1) Что такое общественная поддержка культуры.
2) Нынешнее положение дел с неформальной общественной поддержкой культуры.
3) Инструменты самоорганизации сообществ
4) Чего не хватает, чтобы было движение. Каталогизация, горизонтальные связи, экспертная среда, культурная экспансия.
5) Список артистов, чьи концерты можно успешно общественно поддерживать.
6) Конкретные проекты, которыми может заняться движение.
7) Культурный патриотизм - непротиворечивая общая идейная платформа движения.
1) Если совсем грубо, то есть три способа финансировать культуру: государственная поддержка, бизнес и общественная поддержка. У нас в стране долгие годы была беспрецедентная господдержка культуры, но при этом существовали очень крепкие общественные системы, например, КСП или сейчас незаслужено забытое всесоюзное общество "Знание" (в рамках абонимента которого "читал лекции" в том числе Владимир Высоцкий). Общественная поддержка в нашем конкретном концертном случае, это когда зрители организуют некий неформальный "клуб любителей живых концертов", объединяясь вокруг этого коллективного интереса. У такого клуба обычно есть лидер, активисты, группа поддержки. Лидер выступает персонально ответственным организатором концерта, причём (и в этом отличие от бизнес-подхода) вообще не ставит задачу как-то особо нажиться (если только не хочет заработать, чтобы следующий концерт организовать). Активисты помогают лидеру волонтёрской работой (делают афиши, притаскивают аппаратуру и т.д), часто, видя, что происходит прекрасное и некоммерческое, на огонёк собираются в том числе и меценаты из числа завсегдатаев концертов. Часто сам лидер выступает меценатом, воспринимая своё занятие концертами в качестве хобби. Таких подвижников по стране некое количество. Культура для них важнее, чем деньги, если бы они время потраченное на организацию культурных мероприятий тратили бы на менеджерскую работу в любой другой сфере человеческой деятельности, они скорее всего заработали бы больше. Чаще всего концерты они делают артистам, живущим по ровно таким же принципам. Я беру на себя смелость утверждать, что эти люди, если создать им условия, смогут значительно поднять общий уровень культуры в стране.
2) Приведу примеры, чтобы не быть голословным:
Город Владимир, Полина Вахотина. Основное место работы - директор букинистического магазина, для души организует концерты и фестивали. Недавно при поддержке городского руководства провела БуФест. Вокруг Полины и её проктов существует сообщество единомышленников, в том числе на базе "подвала образцового содержания Ёшкин Кот". Самые большие концертные проекты Полины проходили ей в минус, но при этом она умудрялась проводить в городе концерты заведомо неотбиваемых из-за спекулятивно высокого гонорара групп типа "Аукцыона". Попытка построить концертную точку на базе кафе у Полины не удалась, то есть, когда пытаешься из общественной движухи сделать бизнес - возможны варианты.
Город Воронеж, Саша Саввин. Музыкант, лидер рок-группы, постоянный участник Грушинского, организатор фестивалей. У Саши есть ежегодный фестиваль, где он умудряется собрать всех лидеров "новой песенной волны", причём в Москве таких представительных фестивалей на эту тему никто до сих пор не проводит. Воронежский фестиваль - запланированно убыточен, Саша просто тратит на него пару своих зарплат.
Город Тамбов, Коля Ошурков. Звукорежиссёр, музыкант. Лидер "тамбовского неформального общества любителей музыки" (это неофициальное название), организатор привоза в Тамбов десятков достойных артистов. Особенность Тамбовского опыта - уникальная связка молодого неформального сообщества и взрослого бывшего кспшного-неформального, а теперь бизнес сообщества. Последние тихонько страхуют все "большие" концерты от влёта.
Мой список могу продолжать довольно долго. Удивительным образом в него входят и ориентированные на культуру прежде всего серьёзные "бизнес-проекты". Например, в нём есть клубы, кафе и антикафе и даже книжные магазины.
Например, в нём есть прекрасный фестивальный проект продюсера Юры Льноградского "Музэнерго", причём великолепие его автобусного тура по стране в данный момент не имеет отечественных аналогов (давайте, кстати, поможем ему копеечкой, там гениальная идея).
Эти достойные культуртрегеры, подвижники прекрасно себе существуют, никаких рамок им не нужно. Но я утверждаю, что им срочно нужны максимальные горизонтальные связи.
3) И прежде всего связи информационные. В данный момент все эти сообщества или микросообщества поддержки культуры "живут" прежде всего в соцсетях. Интернет дал нам уникальные инструменты организации. Я не буду про это подробно, а то и так длинный текст, а вы и так всё это знаете, раз читаете мой блог. .
4) Так чего не хватает? Все эти подвижники идеально заняты вспахиванием своего маленького поля, сеяньем прекрасного, доброго, вечного. Им всем по отдельности ничего сейчас особо революционного от реальности не надо. Но вот их сумме - очень несколько вещей не помешали бы. Во-первых, им бы всем познакомиться и обменяться опытом. Это может им издержки сократить сразу, кстати. Мои гастроли в Воронеж, например, гораздо дешевле по транспорту бывают, если делать в тот же тур концерты в Липецке и Тамбове. Во-вторых, им бы кроме каталога себе подобных, иметь бы под руками каталог всех дружественных артистов. А в-третьих, иметь бы экспертную оценку по поводу второго каталога. Потому что в данный момент качество выступающего может никак не соотноситься ни с его известностью, ни с размером его гонорара. Если меня спросят, например, кого нам лучше притащить на корпор в формате "человек с гитарой", условно говоря "Лагутенко или Арбенину", я скажу, что на порядок круче позвать Вдовина. Причём гонорар тоже как раз на порядок отличается. Два ноль в пользу Вдовина. Если сможем общественными усилиями потянуть живую каталогизацию и на этот огонёк слетятся доброжелательные эксперты, то привлекательность темы повысится настолько, что мы новое поколение приучим к тому, что "некоммерческие артисты" это круче любых "Землян" (цитирую Майка).
5) Так кто ж наши герои? Смотрите списки участников фестивалей, к которым я имею отношение. Там вообще все такие. Ни одного артиста не воспринимает эти фестивали никак иначе, чем как культуртрегертво чистой воды. Поименное перечисление - позже, а то это тоже тема для отдельного поста.
6) Итак, что я конкретно предлагаю сделать. На принципах распределённой волонтёрской работы создать информационный центр, который бы занялся повседневной каталогизацией подвижников (артистов и организаторов концертов). На базе этого информационного центра устроить обмен опытом и консультации для тех, кто хочет создавать новые точки общественной поддержки культуры по городам. Если всё это получится, следующим этапом работы попробовать на всю эту разношёрстную и объединённую исключительно информационно компанию найти небольшие блага от государства и большого бизнеса. Огромной, неоценимой помощью, например, могла бы стать оплата дороги артистам, готовым поддерживать новые некоммерческие концертные точки или выступать на благотворительных концертах по стране. В конце концов, на моём маленьком уровне. у меня лично есть микроавтобус и небольшой комплект аппаратуры в помощь подобным концертам. Посткспшная концертная точка в подмосковной Электростали в данный момент функционирует в том числе на этой материальной базе. Могу помочь сделать хорошую серию концертов в Вашем городе. Мне лично за это реально ничего не надо кроме самой движухи. Деньги я зарабатываю игрой по корпоративам и кабакам, для души мне гораздо приятнее общественные движения на почве культуры поддерживать. Системного смысла в этом больше вижу.
7) Недаром 2014 год - год культуры. С культурой в целом по стране швах. С музыкальной, поэтической, песенной - особенный швах. Сначала дезинтеграция страны, потом волна массовой культуры, когда музыка стала фоном в маршрутке, а народ в массе вообще перестал воспринимать и, следовательно, петь новые песни. Инфляция культуры произошла. Абсолютно прав Александр Мирзаян, когда говорит про то, что цивилизация и частный её случай - государство во все века держится на песне. То есть сейчас прям очень плохо держится, нужна новая русская (прилагательное, относящееся прежде всего к языку) культурная реальность, взявшая всё лучшее из прошлого, наполненная актуальными новыми смыслами.
Кто кроме нас? Главная надежда музыки в России - это ты, потому что ты слушаешь прекрасное.
Эмблемой движения предлагаю сделать подающую надежду птицу Гамаюн. Вот такую, например.