Владения пограничников Неретиных в Пехлецком стане в конце 16 века.

Apr 08, 2016 10:06


Готовлюсь к краеведческой экспедиции.

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003933947#?page=1
Писцовые книги Рязанского края

За Иваном Григорьевым сыном Неретина - жеребей в деревне Уракове
В той же деревне жеребей за Ульянком Ураковым сыном Неретина, да жеребей в деревне в Озерту
В Пикове на Крутом овраге за Микофорком с братию Ширяевым детьми Неретина да за их невесткою вдовою Феклой за Пимоновой женою Неретина, да за ее сыном Патрикейком.
В деревне Столповской под Теребунским липягом за Федкой Чюдиным сыном Неретиным да за его братом за Гаврилком.
В деревне Теребунской в Рассыльщикове жеребий за Андреем Степановым сыном Неретина
В той же деревне жеребей за Степанком да за Фомкой Ивановыми детьми Неретина,

Итого:

Иван Григорьевич, Ульян Уракович - Ураково
Никифор Ширяевич, Патрикей Пимонович - Пиково
Федор Чюдович, Гавриил Чюдович - Столпово
Степан Иванович, Фома Иванович, Андрей Степанович - Рассылки (Теребунская), она же Пышкино.

Ураково - есть до сих пор, рядом с Шелемишево
Пиково - вымерла, рядом с нынешним Лыково
Столпово - нынешнее село Куровщино, несколько домов, развалины церкви
Рассылки - ближайшая к Куровщино часть нынешней Журавинки
Еще упоминается Озерта, т.е. Озерки - Есаково тож.

420 лет и примерно 15 поколений назад
Родная деревня моей бабушки Аленка (село Покровское) основана, судя по всему, выходцами из Столпово через 80 лет, т.е. примерно три поколения после описываемой ситуации. Вопрос. Назар Степанович и Даниил Борисович Неретины - основатели Аленки. Согласно информации, бывшей у потомков Назара Степановича в конце 18 века, отца Назара звали Степан Иванович - вон он в Рассылках живет. Мог ли чисто теоретически быть жив и весьма активен Назар в тот момент, когда его отцу примерно 100 лет? Ну, в теории, почему бы и нет. Поздний ребенок типа. Ща проверим. Копаю дальше.


1628 год - За Фефилом Деевым сыном Неретиным жеребей деревни Пиковы, отца ево поместье
(т.е. Дейко-то у нас был, с большой вероятностью, Никифоровичем). Феофил помер в 1642 году, а вдова его погибла от рук разбойников в 1647. При этом в 1641 году у Феофила были еще братья Прокофий и Тимофей, им всем вместе еще земли на реке Ряса выдали.

1629 год - за Трофимом Аникиевым сыном Неретина жеребей деревни Теребунской, а Разсылки тож, под Теребунским лесом. Да за ним же Трофимом жеребей в деревне Крутой (Пиково, скорее всего) на Крутом враге под Кореевым лесом на Остафьевской жеребей Ширяева, да в той же пустоши Крутой за Оникием Трофимовым сыном Неретиным Афонасьевской жеребей Иванова сына Тарасова.

Блин. Все запутывается. Трофим Аникеевич, Аникей Трофимович. Сговорились.

В 1649 году - Назар Степанович говорит, что служит уже 4 года, с младшими братьями Елистратом, Салифонком, Нестером и Терентием.
В 1660 году - кроме Назара Степановича служит (с меньшим окладом) Алистрат Степанович
В 1676 году у Назара служат сыновья Федор и Сафрон.
1676 год - те Трофимовское да Оникиевское поместья Неретиных жеребей деревни Теребунской, а Разсылки тож, под Теребунским лесом да два жеребья пустоши, что была деревня Крутая на Крутом враге по Кареевым лесом 67 четвертей в поле, а в дву по тому ж дано в поместье ряшенину Федору Елизарьеву сыну Неретину со всеми угодьи. И вот теперь начинается картина Репина - приплыли. Ошибка писаря или расшифровщика. Не Елизарьеву, а Назарьеву - тогда все полностью сходится.

В 1679 году пограничников записывали в рейтарскую службу, Назар там все про себя рассказал, довольно трогательно:

Назарей Степанов сын Неретин. Под имянем ево написано: по скаске, каковы подал у разбору, служит он великому государю службу со 1654 году з городом. И во 1670-м году за службу и за раны и за полонное терпенье пожалован по дворовому. Поместной учинен ему новичной оклад двесте четьи. Да ему ж учинено придачи за литовские походы 1656-го и 1657-го году сто четьи. Да за два полонное терпенье 1661-го и 1669-го году - сто четьи. Потом между строк написано тако: за всемирные радости - сто четьи. Всего ему поместнаго окладу с придачами пятсот шездесят четьи, денег из четьи семь рублев. Государева жалованья поместья за ним в Ряском уезде в Пехлецком стану в деревне Розсылках з деревнями и с пустошми по писцовым книгам и по дачам сто восемдесят четьи с третником, сенных покосов на десят копен. Деловых людей у него два человека. У него ж три сына: Федор да Софрон. Федор служит рейтарскую службу. Поместье за ним особая дача в Ряском уезде в деревне Теребунску да в деревне Крутой шездесят семь четьи. У него ж сын Тимофей десяти лет. А за Софроном и за Тимофеем особых дач нет. А сын ево, Софрон, от службы отставлен для ево одиночества, для пашни. Крестьянских и бобылских дворов, задворных людей, мелниц, и рыбных ловель, и оброчных земель, и никаких пожиточных угодей нет. Опричь тех детей и братьев и племянников и всяких свойственников, которые в службу поспели и в малых летех, нет.

Ага, свойственников нет. В 1677 году уже Данила Борисович Неретин вместе с Назаром Степановичем землю на соседней реке Аленке у начальства просит.

Previous post Next post
Up