Читаю мемуары Константина Коровина. Как это прекрасно. Ничего в спорах об искусстве концептуально не изменилось. Только участников прибавилось. Фотографы подтянулись, дизайнеры.
Вот дискуссии о значимости сюжетов:
«Жанристы говорили, улыбаясь, что пейзаж - это вообще вздор, дерево пишут, можно ветку то туда, то сюда повернуть, куда хочешь, все сойдет. А вот глаз в голове человека нужно на место поставить. Это труднее… Пейзаж сюжета не имеет. Всякий дурак может писать пейзаж. А жанра без идеи быть не может. Пейзаж - это так, тра-ля-ля. А жанр требует мысли». Узнаю брата Колю. И еще чтоб социальная значимость была, заверните две.
А как хороши разговоры о цвете: «А колорит - это неважно, и черным можно создать художественное произведение. Колорит - это для услаждений праздных глаз». Тут нас накрывает эхом тотального превосходства черно-белых изображений. Помните эти разговоры? Только в ч/б настоящее искусство, ага-ага.
И наконец извечное «изобрази понятное». Левитан горько жалуется: «Мне говорят близкие - напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо?»
И какой там замечательный Чехов.
«- Антоша, послушай! Новичков уверяет, что медицина ерунда, фикция, а ты теперь лекарь, плут и мошенник, - говорил брат Антона Павловича, завертывая в бумагу печеные яйца.
- Да, да, верно, все верно, - ответил Антон Павлович.
- Половина кладбищ - жертва докторов, - сказал Новичков и сдвинул бровки.
Антон Павлович засмеялся.
- Я один сколько народу уморю! Вы замечательный человек, Новичков. Вам надо бы юридический факультет. Вы - судья праведный. Ну, идем!».
Прочитала половину, потом
еще что-нибудь расскажу.
Узнала о мемуарах здесь:
https://zdraste-nafig.livejournal.com/171375.html Там еще упомянут феерический фрагмент об экзамене по анатомии в Академии живописи.