Сел человек в машину и едет полтора часа экранного времени из пункта А в пункт Б. Показывают нам только его лицо, руки да однотипные пейзажи безликого шоссе. Казалось бы, скукотища. Кто вообще будет такое смотреть?
Однако фильм удалось снять напряженный, эмоциональный со своей правдивой драмой. Герой Тома Харди -
Айван Лок, примерный семьянин, успешный работник крупной строительной компании, у которого все в жизни рассчитано, расписано и предусмотрено. По крайней мере, он так думает, пока всего один опрометчивый поступок не разрушает четко отлаженную схему спокойного существования.
Я не буду раскрывать интригу, несмотря на то, что она становится ясна довольно быстро. Главное не то, что именно Айван Лок натворил, а то, как он решил разобраться с последствиями своей ошибки. Большинство бы на его месте стали увиливать от ответственности, придумывать хитрые планы или вовсе - забыли бы о случившемся, забив на чувство долга. Но железобетонное упрямство Лока заставляет его отказаться от здорового эгоизма в пользу единственно правильного (с его точки зрения) поступка. Именно так создатели картины преподносят нам свое видение мужества - способность брать ответственность за случившееся на себя и не скрывать от близких и коллег правду, какой неприглядной бы она ни была.
Лок подходит к проблеме довольно механически с установкой настоящего строителя-работяги: все можно исправить, починить. Но, как водится в жизни, многое идет вкривь и вкось, вопреки расчетам и скрупулезному анализу (и этот дурацкий насморк так не вовремя!) . Еще один урок, который нам дают сценаристы. В конечном итоге Айван добьется своего, но не без потерь и тонны невосстанавливаемых нервных клеток. Во время фильма порой кажется, что Лок вот-вот сорвется, даст по газам, подрежет кого-нибудь и окажется в кювете. Вот и все кино. Однако развязка будет куда пронзительнее. Вроде бы жирная, яркая точка, но с другой стороны - открытый финал, потому что разрешение многих конфликтов Айвона так и осталось за кадром.
"Лок" - это герметичная драма, действие которой разворачивается в одной машине. Разговорная: много диалогов, но еще больше - монологов, в которых мы узнаем о детской травме главного героя, о его убеждениях и несгибаемом характере. Его действия легко могут подвергнуться критике и стать причиной долгой полемики о моральном выборе, но не смогут не вызвать уважение или, по крайней мере, - искреннее удивление и мысли на тему: "а как бы я поступил?".
Харди единственный актер в этом фильме, и играет он за семерых. Берет харизмой, жестами, взглядом, интонациями и своим коронным умением брутально молчать. Нет, правда, Харди очень мужественно ничего не говорит и приковывает к экрану одним выражением лица. Сложно представить себе кого-то, кто бы смотрелся в этой роли и обстановке лучше, чем он.
Отлично потрудились и сценаристы. Их работа доказывает, что хороший сценарий - это, как минимум, половина успеха, а вторая выпадает на счет актеров и режиссера. Тут все тоже сработано на "ура".
Время за просмотром фильма проходит незаметно, а ведь это один из главных критериев увлекательного кино.
8 из 10