Ну и все про то же

Aug 29, 2016 11:26

Серебряной пули не существует. И переход учебных материалов в онлайн и воспроизводство их в потрясающем качестве не решает основной проблемы: последовательности и качества изложения материала. Невозможно приступить к освоению сложных вещей, пропустив простые. Также невозможно остановиться на простых вещах, если впереди большие планы.

Поэтому сложно ожидать, что в ближайшее время появятся какие-то замечательные ресурсы, на которых каждый сможет обучиться буквально чему угодно. Если до сих пор этого не произошло, а люди довольно давно экспериментируют с обучающими форматами, то почему должно произойти сейчас? Пока все появляющиеся ресурсы позволяют оперировать ими как элементами паззла, причем им не под силу заполнить все поле целиком.

Как и в бизнесе, в методиках обучения есть один очень важный аспект: работает ли методика без автора или нет? Если нет, ничего страшного, пусть к автору очередь стоит. Но если да, то это повод для масштабирования. К сожалению, этот вопрос редко встает на повестке дня, масштабированию подвергаются любые находки и, понятно, часто с печальным результатом. Зачастую обучающийся, разочарованный курсом, даже не подозревает, что он столкнулся с вещью, которая была хороша в оригинале, но в исполнении не-автора потеряла всякую ценность. Я несколько раз видела такие вещи, и их можно отследить только если успел познакомиться с автором. Для тех, кто решил учиться, это, разумеется, всегда лотерея, но для тех, кто ресурсы создает, это вещь совершенно очевидная, и возможно не стоит ее игнорировать.

Содержание курса - является его главной ценностью, несмотря на то, что все пытаются купить техническую оболочку. Волшебное сочетание «языковая скайп-школа» ничего не значит без учета талантов конкретного преподавателя. Слова «интерактивное обучение» тоже не несут с собой ни плохого, ни хорошего без учета наполнения. Однако наполнение любого курса - вещь очень сложная, значительно проще продвинуть оболочку. Поэтому правильность выбора зависит от компетенции обучающегося (или в случае с ребенком - его родителя).

Проблема выбора

В одном из российских исследований по выявлению факторов, влияющих на успеваемость детей в начальной и начальной средней школе, выяснилось, что одним из ключевых факторов, оказывающих положительное влияние, является совместное проживание с образованным старшим поколением, которое занимается ребенком. Ни репетиторы, ни онлайн-ресурсы не способны этот побить этот актив. Все-таки важны не сами по себе внешние обучающие ресурсы, а тот, кто их для ребенка выбирает. Именно поэтому, если мы говорим о реальной пользе этих ресурсов, имеет смысл говорить о внутреннем содержании этих ресурсов и помогать людям с выбором - в интересах тех, кому не досталось образованной бабушки, или она живет слишком далеко, чтобы оказать заметное влияние. Есть большие сомнения, что ресурсы справятся с этой задачей самостоятельно, поскольку необходимость давить на маркетинговую тапку постоянно перевешивает другие интересы. И эта задача переходит или в руки того, кто формирует образовательную траекторию (я ненавижу этот термин, поскольку обучение - процесс нелинейный, но другого что-то нет). Понятно, что этот «кто» не обязательно будет мамой или бабушкой, он может быть кем угодно, в зависимости от возраста и других особенностей обучающегося.

Допустим, содержание отличное, а дальше что?

Онлайн-ресурсы достигли мгновенного успеха в перехвате технических задач. Видеолекции, сдача домашних заданий по мейлу, тренажер для запоминания новых слов, имитирующий старые добрые карточки - все это блестящие находки, и свои доэлектронные аналоги они вытеснили легко. Я еще помню, как одни курсы я закончила, получая материалы по почте и отправляя контрольные по факсу, даже странно, что это было так недавно, всего лишь в 1998 году. Но содержательную часть воспроизвести таким образом невозможно. До определенной степени можно растиражировать хорошего преподавателя, но клонировать его, чтобы он проверял сложные контрольные работы, нельзя. А это и есть основная ценность подготовки обучающегося - личное внимание к особенностям усвоения материала. Нельзя сказать, что это личное внимание было доступно в массовой школе, все же калибровка под шаблон является ее основной целью, но даже довольно простые эссе робот проверить не может.  Это точка максимальной уязвимости MOOC-ов (курсов массового онлайн-обучения) типа Coursera, поскольку именно они с максимальным энтузиазмом продвигают идею скорейшей победы онлайн-образования над всем остальным.

Характерен следующий диалог между сторонниками этой формы и скептиками:
- Ну а как вы будете проверять свои 2000 работ?
- А у нас тесты. Их робот проверяет.
- И для сложных задач?
- И для них. Мы классные придумали тесты.
- А, по-моему, вы просто вынуждаете обучающегося бегать по кругу, пока он каким-то образом не получит правильный ответ.
- Вы придираетесь, коллега.

МOOC-ы о своих проблемах знают. Поэтому Coursera планирует ввести малые группы, но поскольку этого еще не произошло, пока непонятно, что из этого выйдет.

Год назад у меня глаза на лоб вылезли, когда выяснилось, что на курсах Foxford по подготовке к написанию сочинения для ЕГЭ предусмотрена сдача только трех сочинений за год. Нет, они там как-то по абзацу каждую неделю должны были что-то писать, но три за год! Я их даже не осуждаю, это неизбежная плата за массовость, и такой подход - лучше, чем ничего. Но даже если хороший репетитор, занимаясь ребенком два раза в неделю, не может гарантировать блестящую сдачу экзаменов, то вы понимаете, что ждать каких-то иных результатов от массового онлайн-ресурса точно не стоит. Да, действительно, хорошие MOOC-ы дают доступ к прекрасным преподавателям, но каждому достается не весь преподаватель, а только его маленький кусочек.

Возвращаясь к началу - серебряной пули не существует. Даже самый прекрасный ресурс может помочь только частично. И успех ресурса определяет не столько платформа, сколько его содержание и направленность.

роботы наступают, образование

Previous post Next post
Up