траву, занимались сельхозработами - и пока приводил себя в порядок, собирался, наблюдать за ними было даже приятно. Не с той позиции, что «можно вечно смотреть, как кто-то работает», а с позиции путешественника, который наблюдает быт, для местного населения такой обычный, а со стороны - просто картину можно писать, пастораль.
Первым с утра меня забрал водитель КамАЗа, перевозившего асфальт. Подвез не очень далеко, но запомнился своей общительностью и доброжелательным отношением.
Здесь надо признать, что дороги в России ремонтируются. Но каков принцип этого ремонта - не знает, наверное, никто. Идет дорога яма-на-яме, что для России весьма характерно, - и вдруг ни с того ни с сего начинается участок ремонта. Потом ремонт заканчивается, и вместе с ним резко заканчивается нормальная дорога. Уж насколько российские водители проклинают свои дороги - пером не описать. Причем, что приятно, абсолютное большинство дальнобойщиков, поездивших по СНГ (Европу в расчет не беру), признает одними из лучших дороги белорусские. Это можно было бы воспринять как реверансы в сторону Беларуси и извечное «хорошо там, где нас нет», если бы самому качество дорог не довелось сравнивать. Да, есть в России хорошие дороги, но это - отдельные участки, пусть и не такие маленькие. Крупные магистрали еще можно сравнивать, по внутренним же дорогам однозначно лучше ездить в Беларуси.
Далее по дороге до Саратова надо отметить г. Борисоглебск. Несмотря на название, казавшееся многообещающим (по крайней мере, мне) в части старины, город показался достаточно обычным для тех мест. Запомнился бабушкой, залезшей в автобус, в котором ехал и я. Бабушка была уже старенькой, сначала залезла в автобус, а потом стала выяснять, как ей доехать «до дач». Причем ориентиром у нее было только «за кладбищем». Автобус ни к какому кладбищу не ехал, бабушка все твердила, что ей так объяснили, другие бабушки развернули бурную полемику, где же эти дачи могут быть, а водила стал потихоньку выходить из себя. Но автобус свернул, я вышел, и конец этой истории остался за кадром.
На выезде из Борисоглебска мое внимание привлекли военные самолеты-истребители, периодически пролетающие чуть ли не прямо надо мной, очень низко. Пролет пятого или шестого даже снял на видео. Как потом мне объяснили, где-то недалеко есть военная авиабаза.
Проехав не очень большое расстояние, застопил деда на «лидере российского автопрома»… Да-а-а, такие драйверы, конечно, тоже должны встречаться по пути, но пусть они встречаются как можно реже! И не мне. Всю дорогу (а ехали мы с дедом долго, километров с 200, почти до самого Саратова) он меня увещевал: «Не занимайся херней! Какое еще путешествие! Родители волнуются! Счас доедешь до Саратова и садись на поезд, езжай домой» - и почти 3 часа в этом духе… Мои попытки поговорить на другие темы особого успеха не имели, дед молчал, а потом заводил свою волынку. Я реально задолбался слушать его нытье, но решил дотерпеть - дед вез все же достаточно далеко, да и выглядел хоть и занудным, но каким-то безобидным. «Советским», что ли. Пришлось даже немного подремать, чтобы скоротать время. Доехали до саратовской объездной, дальше деду было налево, он в последний раз сказал про вокзал и скрылся за горизонтом. Надеюсь, в моей жизни я больше его никогда не встречу.
Следующий драйвер был не менее своеобразным. Тоже пожилой человек, он ехал в Саратов, довез меня до центра, а по пути рассказывал про встретившиеся местные достопримечательности. Он оказался антисемитом, поэтому я «узнал» про планы жидов на мировое господство; про так называемый «Протокол сионских мудрецов», текст которого ему якобы показывали православные священники; про то, почему В.И. Ульянов-Ленин учился в Казани; про то, что евреи занимают в Саратове руководящие посты; и вообще - про то, «кто виноват». Осматривая достопримечательности из окна автомобиля, я был доставлен в центр Саратова.
При себе была карта исторического центра (как, впрочем, и многих других городов по маршруту), однако необходимые улицы почему-то упорно не хотели попадаться, хоть их расположение было на первый взгляд очевидным. Плюнув, пошел прямо к набережной, благо ее ориентировочное нахождение было мне указано «антисемитом» при высадке из машины.




Сама набережная оставила среднее впечатление: есть как приятные зеленые уголки со скамеечками, так и, например, провалы в асфальте, а также ресторан под названием «Шансон».


 
  


На улице, параллельной набережной, встретился магазин, напомнивший до боли знакомую остановку на минском маршруте 44-го автобуса: назывался он «Минск-Атлант». Позже в Саратове мне встретился еще и троллейбус, своей раскраской рекламирующий этот же магазин и вещавший, что на холодильники «Атлант» действуют «3 года гарантии», а на стиральные машины, оказывается, - «2 года гарантии и 3 года бесплатного сервиса». Этот факт позже дал повод, отвечая на вопросы россиян типа «А что в Беларуси производят?», к нац-брэндам МТЗ-МАЗам-БелАЗам добавлять еще и холодильники. :)


  


Из достопримечательностей были осмотрены: памятник Ю.А. Гагарину, который (не памятник, а Гагарин) после своего легендарного первого полета в космос приземлился недалеко от Саратова (а точнее - от г. Энгельс, который стоит на противоположной стороне Волги и соединяется с Саратовом несколькими мостами длиной до 14 км); большое красно-белое, явно дореволюционное здание (по инфе из Интернета там размещается управление РУЖД); некая, также красно-белая, церковь. При этом здания так и норовили спрятаться от фотоаппарата за деревьями и троллейбусными проводами.
Вообще, Саратов, как и Воронеж, был осмотрен мельком, но ощущения, что не увидел чего-то очень интересного, у меня не оставил.
Разузнав, как проехать до Энгельса на противоположную сторону Волги, купил на автобусной остановке пива. Вообще, люблю в путешествиях пить именно местное пиво (естественно, в разумных количествах :). В саратовском ларьке имелся единственный местный сорт под ностальгическим названием «Жигулевское». Что интересно, приобретал пиво с таким названием и в других российских городах, и везде оно было одинаково не очень вкусным. «Местное» пиво в России практически не составляет конкуренции раскрученным брэндам.
Переезжая мост, из окна автобуса полюбовался Волгой. Оказавшись в Энгельсе, отметил его «космический» колорит, явно связанный с уже упомянутым мной приземлением Гагарина. Например, длинный бетонный забор был на всем протяжении разрисован (по всей видимости, школьниками) на тему полета в космос.
Сделал одну пересадку и выехал из города. Взял парень на «Газели», перевозивший большие бочки с машинным маслом в свой колхоз. Бочки эти по правилам везти ему было нельзя, и по этому поводу он немного стремался. Много рассказывал про свою нелегкую жизнь: армия, возвращение домой, отсутствие хорошей работы, женитьба, беременная жена, небольшая зарплата водителя в колхозе, да еще и год засушливым выдался… В общем, тоска по жизни. Но сам по себе парень (назвался Саньком) душевный: предложил остановиться у магазина, чтобы я мог что-нибудь купить, и яблоками угостил.
Еще когда мы с ним ехали, я понял, что дорогу в выбранном мной направлении оживленной не назовешь. Машин по удалению от Саратова становилось все меньше - большинство из них постепенно сворачивали в свои райцентры. В месте, где меня Санек высадил, была уже реальная степь. Подъехал еще немного с семейной парой - до следующего поворота на ближайший город.
Дело клонилось к вечеру, но на мое автостопное счастье недалеко от места, где я вышел, остановилась фура DAF с украинскими номерами. Подойдя к ней, спросил у водителя насчет добраться с ним до границы, естественно, при условии, что там выйду (случай, когда не стопишь на трассе, а спрашиваешь у остановившихся по своим делам, - тут лучше заранее уверить, что проблем с тобой у водителя не возникнет). Тот посмотрел слегка недоверчиво, но согласился - конечно, мол, выйдешь. Оказалось, у него выгнало масло, почему он и остановился. Для того, чтобы ехать дальше, по пути нужно было искать масло. Звали водилу Игорем, сам оказался из Одессы, «шел» на Казахстан с каким-то оборудованием. В пути он мне поведал про свою дальнобойную жизнь, - у дальнобоев всегда историй полно. На провокационный вопрос «Одесса - это Украина восточная или западная?» Игорь не задумываясь ответил: южная. :)
Доехали до, как нам показалось, границы, где я, как и говорил Игорю при посадке, вышел и пошел пешком. Но это была вовсе еще не граница, а всего лишь милицейский кордон. Здешние менты мне «посоветовали» взять такси, чтобы доехать уже до самой границы, так как, якобы, если пойду пешком, могут быть вопросы с погранцами. Походу, это у них тут бизнес такой. Про такси, конечно, не могло быть и речи, но минимальный трафик и солнце на закате заставили призадуматься.
Долго думать не пришлось. Слова «Игорь, выручай» (он в это время общался с водителями других фур и уехать не успел) сделали свое дело, и украинец с белорусом «пошли» на Казахстан. На самой границе речь про пеший переход уже не велась, отношения были почти приятельскими. Здесь познакомился с интересным нововведением - досмотром автомобиля (грузового) через рентген-аппарат. Специальное передвижное устройство на базе грузовика «Mersedes» движется вдоль фуры и сканирует ее. Водителю при этом могут показать на компьютере любую внутреннюю часть машины в разрезе. Предупреждение: если есть с собой пленочный фотоаппарат, его надо доставать - пленка засвечивается.
«Просветили» и мой рюкзак, только на устройстве поменьше. Были замечены нож (который пришлось достать и показать; учитывая длину его лезвия в 15 см, я даже немного опасался, но вопросов не возникло) и монеты в бумажнике. Монеты оказались динарами, оставшимися еще с моей поездки в Сербию, а проверяющий таможенник - нумизматом: все остались довольны :)
После этого я опять переместился в кабину DAFа, а Игорь еще долго оформлял какие-то документы на казахской стороне. В общем, переход границы занял всю ночь, и поспать нам практически не довелось, разве что я с полчаса покемарил. Наконец, в четыре-полпятого утра мы границу прошли. Одно из самых интересных впечатлений путешествия: ранним утром наблюдать из кабины грузовика восход солнца в голой казахской степи, при этом поедая настоящий украинский борщ. Борщ Игорь сам варил в Одессе - и это была вещь!



Потом драйвер покемарил минут 10, и мы поехали дальше. Надо сказать, что это было жестко - на сон клонило обоих. Благо, в 5 утра на трассе не было почти никого, а сама трасса - посреди ровной степи. С другой стороны, однообразная дорога - это еще хуже. И один раз Игорь все-таки заснул на мгновение - машину (груженую фуру!) вильнуло так, что я этого не забуду никогда…
Доехали до Уральска. Игорю нужен был обменник, но было еще рано. Поэтому он лег спать, а я с ним попрощался и продолжил свой путь.
Уральск (по-казахски - Орал) я не смотрел, да и, судя по имевшейся у меня информации, смотреть особо было нечего. Прошел пешком от места, где мы с Игорем остановились, до выезда из города, интересного ничего не заметил.


  

На выезде, когда уже стал на трассу, отметил проходящую мимо женщину в мусульманских одеждах.


  


Невесть откуда взялся и подошел ко мне подозрительного вида разговорчивый казахский старичок в ермолке, который явно имел целью чем-нибудь от меня поживиться, а посему моего внимания получил не много. Поняв расклад, старичок ретировался.
Первый остановившийся драйвер оказался человеком общительным, и оставил даже свой телефон на случай, если буду возвращаться опять через Уральск. Что в этом путешествии, правда, было исключено.
Дальше пошло по-мелкому - подвозили на 5-10-20 км. Транспорта было не много, но зато вероятность «застопить» была больше.
Один водитель сказал, что возьмет, только надо заехать в деревню забрать какую-то женщину и муллу. Заехав же в эту деревню, оказалось, что и женщина, и мулла уже уехали. Чтобы не зря ехать, водитель зашел в колхозную контору и забрал свою зарплату. Кстати, на здании конторы вверху при помощи кладки из кирпича было выложено слово «Минск» и год постройки. Видно, ее в 70-е здесь белорусы строили. Рядом была доска объявлений, тоже интересная - среди казахских слов в объявах попадались непереводимые, судя по всему, русские слова, такие как «комиссия» и «полиция».




А так деревня была вполне похожа на белорусскую: те же колхозная система, ферма и свалка мусора… Только природа другая. Вообще, какая-никакая древесно-кустарниковая растительность в этой местности имеется преимущественно вдоль дорог (искусственные посадки) и рек, остальное же - степь.
Дальше мое передвижение шло такими же короткими отрезками, приходилось постоять. Некоторые не соглашались брать бесплатно. Нашел на дороге 52 тенге (сначала 50 одной монетой, потом еще 2), но на мое предложение этих денег только руками замахали - слишком мало, мол. Действительно (потом узнал), 1 тенге стоит около 0,2 российского рубля, следовательно, 52 тенге - около 10 рублей российских или 950 белорусских. Зато теперь у меня есть 52 тенге, авось еще какой нумизмат-таможенник попадется :)
В одном месте мной очень заинтересовались местные пчелы в большом количестве, пришлось вести себя смирно и воздевать (медленно) руки к небу с просьбой остановить машину. Просьбы были услышаны, меня довезли до поворота в сторону границы, но одна пчела даже туда со мной доехала.
С удовольствием прошелся до границы пару км, благо погода весь день радовала. Завидев меня, узкие глаза казахских пограничников-таможенников делались большими - такие «пешеходы», как я, там явно являются редкостью. Что ж, приятно делать открытия (себе и людям), пусть они и небольшие.
На выходе почти сразу взяли двое «лиц кавказской национальности» на небольшом грузовике. Оказалось, они пытались провернуть хитрый ход с регистрацией: без регистрации в России можно находиться какой-то промежуток времени (месяц, что ли), так вот чтобы этот промежуток продлить, надо просто выехать за границу и сразу снова въехать - отсчет будет вестись с нуля. У одного из них это не получилось - паспорт был испорчен (порван) и его выпустить за границу отказались.
В Оренбурге я был около шести вечера…

Оренбург, по-сравнению с моим последним приездом туда, весьма изменился, причем в лучшую сторону. Такой же пыльный (никуда от этого в степи не деться), но мусора почти нет, благоустройство активно ведется. Говорят, это связано с приходом к власти нового мэра города.
27-го июня в России является Днем молодежи, поэтому прогуляться по городу было прикольно. Концерты, конкурсы, танцы и т.п. 27-го марта явно будет здесь днем повышенной рождаемости. :)
В отношении архитектуры тоже есть что посмотреть: православные церкви, мечети. Крепость, в которой держали Емельяна Пугачева. Парк военной техники. Памятники: Неплюев (основатель Оренбурга), Пушкин, Даль, Чкалов (который в Оренбурге-то и не был никогда), Муса Джалиль (поэт, герой Великой отечественной, казненный в Моабитской тюрьме), не говоря про Ленина. Нашел даже старообрядческую церковь, ничем, правда, с виду не примечательную.


  


Легенда:
Водил в давние времена хан свой народ по степям и жил его народ не зная бед, но когда умер хан, двое его сыновей разделили весь народ на две части. Старший пошел на запад, а младший на восток. Через несколько лет они встретились в том же месте, откуда и ушли они после смерти отца. Старший брат увеличил свой народ и сделал его сильней, младший не смог добиться этого и решил ночью напасть на своего брата, чтобы после его убийства стать предводителем сильного войска. Но об этом узнал человек, близкий обоим братьям и предупредил старшего об опасности. Ночью никто не спал, но в одном из лагерей сделали так, чтобы горели ослепляющие костры, а вокруг них были вкопаны копья. Так за ночь погибли все люди, пришедшие с Востока, и был наказан младший брат. Сильный народ пошел в новый путь, не похоронив погибших. Через много столетий на этом месте стали закладывать Оренбург и наемники, найдя кости, первыми и сказали, что Оренбург построен «на костях»...

Интересно было посмотреть главную мечеть - «Каруан hарай» - с высоким минаретом. Рядом висела шильда «Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области».


  
  


В изначальных планах было после Оренбурга ехать в Аркаим (Челябинская обл.). Случайно встретил в Оренбурге человека из Челябинска, преподавателя в сфере культуры, который был в Аркаиме некоторое время спустя после его открытия (начало 90-х). Какого-то восторга от этого места он явно не испытывал. Поэтому все сложилось к тому, чтобы ехать на Уфу, где я до этого был только проездом.
На трассу стал уже ближе к вечеру, но доехал почти до самой Уфы. В пути был приглашен на ночлег в дачном поселке под Уфой, от чего не отказался. Татары (а в Башкирии, столицей которой является Уфа, татар больше, чем башкир) Руслан и Эльвира оказались весьма гостеприимными хозяевами ;)
Previous post Next post
Up