"Привоз" и "Дон Жуан"

May 05, 2012 11:41


«Привоз» оказался вполне заурядным рынком, недешёвым и очень грязным. В центре Москвы на улицах по выходным уже овощи стоят дешевле, да и качество этих овощей намного выше. Мясо даже не рассматривал. Зашёл только в мясной павильон, полагая, что там будет свежо и удастся от жары передохнуть, и тотчас же пожалел о своей опрометчивости. Свежо в мясном павильоне не было.


Побудило же меня на этот самый «Привоз» отправиться (вообще-то я не имею привычки по приезде в очередной город отправляться первым делом на продовольственный рынок) обстоятельство весьма примечательное. Дело в том, что вокруг гостиницы, где я остановился, наблюдается необычайное скопление настоящих гастрономических бутиков. Цены как в Москве на обычную еду, но только еда более качественная. В первый же вечер отправился купить чего-нибудь поесть, но не обнаружил ничего подходящего, кроме пармской ветчины, и наконец-то понял, что такое пармская ветчина. У нас товарищ один часто её берёт в «Елисеевском» и потчует при совместных возлияниях. Ну неплохо, конечно, но жир я стараюсь всё-таки не есть, а тут, отковыривая его, случайно палец облизнул, и вкус оказался совсем не таким, как вкус жира в ветчине. Сливочно-ореховый такой вкус. Чудо просто. Дальйнешее обследование квартала на предмет продовольственных магазинов попроще (мне сейчас приходится сильно экономить) успеха не принесло, зато результатом его стало обнаружение ещё массы таких вот милых магазинчиков, так что я решил-было, что Одесса вообще столь чудесный город, что здешние жители едят исключительно высококачественные фермерские продукты. Комплексный обед в грузинском ресторанчике и ужин в дешёвой греческой забегаловке ещё больше укрепили меня в мысли о наличии поблизости чудесного источника недорогих и свежих продуктов, и единственным предположением было, что этот источник - и есть «Привоз». Увы, предположение не оправдалось.

Зато полностью оправдались ожидания от посещения оперного театра. По пышности оформления зал ничуть не уступает отреставрированному залу Большого театра, только вот занавес какой-то аляповатый и производит впечатление бедности. Зато акустика несравнимо лучше, и чем на обеих сценах Большого, и чем в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Про голоса артистов, готовясь к поездке, прочитал немало ругани - она абсолютно безосновательна. Отлично поют. И оркестр отлично звучит.

Вчера оказался на одном из премьерных показов оперы «Дон Жуан» в постановке народного артиста России режиссёра Юрия Александрова. Московского постановщика пригласили сюда специально, чтоб приобщить местную публику к актуальной оперной режиссуре. Увы, этот выбор оказался неудачен. Особенно это заметно в сравнении с черняковской постановкой, ещё довольно свежей, которая в Большом идёт. Александров тоже вот попытался сюжет осовременить и Дон-Жуана выставить жертвой, потому сравнения с работой Чернякова (на мой взгляд, кстати, тоже не самой удачной) напрашиваются сами собой.

В обеих постановках смысл происходящего на сцене адекватно понять невозможно без ознакомления с режиссёрскими ремарками. Не берусь судить, является ли это недостатком, или просто допустимой особенностью. Черняков решает проблему просто - всё, что зрители должны прочесть для правильного понимания транслируется по ходу спектакля в виде титров. Ну так, если кто буклет не купил и заранее не ознакомился. Александров сделать этого не догадался, хотя в одесском театре это было бы необходимо - публика тут не такая богатая и буклеты приобретают лишь единицы, остальные же пребывают в полном неведении и недоумении.

Александрову в своих примечаниях приходится специально указывать, что история разворачивается «совсем недавно в элитном отеле одного из прославленных европейских курортов», поскольку ни по декорациям, ни по костюмам этих обстоятельств понять совершенно невозможно. У Чернякова же всё всегда понятно без дополнительных комментариев, а костюмы с декорациями таковы, что это почти всегда действительно «недавнее», в сравнении с возрастом оперы, прошлое - так одеваться и в таких интерьерах жить люди могли и 40-50 лет назад, и сечас могут, и выстроить всё так, конечно же, требует от художников большого мастерства. Костюмы в одесской постановке - это обычные уродливые театральные одеяния, по которым эпоха, конечно же, тоже не считывается, но не потому, что так и раньше одевались, и теперь, а потому, что никто и никогда такого безобразия, находясь в здравом уме добровольно носить не станет. И зачем такое шить? Оформление сцены в александровской постановке подозрительно напоминает ещё более свежий спектакль Большого театра - «Кавалер розы», но только уж скопировано совсем грубо и безыскусно. В таких костюмах и таких декорациях артистам не очень понятно, как себя вести, а потому порой хочется просто закрыть глаза и слушать, как играют и поют, а играют и поют хорошо, так что в плане «просто послушать» тут было даже более качественное исполнение, чем в рядовых спектаклях Большого. Поэтому, претензии по спектаклю не к одесскому театру, а к режиссёру, которого звали показать новое качество работы, а получили прискорбную халтуру.

И ещё, особенно в сравнении с московскими музыкальными театрами, очень порадовала публика: ажиотажа с билетами нет, купить всегда реально, причём, цены вполне доступные, так что для местной публики поход в оперу - это просто форма досуга интересного, безо всяких совершенно ненужных дополнительных смыслов, как и должно быть.

Сегодня, кстати, на балет иду. В Москве это удовольствие мне не по карману, так что балеты смотрю только в провинции - тут дешевле ровно в 30 раз.

UPD: Присутствоваший тут ранее ряд оценочных суждений об атмосфере и типичных настроениях публики в ряде московских театров убран автором без просьб с чьей-либо стороны, а в силу того, что мысль нужно было бы развить, но на то нет времени и повода, а в том виде, в каком она была выражена, она выглядит не очень убедительно и не очень корректно (6.05.2012).

Previous post Next post
Up