8000 по земле. Ч. 2

May 29, 2010 20:55

Уже в первый вечер я был под Гомелем.
Подвозивший часть пути литовец оказался человеком, занимающимся бизнесом по закупке дикорастущих ягод (как будто моя работа все не хотела меня отпускать :), а потому нам было о чем поговорить. Как оказалось, его фирма в последнее время стала с белорусских ягодных мест перебираться на российские. Причина - если местный белорусский чиновник не захочет давать разрешения на закупку ягод, руководствуясь какими-то интересами, - то он его и не даст, не слишком вдаваясь в законы, которые только на бумаге декларируют равные условия для всех. Хочешь - судись, авось и отсудишь свои права на заготовку, да только к тому времени и снег ляжет. Да и отдельные конкуренты действуют порой не совсем порядочными способами - это бизнес.
Гостеприимный литовец предложил даже ночлег на загородной базе своей фирмы, куда он ехал, но пришлось отказаться - до заката еще было время, да и сидеть на базе в Беларуси в самом начале путешествия, когда впереди предполагалось столько интересного, не очень хотелось.
Под Гомель приехал уже ближе к полуночи, на грузовике, везшем из Минска торговый реквизит (палатки, навесы и т.п.) для праздника, именуемого в народе «Три сестры». Ежегодно это празднество проходит недалеко от точки схождения границ Беларуси, Украины и России, поочередно на территории каждой страны. В этом году была очередь Беларуси. По утверждению водителя, эти торжества обычно проходят весело, но тут уж - кому что надо для веселья. Меня, например, выступления самодеятельных коллективов и массовые алко-гуляния с поеданием шашлыка привлекают мало. И хотя конкретно о «Трех сестрах» судить не берусь, так как там не бывал, но что-то мне подсказывает - это не исключение. Интересная деталь: на празднике, который длится несколько дней, дежурит милиция из всех «сестер», а нагулявшихся «братьев» сортируют по их гражданству и разбираются каждый со своими. Впрочем, в вытрезвитель «не содют», а разводят по домам.
А еще сей водитель утверждал, что на Гомельщине (в Октябрьском, что ли, районе) есть деревни настолько глухие, что во Вторую мировую войну там и немцев не видели. Интересный факт, но здесь и далее будем иметь ввиду, что многие водилы сбрехать не прочь :)
Еще как раз на слуху была природная стихия, накрывшая незадолго до этого Гомельскую область: сорванные ветром крыши, поваленные деревья, крупный град и ливни. Вообще в этом регионе и в это время непогода была злободневной темой для разговора. Позже один парень из Буда-Кошелево рассказал, что у него в машине от града треснуло лобовое стекло и он был в этом далеко не единственным. Во как.
Первая ночь в палатке, хороший сон... Вообще в этом путешествии решил сделать принципом спать до тех пор, пока хочется, поднимая свое тело будильником только в исключительных случаях. Судя по моему дальнейшему самочувствию, организму однозначно понравилось: чувствуешь себя отдохнувшим, и в машинах на сон не клонит - бодрячком, короче.

На следующее утро граница с Украиной казалась такой близкой (до нее было около 30 км), но оказалась весьма далекой - объехав по-быстрому Гомель по объездной дороге, на повороте в сторону границы пришлось постоять уже часа эдак со два. Забегая вперед, скажу, что это было, наверное, самое длительное из немногих подобных по продолжительности зависаний на трассе.
Но вот, наконец, и граница. Здесь ждала одна из не очень приятных неожиданностей - планируемый SMS-роуминг никак не хотел включаться. При этом все операторы (естественно!) оказались заняты, а услуги по запросу информации в автоматическом режиме - по неизвестным причинам не доступны. В общем, немного подождав, решил я на роуминг забить, о чем, впрочем, в дальнейшем жалеть не пришлось.
Благополучно миновав границу (на границе нужно заполнять миграционную карту, поэтому я тут же на месте решил, что еду в г. Киев на ул. Зеленая, 12-14 :), двигаться дальше выпало тоже с белорусом. Радио у него в машине отказывалось нормально ловить все украинские каналы, кроме, почему-то, трансляции заседания украинской Верховной Рады. За непродолжительное время, пока не надоело все это слушать, одному из выступавших депутатов успели отключить микрофон, так как он начал выступать не по теме обсуждения. Вопрос из разряда риторических: интересно, как часто подобное происходит в белорусском парламенте? У нас - «одобрямс», у них - «демократический процесс» сильно смахивающий, правда, на бардак. Про украинских депутатов от самих украинцев (география: Черниговская обл., Днепропетровск, Одесса, Житомир) я слова доброго не услышал, равно как и про троицу «Ющенко-Тимошенко-Янукович». Им, говорят, вся Украина готова скинуться, чтобы они вместе со всеми своими родственниками куда-нибудь за границу уехали и больше никогда не возвращались. Vox populi vox dei, как говорится.
По дороге один драйвер-украинец предложил, на пару километров отклонившись от моего маршрута, заехать в г. Батурин, где создается так называемый Национальный историко-культурный заповедник «Гетьманська столиця». Как выяснилось, основной объект (цитадель) практически новый, но сделан интересно.




Сторож по просьбе драйвера позволил посмотреть цитадель внутри, хотя она уже была закрыта для посещений ввиду позднего времени.
Первым вопросом сторожа (да и вообще очень многих, кто встречался мне в пути) был: «Як там батька?» Надо признать, что, как в Украине, так и в России, «батьку» многие уважают, и, прежде всего, за то, что «не распродал наследство, доставшееся Беларуси от СССР». Оставлю это без комментариев, но здесь надо сделать скидку на то, что про «батьку» интересовались в основном как раз те, кто его поддерживает. Да и возраст их делал понятной ностальгию по «союзу нерушимому».
Кроме цитадели, в Батурине есть много старинных зданий (одно из которых является чем-то вроде резиденции президента Украины), а также интересных памятников. Надпись под одним из памятников (украинские казаки обсуждают какой-то документ с человеком, похожим на Петра I) гласит: “Та не згіні в Украіні і щастя і воля. Хай нам браття молодіі усміхнеться доля”. Короче, в Батурин заехал не зря.


  
  





В целом же относительно короткий участок пути по территории Украины был пройден в течение одного дня. Диалог с украинским таможенником на выезде цитирую:
- Добрый день!
- Откуда идешь?
- Из Беларуси.
- Слышу, что из Беларуси, - “добры дзень”. Бульбу в рюкзаке везешь?
- Вот чего нет - того нет.
- А портрет батьки?
- Тоже нет.
- Ну, тогда проходи. :)
Пока зашел (именно зашел) в Россию, начало темнеть. Сразу стало на час позже.
Проанализировав карту, решил не завязываться на путаных дорогах напрямую на Курск и сделать небольшой крюк через Орел - дорога показалась более понятной. Особенно до Орла: фактически это отрезок трассы в направлении Москвы, а в России трассы, радиально расходящиеся от столицы, считаются самыми оживленными. Вспоминаем один из постулатов стопа: самая короткая дорога - далеко не всегда самая быстрая.
Остановившийся молодой парень на навороченном “Volvo” ехал до Москвы, там ему надо было быть к утру. Как это часто бывает, основным мотивом, побудившим его взять попутчика, являлась необходимость с кем-то поговорить и отогнать сон.

Здесь сделаю небольшое отступление. Многие считают автостоп ездой “на халяву” - но это не совсем так, а вернее - совсем не так. Халява, ИМХО, - это возожность получить что-то, при этом ничего взамен не отдавая и не прилагая к этому усилий.
Но когда пуьтешествуешь автостопом и стоишь на трассе с вытянутой рукой, ты не просишь кого-то тебя подвезти (чаще всего тебе и разницы нет, насколько далеко вам будет по пути) - ты предлагаешь совершить взаимовыгодное действие. Твоя цель понятна, мотивы же драйверов - упомянутая необходимость не уснуть, желание просто с кем-нибудь поговорить, внутреннее стремление чем-то помочь другому человеку, а также удовлетворение интереса типа “откуда в этой глуши взялся странный человек с таким здоровым рюкзаком и куда это он идет на ночь глядя под проливным дождем?” А еще, зачастую, желание пообщаться с единомышленником, ведь опыт туризма (пусть даже не автостопа) на самом деле есть у многих.

В общем, заезжаем со шведом на “Москвиче”… тьфу ты! - с москвичем на “Volvo” :) на заправку - и вперед. Он, оказывается, возвращается из Молдавии (это он так называет Молдову - будем уважать самоопределение других народов), откуда родом у него жена и где он строит себе дом. В Молдове, конечно, очень классно - солнце, вино, молдованки… Моря как такового нет, но фактически выход к нему есть - морские суда доходят до Молдовы по Днестру. Все дешево: участок земли с виноградником, работа строителей - не буду называть цифры, но и по белорусским-то меркам дешево, а по московским - вообще копейки.
Беседуем, разговор заходит про Курскую магнитную аномалию - на пути должен быть г. Железногорск. Должен быть, но драйвер, мотающийся в Молдову и обратно несколько раз в год, такого почему-то не помнит… Начинаю обращать внимание на названия проезжаемых населенных пунктов, сравнивать их с картой - и делаю для себя весьма неожиданное открытие: еду не на Орел, а на Брянск, т.е. практически в направлении Беларуси! Вот те на, товарищ автостопщик!
Оказалось, указатель направлений Брянск-Орел стоял как раз при выезде с заправки. Но я его не заметил, и больше не из-за того, что было темно или отвлекся, - больше из-за уверенности (самоуверенности!) в совпадении наших с москвичем дорог.
Как бы то ни было, пока неувязка обнаружилась, была пройдена половина пути до Брянска и выходить уже не имело смысла - легче было доехать до брянской объездной, а оттуда ехать на Орел. Поэтому через какое-то время, попрощавшись, на повороте на Орел я и вышел. Около часу ночи, в дождь.
Найти место для ночлега оказалось делом непростым, пришлось еще с полчаса пошариться по окрестным кустарникам, которые в большинстве своем оказались заболоченными. Но кое-как устроился, а когда вещи сухие, то спать в палатке под дождем очень даже приятно.

Под утро дождь кончился, а застопить машину оказалось делом недолгим, причем сразу до Орла. Ехал с человеком, имеющим бизнес по установке дверей, и в Орле он меня пригласил выпить кофе на его офисе. Офис оказался пунктом оформления заказов в местном торговом центре. Работающая там девушка сделала кофе, но отнеслась весьма недоверчиво к челу (т.е. ко мне), непонятно откуда приведенному с утра ее шефом. Тем более, что чел был небрит и его китайская обувь была не очень чиста. И даже, скажем прямо, грязна. :) Как бы то ни было, выпить горячего кофе с утра всегда приятно.
Потом я еще зашел на случайно встреченный пункт почтовой связи, где оказался в наличии выход в Интернет, и Орел покинул. Из окна городского автобуса достойных упоминания достопримечательностей отмечено не было. Они, в чем я убежден, там есть, но времени на их поиск решил не тратить.
По дороге до Курска стал чувствовать, что как будто бы заболеваю - нá тебе! В самом начале пути! При следующей же остановке пришлось проглотить две таблетки аспирина. Не знаю, это ли помогло, а может, я и вовсе ошибся в своих ощущениях, но дальше чувствовал себя нормально.
Перед самым Курском остановился парень - сам из Москвы, родители живут в Курске, но один из родителей родом из Витебска. Поэтому моя экскурсия по Курску превратилась в автоэкскурсию с выездом к посту ГИБДД в сторону Воронежа. И это был неплохой вариант, так как в целом достопримечательности Курска заслуживают в основном внешнего осмотра (да не обидятся на меня достопочтенные куряне - такой вывод для себя я сделал по информации, добытой из Интернета). Плюс время на выезд из города тратить не пришлось.




Следующий город, Воронеж, был фактически первым городом, который я протопал ножками и посмотрел. Прошелся к набережной Дона, по дороге увидел парочку колоритных домиков. Достопримечательности набережной - высокий памятник в честь строительства в Воронеже Петром I азовско-черноморского флота, а еще - старинная церковь.


  



  



  


Честно говоря, думал в этом городе больше чего посмотреть, в том числе, почему-то, памятник Котенку с улицы Лизюкова хотелось глянуть, но времени на это было немного - к выходным надо было быть в Оренбурге.
Ночь застала не так далеко от Воронежа - недалеко от небольшой речки за какой-то деревней, названия которых в памяти не сохранились.
Previous post Next post
Up